Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах




Скачать 16.67 Kb.
НазваниеМетодология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер16.67 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5



На правах рукописи


КРАВЧЕНКО Алексей Евгеньевич


МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КУРОРТНЫХ ЗОНАХ


Специальность 05.22.10 –Эксплуатация автомобильного транспорта


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

доктора технических наук


Санкт-Петербург

2013

Р


абота выполнена в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» на кафедре транспортных сооружений

Научный консультант: академик Российской академии

транспорта, доктор технических

наук, профессор,

Поспелов Юрий Андреевич




Официальные оппоненты: Лукинский Валерий Сергеевич,

доктор технических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный экономический

университет», заведующий кафедрой логистики и организации перевозок;


Спирин Иосиф Васильевич,

доктор технических наук, профессор,

академик Российской академии естественных наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», профессор кафедры

эксплуатации транспортных средств;

Стариченков Алексей Леонидович,

доктор технических наук, доцент,

ФГБУН «Институт проблем

транспорта им. Н.С. Соломенко» РАН,

г. Санкт-Петербург


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская

государственная гуманитарно-

технологическая академия»

Защита состоится «02» июля в 15 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.223.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 2/5, ауд. 340-К.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета Д 212.223.02: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д.4.


Автореферат разослан «___»_______________20___ г.


Учёный секретарь

диссертационного совета

к.т.н., доцент Олещенко Елена Михайловна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования.

Отсутствие в стране курортов, отвечающих высоким требованиям эффективности и уникальности обслуживания, послужило импульсом к значительному оттоку отдыхающих и туристов за пределы РФ, которые составляют по оценкам экспертов около 8-10 млн. человек в год. Примером могут служить курорты Черноморского и Азовского побережья Краснодарского края, которые ежегодно принимают около 15 млн. человек, из которых 2/3 в летний период. В связи с этим в курортных зонах (КЗ) возникают пиковые нагрузки, связанные с временным приездом отдыхающих и туристов, превосходящих местное население в 2-3 раза. В результате качество транспортного обслуживания населения (КТОН) КЗ приобретает статус трудно разрешимой социально-значимой проблемы, что требует ее изучения с научной и практической стороны. При этом существующий уровень КТОН в КЗ требует принципиального совершенствования таких его свойств как: мобильность, транспортная доступность, быстрота передвижения, надежность, безопасность, уровень качества транспортного сервиса и др. Все эти свойства становятся ключевыми факторами эффективного функционирования транспортно-дорожного комплекса больших КЗ (агломераций) и, как следствие, являются показателями их привлекательности, уникальности, социально-экономической и политической стабильности.

Важно также подчеркнуть, что потребности населения КЗ в качественных транспортных услугах непрерывно растут, а неразвивающаяся (негибкая) маршрутная сеть, неизменная технология транспортного обслуживания в зимние и летние периоды года, неприспособленная инфраструктура КЗ, несовершенство законодательства в области организации и управления процессами ТОН (системами), способствует снижению их функциональной эффективности и как результат, значительному оттоку отдыхающих за пределы страны.

Все это ставит перед органами законодательной и исполнительной власти курортных регионов актуальные задачи по разработке таких инновационных взаимоотношений с субъектами перевозочной деятельности и между ними, которые способствовали бы формированию многоуровневого организационного и управленческого механизма, нацеленного на эффективное и качественное функционирование пассажирского транспортного комплекса КЗ в летний и зимний периоды года, с акцентом на максимальный интегральный экономический эффект.

Анализ состояния проблемы по теме исследования выявил, что КЗ РФ (Краснодарского края) будут развиваться по эксклюзивным концепциям и технологиям. Поэтому незамедлительно необходим пересмотр существующих классических подходов в области организации и управления инфраструктурой пассажирского транспортного комплекса КЗ. Это вызвано тем, что в классических подходах не сформулированы принципы, свойственные КЗ и их инфраструктурам.


Вектор развития таких принципов должен быть направлен на:

- разработку многоуровневых транспортных систем, обладающих функциональной гибкостью, оперативностью, оптимальностью, координационной точностью, потенциалом экономического, интеллектуального, научно-технического и технологического развития.

