Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении




Скачать 18.45 Kb.
НазваниеГооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер18.45 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


ГООУ санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении

«Волгоградская санаторная школа интернат

«Созвездие»»


Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.


Леонтьева М. А.

учитель начальных классов

ГООУ Волгоградской

школы-интерната

« Созвездие»


Волгоград 2010


Введение


Глава 1

Теоретические основы формирования патриотизма у младших

школьников средствами исследовательской деятельности.



    1. Сущность понятия патриотизма.



    1. Исследовательская деятельность как средство

формирования патриотизма у младших школьников.


Глава 2

Описание собственного педагогического опыта по формированию патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.


2.1 Диагностика уровня сформированности патриотизма

как ценности у младших школьников.

2.2 Описание педагогического опыта по формированию

патриотизма в условиях исследовательской деятельности.


Заключение


Список литературы


Приложение


Введение.


Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития. Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения, особенно на этапе детского развития, поскольку патриотизм на неосознанном для ребенка уровне проявляется сначала в любви к родителям, за тем – к родному дому, окружающей природе. Активное целенаправленное формирование развития личности патриота осуществляется именно в детские годы. [7, С. 6-8]

Практическая актуальность работы.

Модернизация российского социокультурного пространства в 21 веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к рыночной экономике, гражданского общества обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях изменившейся России. Пренебрежение к российским духовным, нравственным, историческим, в том числе патриотическим ценностям демонстрировала новоявленная российская элита, ориентированная на образ жизни в ведущих капиталистических странах, связывающая с ними свое будущее, будущее своих детей, материальное благополучие и безопасность.

Гражданам страны внушались комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. [8, С. 12-18]

Перед обществом встал вопрос определения задач и приоритетов патриотического воспитания. Активная разработка различных аспектов патриотического воспитания государственными и общественными организациями Российской Федерации вылилась в утверждение Правительством РФ постановления от 16.02.2001 г. №122 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001/05 гг.». одна из важнейших государственных задач, поставленная Программой, - создание в России системы патриотического воспитания граждан. (Лутовинов В.И. 2008)

В Программе охарактеризованы причины, побудившие придать патриотическому воспитанию государственный характер, актуальный и по сей день. В ней говорится о том, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, наблюдавшиеся в стране в последние десятилетия, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. [7, С.42-48]

В этих условиях стала очевидной неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В Программе отмечено, что для объединения усилий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, координации и направления их работы а все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан создают героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, сохранившие качества нравственных идеалов. Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освящение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. . [7, С.49]

Утвержденная Программа была ориентированна на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяла основные пути развития системы патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитывались опыт и достижение прошлого. Современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. Целью Программы определялось развитие системы патриотического воспитания граждан РФ способные на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержание общественно экономической стабильности упрочению единства и дружбы народов РФ. [9, С.14]

Для достижения указанной цели ставился ряд задач: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2005 года № 3064 утверждена следующая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

В ней констатируется, что в результате выполнения предыдущей госпрограммы в своей основе сложилось государственная система патриотического воспитания. . [8, С.24]

Основной целью программы определено совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающий развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности отечеству.

Приоритетным направлением Программы выделено патриотическое воспитание подрастающего поколения детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы и семьи, где проводится научно обоснованная организаторская пропагандистская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России. Патриотическое воспитание стало одним из важнейших направлений государственной политики.

Вместе с тем в реальной практике развитие Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, выступающие в постсоветские годы слагаемыми комплексами ущербности и неполноценности нации. [7, С.46-48]

Теоретическая актуальность работы.

Данная тема исследовалась многими учеными. Патриотизм в многовековой и полной тяжелых испытаний истории России был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания. Простейшие представления людей, впоследствии сформировавшие компоненты патриотизма, появились у восточных славян до принятия христианства. В IX – X вв. восточные славяне стали единой древнерусской народностью, определившей идеалом воспитание людей, «почитающих Русь». Проявление патриотических настроений отмечается и в летописях, в «Слове о полку Игореве», в исторических песнях, в «Поучении Владимира Мономаха» и других древне русских литературных источниках. Идеи патриотизма ярко отражались в народном творчестве. В России исторически складывалась уникальная, уходящая в глубь веков, традиция особо уважительного отношения к Родине – Матери, к России – носительнице высших духовных ценностей, к родной земле, наделенной в языческой культуре Древней Руси божественным материнским началом. Оформление идеи патриотизма в Русском государстве в средние века связано с многовековой борьбой за свою государственность и национальную независимость. Эпизоды такой борьбы, запечатленные в фольклоре или литературе, демонстрировали примеры героической защиты Родины, воспитывая тем самым любовь к ней. (Ильин И.А.1952)

С XVII столетия в России начинается формирование национальной идеи, возникает идея народного патриотизма в контурах государственно-национального пространства в духовном континууме православия. Православный характер российского патриотизма ничего не имел общего с неприязнью к другим религиям и вероисповеданиям. . [7, С.26]

В годы правления Петра I реформация страны не только изменила политическое устройство, экономику и военную мощь государства, но и цели образования воспитания. Основным идеалом стал человек «не жалеющий живота своего для блага Отчизны». В осмысление патриотизма внес большой вклад, выдающийся русский ученый – естествоиспытатель, мыслитель М. В. Ломоносов (1711 - 1765). Он считал, что главной целью школы является воспитание человека – патриота, гражданина, труженика, воспитания любви к Отечеству. Он сблизил понятие «гражданин» и «патриот». Идеал патриота для М. В. Ломоносова – человек «научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства».

Во второй половине XVIII в. В России осуществлялось ориентация на воспитание «полезных граждан», способных приносить пользу обществу. Отечественных просветителей вдохновлял идеал личности, который рождался не в сфере частных, эгоистических интересов, а в ратном подвиге и защите Родины, в общем труде на благо Отечества. Идея подготовки к служению Отечеству в этот период отражена в творческом наследии И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева «истинный человек и сын отечества есть одно и то же…».

Большой вклад в развитие патриотизма внес в развитие идей патриотизма историк, писатель Н. М. Карамзин в статье «о любви к Отечеству и народной гордости», где рассматривал физическую любовь (привязанность к месту своего рождения), моральную любовь (норму национального общения, ценности жизни), политическую любовь (любовь к благу и славе России). Последователями его явились историки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Патриотические мотивы звучат в наследии В. Г. Белинского, А. И. Герцена, А. А. Мусина-Пушкина. (И.А.Ильин [7, С.33])

Патриотическая идея на протяжении всей отечественной истории развивалась под значительным влиянием многочисленных военных испытаний, выпавших на долю России. В творческом наследии Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского прослеживается мысль «историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине, а человеческое достоинство – силой его патриотизма». Основатель отечественной научной педагогике К. Д. Ушинский идеи народности и патриотизма с педагогических позиций. Он считал что «любовь к Отечеству столь же присущей человеку, сколько самолюбие», рассматривая патриотизм как основу развития личности. В словарях советского периода давалось определение патриотизма с классово – идеологических позиций. Воспитание патриота в СССР было связано, в первую очередь, с процессами государственного строительства и внешнеполитическими проблемами, а учеба в школе рассматривалась, как выполнение гражданского долга об этом писали А. М. Горький, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Идеями о необходимости воспитания патриотизма пропитаны труды видного советского педагога А. С. Макаренко. Основная задача советского воспитания «подготовка нового человека – творца, человека – гражданина, человека – патриота». Героические сражения периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. имели большое значение для укрепления патриотических идей и совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно в этих сражениях раскрылась моральная сила и патриотизм советского человека. Невиданная стойкость и героизм во имя Победы позволили поднять представление о патриотизме нашего народа на недосягаемую высоту!

В основу содержания патриотического воспитания в послевоенные годы закладывается гордость за интенсивное восстановление и развитие экономики страны. Подходы к воспитанию патриотизма советских школьников представлены в деятельности видного советского педагога В. А. Сухомлинского. Патриотизм он считал «сердцевиной человека» и ставил вопрос о необходимости такого воспитания с раннего детства, отсюда особая роль семьи в формировании образа Родины; любовь к родным – «вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым - Родиной».

Особый упор значительная часть педагогов советского периода делали на воспитательных возможностях таких ценностей, как родная природа, язык, национальная культура, экономические и научные достижения, спортивные победы, духовное своеобразие, семейный уклад. [4, С.133]

В начале 90-х гг. в связи с распадом СССР, крушением социалистического общества, жестких рыночных преобразований произошло кардинальное изменение отношение к патриотизму. В этот период чувство патриотизма подверглось серьезным испытаниям, так как в средствах массовой информации Россию клеймили позором, возмущались ее отсталостью и дикостью. Большинство органов печати и эфира считали недопустимыми любые проявления патриотизма, а само слово «патриот» выступало ругательством или поводом для иронии. Ряд российских СМИ особое внимание обращали на то, чтобы в стране на государственном уровне не пропагандировались патриотические ценности. (В.И.Лутовинов [7, С.48-49])

Глубокое исследование патриотической идеи в наши дни можно проследить в духовном наследии И. А. Ильина, в трудах В. И. Лутовинова, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева, А. К. Быкова, С. Л. Рыкова.

Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, педагогов - А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К.Быков [1, С.41]) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [1, С.41-42].

А.Д.Солдатенков [2, С. 46-52] полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине». Формирование этической культуры и моральная направленность, могут быть показателем патриотизма. М.А. Терентий [4,С.9] считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника. Т.М. Суходолова [5] уточняет содержание знаний и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде и самовоспитание.

Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента: (когнитивный, эмоциональный и деятельностный), которые в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Объект исследования: внеучебная деятельность в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

Цель работы: обосновать педагогический опыт по формированию патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность понятия патриотизма.

2. Охарактеризовать средства исследовательской деятельности по формированию патриотизма у младших школьников.

3. Подобрать и апробировать методики диагностики уровня сформированности патриотизма у младших школьников.

4. Обосновать педагогический опыт по формированию патриотизма у младших школьников в исследовательской деятельности.

Практическая значимость работы: данный опыт может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, методистам, студентам.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconФорма 1 Информационная карта общеобразовательного учреждения муниципального казённого оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторно-лесной школы г. Томска наименование оу по Уставу
Информационная карта общеобразовательного учреждения муниципального казённого оздоровительного образовательного учреждения санаторного...
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconПрограмма курса информационные технологии Составитель : Курушкин Максим Сергеевич воспитатель 7 класса Красноярка 2013
Омской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторно-лесная школа»
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconОб утверждении типового положения об оздоровительном образовательном учреждении
Утвердить прилагаемое Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном...
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconИстория германии и россии в культурных памятниках
Мкооу «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Тарко-Сале Пуровского района
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconАдминистративный регламент
«Консультативно-диагностическая деятельность для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconМетодическое пособие для Заместителей директоров оу по воспитательной работе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи –...
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconПрограмма II городского Педагогического Марафона специалистов. 1) 9: 00-10: 00 регистрация участников, внесение оргвзноса (500 руб), ознакомление с новинками литературы по специальной педагогике «Национальная библиотека рк»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconУтверждаю решение
В 1929 году при заводе были открыты классы для детей рабочих, где их учили основам арифметики, письму и чтению. В 1933 году было...
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconПолезные сайты для педагогов и родителей: Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
Новый сайт для родителей о детях: полезная информация о детских болезнях и их лечении, школьном обучении детей и много полезной информации...
Гооу санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении iconСодержание введение 2
Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница