РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 – 7 КЛАССЫ Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 6 классе и 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Используемый учебно-методический комплект: 6 класс Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006; Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс». - М.: Просвещение, 2006; Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006. Нормативные документы: а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка. Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения.
7 класс 1Используемый учебно-методический комплект: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс. - М.: Просвещение, 2007; Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс». - М.: Просвещение, 2007. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006. Нормативные документы: а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка. Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми в экономической и правовой сферах; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки экономической и правовой сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; - человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
| План | Факт |
| РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 часа) |
| 1-2 | Человек родился | 1 | Уроки изучения нового материала | Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Работа с текстом учебника по заданиям |
| §1 |
|
|
| 3-4 | Что такое личность | 2 | Комбинированные уроки | Что такое личность, сильная личность, индивидуальность | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Выполнить проблемные задания |
| §2, вопросы |
|
|
| 5 | Особый возраст: отрочество | 1 | |
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с текстом учебника по заданиям |
| §3, вопросы |
|
|
| 6 | Познай самого себя | 1 | |
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Работа с текстом учебника по заданиям |
| §4 вопрос |
|
|
| 7-8 | Человек и его деятельность | 2 | Уроки изучения нового материала | Деятельность человека, виды деятельности. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с текстом учебника по заданиям |
| §5 |
|
|
| 9 | Что человек чувствует, о чём размышляет | 1 | |
| |
|
| |
|
|
| 10 | На пути к жизненному успеху | 1 | |
| |
|
| |
|
|
| 11 | Человек и общество | 1 | Урок повторения и обобщения | Учимся общаться, быть терпимыми. Учимся творчеству | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать вы воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы вать известные; - работать с текстом учебни ка, выделять главное, ис пользовать ранее изученный материал для решения по знавательных задач | Моделирование ситуации, их анализ |
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. Духовная культура (8 часов) | 12-13 | Человек славен добрыми делами | 2 |
| | |
|
|
|
|
| 14 | Будь смелым. Почему нужно быть терпимым? | 1 |
| | |
|
|
|
|
| 15 | Профессия -учение | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Профессия - ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить личный алгоритм «Учись учиться» |
| §7 |
|
| 16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Комбинированный урок | Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Письменные задания. Творческое задание |
| §8 |
|
| 17 | Труд - основа жизни | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить кластер «Труд» |
| §9 |
|
| 18 | Труд и творчество | 1 | Комбинированные уроки | Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве | Знать основные положения урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить словарик темы |
| §10 |
|
| 19 | Духовная культура | 1 | Урок повторения и обобщения | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству | Знать основные положения урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. Социальная сфера (6 часов) | 20 | Мораль и право | 1 |
|
|
| |
| |
|
| 21 | Равноправие граждан. Ребёнок и его права | 1 |
|
|
| |
| |
|
| 22 | Семья - ячейка общества | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать вы воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы вать известные; - работать с текстом учебни ка, выделять главное, ис пользовать ранее изученный материал для решения по знавательных задач | Работа с текстом учебника по заданиям |
| §3, вопросы |
|
| 23-24 | Семейное хозяйство | 2 | Комбинированные уроки | Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить семейный бюджет |
| §5 |
|
| 25 | Делу время, потехе час | 1 | Комбинированный | Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения и виды» |
| §6 |
|
| 26 | Социальная сфера | 1 | Урок повторения и обобщения | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Письменные задания. Творческое задание |
|
|
|
| РАЗДЕЛ 4. Политика и право (6 часов) |
| 27-28 | Наше государство - Россия | 2
| Урок изучения нового материала Комбинированный урок Комбинированный урок | Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина» |
| §11-12 |
|
|
| Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Записать в тетрадь текст Гимна России |
| §13 |
|
|
| 29-30 | Гражданин -Отечества достойный сын | 2 | Комбинированные уроки | Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выооды, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Составить схему «Права и обязанности граждан» |
| §13 |
|
|
| 31-32 | Мы - многонациональный народ | 2 | Комбинированные уроки | Мы - многонациональный народ. Народы России -одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать вы воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы вать известные; - работать с текстом учебни ка, выделять главное, ис пользовать ранее изученный материал для решения по знавательных задач | Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям |
| §14 |
|
|
| 33 | Политика и право | 1 | Повторение и обощение | |
| |
|
|
|
|
| 34 | Итоговое повторение | 1 | | |
| |
|
|
|
|
|
|