Такие системы способны эффективно взаимодействовать за счет комплексирования перевозочных процессов различных видов пассажирского транспорта и субъектов перевозочной деятельности с их взаимными экономическими интересами и интеграционными усилиями, и как результат - обеспечивать стабильную работу транспортных систем различных уровней в «пиковые» нагрузки курортного сезона с акцентом на текущего и потенциального потребителя транспортных услуг;

- организацию и управление субъектами перевозочной деятельности (процессами, системами), имеющими различный юридический и экономический статус;

- оперативность, гибкость, выборочность и оптимальность решений в координации действий субъектов перевозочной деятельности в режиме реального времени (online);

- самодостаточность и оптимизацию ресурсов транспортных систем различных уровней для обеспечения надежного и безопасного их функционирования в пиковые нагрузки курортного сезона;

- эффективность взаимодействия различных (ведомственных) субъектов перевозочной деятельности в транспортно-пересадочных узлах больших КЗ;

- уникальность технологий предоставления транспортных услуг комплексного (мультимодального) характера с широким спектром сопутствующих сервисных услуг;

- персонализацию и гибкость транспортных услуг, предоставляющих поездку от «двери до двери» для различных социальных групп населения КЗ;

- интеллектуальность технологий при управлении процессами (системами) транспортного обслуживания населения в КЗ и др.

Уникальность и сложность решения поставленных проблем требует системной оценки, результатом которой должна стать разработка гибкой (ситуационной) пассажирской транспортной структуры, с необходимым и достаточным количеством ресурсов, которая своевременно удовлетворяла бы растущие транспортные потребности различных социальных групп населения и отдыхающих больших КЗ и сохраняла на номинальном уровне свое функциональное состояние в зимний и летний периоды года.

Степень разработанности темы исследования.

Решению отдельных вопросов по предложенной теме исследования занимались следующие ученые и специалисты: Л.Л. Афанасьев, В.Ф. Бабков, Е.А. Баркова, Г.В. Болоненков, А.В. Васильева, П.П. Володькин, А.Э. Горев, В.А. Гудков, В.Д. Герами, О.А. Дмитриев, В.В. Зырянов, В.Н. Зубков, В.М. Курганов, Е.А. Кравченко, П.А. Кравченко, В.Г. Кочерга, В.А. Корчагин, В.С. Лукинский, О.Н. Ларин, В.И. Ляско, Д.М. Лившиц, Л.Б. Миротин, А.И. Малышев, Э.Е. Мун, С.Ю Ольховский, Ю.А. Поспелов, В.Н. Парахина, А.Д. Рубец, В.С. Селин, А.В. Сарычев, В.И. Сарбаев, В.В. Сильянов, И.В. Спирин, М.П.Улицкий, М.В. Хрущев, А.В. Шабанов, М.Р. Якимов и зарубежные ученые: D.Lohse, Atkin R., Casti J., Zade L., Coyli J.J и др.

В работах, выше перечисленных ученых, посвященных изучению проблем системного управления организационными структурами, оптимизации транспортных процессов и систем, повышения эффективности и качества предоставляемых транспортных услуг, не уделялось достаточного научного внимания вопросам совершенствования организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в больших КЗ. А методики, алгоритмы, методологические научные инструментарии, концепции и технологии не учитывали особенностей, свойственных большим КЗ, основными из которых являются: уникальное территориальное расположение и масштаб КЗ; системные и межсистемные закономерности и взаимосвязи организационных структур различных субъектов перевозочной деятельности; динамичность и сложность их взаимоотношений; неопределенность событий, происходящих в КЗ с высокой степенью рисковых ситуаций; интеллектуальность технологий транспортных процессов и др.

Актуальность вышеуказанных проблем и незамедлительность их решения с научной и практической стороны в соответствии с устойчивым развитием транспортно-дорожного комплекса больших КЗ, послужило основанием в выборе темы диссертации, определило объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации состоит в разработке методологии совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в больших курортных зонах (агломерациях), способной обеспечивать системно-ориентированную интеграцию (консолидацию) потенциалов всех субъектов перевозочной деятельности в пиковые нагрузки курортного сезона.

Для достижения поставленной цели в диссертации предусмотрены следующие решаемые задачи:

1. Выполнить комплексный анализ состояния системы транспортного обслуживания населения больших КЗ, с использованием научно обоснованного массива критериев оценки функциональной эффективности различных инфраструктур (транспортной, дорожной, рекреационно-планировочной) в летний и зимний периоды года.

2. Разработать функциональные структурные схемы системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в больших КЗ, обеспечивающих оперативную (online) и выборочную координацию потенциалов различных субъектов перевозочной деятельности.

3. Разработать модель системного комплексирования перевозочных процессов различных видов пассажирского транспорта, обеспечивающих возможность предоставления мультимодальных (комплексных) транспортных услуг для населения больших КЗ.

4. Разработать методику ситуационного моделирования с механизмом оперативной оценки функциональной эффективности процессов транспортного обслуживания населения в больших КЗ.

5. Разработать принципы инновационной организации взаимоотношений различных субъектов перевозочной деятельности для целей повышения эффективности и качества функционирования транспортных систем в больших КЗ различных уровней.

6. Обосновать целесообразность и механизм внедрения в пиковые периоды курортного сезона гибких транспортных услуг, обладающих персональным сервисом для различных социальных групп населения больших КЗ.

Объектом исследования является система транспортного обслуживания населения курортных зон РФ, а конкретным объектом наблюдения - транспортная система и процессы транспортного обслуживания населения больших КЗ (агломераций) Краснодарского края.

Предметом исследования является теория и методология организации и управления транспортными системами (процессами); условия (события, ситуации) и параметры функционирования транспортных систем (процессов); модели и методы оценки эффективности и качества транспортных систем (процессов) в больших КЗ (агломерациях).

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Разработаны функциональные структурные схемы системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в больших курортных зонах.

2. Разработана организационная модель и механизм эффективного взаимодействия межсистемных (межведомственных) субъектов перевозочной деятельности больших КЗ, обладающих различным юридическим статусом.

3. Разработана методика ситуационного (когнитивного) моделирования с механизмом оперативной оценки функциональной эффективности процессов транспортного обслуживания населения в больших курортных зонах.

4. Разработан механизм оценки функциональной эффективности транспортных процессов в больших курортных зонах на основе комплексного критерия качества.

5. Разработана концепция целесообразности применения в пиковые периоды курортного сезона гибких транспортных услуг, обладающих персональным сервисом для различных социальных групп населения больших курортных зонах.

6. Обоснована целесообразность внедрения в больших курортных зонах мультимодальных (комплексных) перевозочных процессов различных видов пассажирского транспорта с оценкой их взаимодействия в структурированных транспортно-пересадочных узлах.

Теоретическая и практическая значимость работы.

На основе проведенных экспериментальных исследований, базирующихся на научных инструментариях, разработана методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в больших КЗ, обеспечивающих наиболее эффективное и качественное предоставление транспортных услуг в летний и зимний периоды года.

Разработанные в диссертации методологические подходы, модели и методики ориентированы на практическое применение и имеют прикладной характер. Они могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами власти в текущем и перспективном планировании, при решении вопросов: развития конкурентоспособности между субъектами перевозочной деятельности; оперативного управления пассажирской транспортной системой в КЗ; формирования оптимальных пассажирских перевозочных процессов и маршрутных схем в КЗ; моделирования системы экономического взаимодействия между субъектами перевозочной деятельности в масштабе больших КЗ в целом; обоснования вариантов развития и системного комплексирования различных субъектов перевозочной деятельности (видов пассажирского транспорта) и др.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области развития (совершенствования), организации и управления транспортными системами (процессами ТОН) больших КЗ (агломераций), а также способы оценки их функциональной эффективности с позиции оказания уникальных транспортных услуг высокого уровня качества.

В качестве научных инструментов исследования использованы теоретические положения системного подхода, математические методы моделирования систем и обработки результатов соответствующими программными средствами, теории вероятностей, графов, массового обслуживания, игр, нечетких множеств, методы экспертной оценки, статистического, системного анализа, ситуационного моделирования, а также научные разработки и материалы, полученные в ходе исследовательской и практической деятельности автора.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты (документы), регламентирующие деятельность субъектов перевозочной деятельности, обладающих различным юридическим и экономическим статусом, транспортная стратегия РФ до 2030 г., стратегия социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края до 2020 г., информационные материалы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, статистические данные (сборники) региональных и муниципальных органов власти Краснодарского края, натурные и социологические исследования и др.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconМетодические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области
Тришина Е. В., начальник отдела организации социального обслуживания семьи и граждан пожилого возраста в нестационарных условиях...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconГосударственный стандарт социального обслуживания населения
Социального обслуживания населения волгоградской области «социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconРеализация системы менеджмента качества для совершенствования деятельности организации на различных уровнях управления
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции)
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconСтатья рассматривает практические аспекты разработки и совершенствования системы управления предприятием, включающие построение стратегической карты предприятия, системы сбалансированных показателей, моделирование и оптимизацию бизнес-процессов.
Статья предназначена для руководителей и топ-менеджеров предприятий, серьезно подходящих к построению системы управления предприятием,...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconПостановление Правительства Челябинской области от 20 марта 2008 г. N 53-п "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Челябинской области"
В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Челябинской...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconУтверждено постановлением Администрации города
Настоящее Положение определяет назначение, задачи, порядок использования, совершенствования системы оповещения населения на территории...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconСерафимовский детский дом-интернат
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconРегламент и типовые требования к организации информирования населения и организаций о порядке и условиях получения услуг в Центрах согласно приложению 7 к настоящему постановлению
О городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна"...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconГосударственный стандарт социального обслуживания населения волгоградской области «основные виды социальных услуг»
О обслуживания (далее именуются учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию...
Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 05. 13. 06 “ автоматизация и управление технологическими процессами и производствами”
«Теория автоматического управления», «Идентификация и диагностика систем», «Управление гибкими производственными системами», «Алгоритмические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница