Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура




НазваниеМедико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура
Дата04.02.2016
Размер8.76 Kb.
ТипДокументы
Козионова Лариса Викторовна, учитель – логопед, Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура


Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста


Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психичес­кой деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгля­ды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную сре­ду, в которой он растет.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточ­ность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Воз­можна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш при­выкает реагировать не на слова, а на жесты.

Зачастую бывает так, что ребенок двух с половиной – трех лет не говорит. В активной речи присутствуют отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания, лепетные слова. В истории развития ребенка появляется заключение – алалия. Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т.п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особо­го подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знани­ями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими деть­ми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведе­ние которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оторинола­ринголога (ЛОР). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным органи­зовать адекватную помощь ребенку.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. За­нятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольни­ками не только объемом и содержанием материала, но и специфи­ческими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особен­ности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышле­ния, деятельности и т.д.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружаю­щих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюха­ют, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узна­ет функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а ка­рандашом рисуют.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений по­требуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообра­зие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего воз­раста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситу­ации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста также име­ют ряд особенностей. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необ­ходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мо­тивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непос­редственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избе­жать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.

Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего — игры на развитие подража­ния. Именно в таких играх ребенок учится получать важную ин­формацию от другого человека. Также проводится работа по разви­тию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и па­мяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.

Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить заня­тия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя актив­ную роль: ведет ребенка за собой — объясняет и показывает, зада­ет вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколь­ко вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усво­ение и запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говори­те простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недо­пустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи де­тей требует наглядности и должна быть тесно связана с практи­ческой ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практи­ческом опыте ребенка, в логопедических играх используются спе­циальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.

Индивидуальный подход, учет возрастных особенностей, систематические занятия с ребенком приведут к положительному результату со стороны развития речи.


Список литературы


1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., «Айрис пресс», 2004

2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит?Почему? Что делать? – М., Серия «Практическая логопедия»

3. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М., Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

4. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М., «Теревинф», 2007

Похожие:

Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconМетодическое пособие для Заместителей директоров оу по воспитательной работе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи –...
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconИнструкция о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико социальной экспертизы
Уис ) на медико социальную экспертизу, проведения освидетельствования и его документальное оформление, составления индивидуальной...
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconСовершенствование медицинской помощи детям, больным туберкулезом в зависимости от медико-социальной характеристики семьи ( на примере города Хабаровска)
Работа выполнена в гбоу впо «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (Ректор доктор медицинских...
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconЦентр психолого-медико-социального сопровождения «спутник» 662150, г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 3, дом 11, тел. 7-56-60 e-mail
Согласно Уставу, целью деятельности учреждения является: оказание помощи детям от рождения до 18 лет, имеющим проблемы в развитии,...
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconАдминистративный регламент
«Консультативно-диагностическая деятельность для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconЛакунарный инсульт: механизмы развития, алгоритмы диагностики, методы вторичной профилактики
Национальный центр патологии мозгового кровообращения Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconМодель паллиативной медицины на региональном уровне. Опыт ульяновской области в оказании медико-социальной помощи инкурабельным больным и их семьям

Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconРоссийской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»
...
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура iconПрограмма II городского Педагогического Марафона специалистов. 1) 9: 00-10: 00 регистрация участников, внесение оргвзноса (500 руб), ознакомление с новинками литературы по специальной педагогике «Национальная библиотека рк»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура icon«Центр психолого-медико-социального сопровождения» утверждено приказом Центра пмсс от «01»
Речь одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница