Конспект учебного занятия Предмет




НазваниеКонспект учебного занятия Предмет
Дата04.02.2016
Размер7.76 Kb.
ТипУрок
Конспект учебного занятия

Предмет: физика

Класс: 10


Место занятия в структуре образовательного процесса: Знакомство с тепловыми двигателями начинается в курсе физики 8 класса при изучении темы «Тепловые явления». Обучение ведется по программе основной школы. Авторы программы Е.М. Гутник, А. В. Перышкин (2 часа в неделю, 68 часов в год). На данную тему в 8 классе отводится 2 урока. Дальнейшее изучение материала прослеживается в курсе физики 10 класса. Обучение ведется по программе средней (полной) школы для общеобразовательных учреждений. Автор программы Г.Я.Мякишев( 3 часа в неделю, 102 часа в год). Данная тема рассматривается в разделе «Молекулярная физика и термодинамика»( урок №66).

Тема урока по учебно-методическому плану:

Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

Номер урока по теме: 28


Тип урока: объяснение нового материала.


Форма урока: лекция.


Цели урока:

1) обучающая: формирование информационной компетентности по вопросу физические принципы действия тепловых двигателей;

2) развивающая: формирование коммуникативной компетентности при составлении опорного конспекта по ходу лекции;

3) воспитывающая: повышение интереса учащихся к процессу познания мира.


Задачи урока:

1) познакомить учащихся с историей развития техники и различными видами тепловых машин;

2) рассмотреть устройство теплового двигателя;

3) рассмотреть процессы, лежащие в основе работы тепловых двигателей;

4) ввести определение КПД теплового двигателя;

5) познакомить учащихся с циклом Карно и формулой Карно для определения максимального значения КПД тепловых двигателей


Ожидаемые результаты:

1) усвоение учениками физических принципов действия тепловых двигателей;

2) повышение уровня умений и навыков составлять опорные конспекты по ходу лекции.


Используемое оборудование: школьная доска, таблица «Виды тепловых двигателей», компьютер, проектор, диск 1С: Школа. Физика 7-11классы. Библиотека наглядных пособий, 2004 г.


Ход урока


  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока перед учащимися.

  3. Повторение материала по теме урока на основе знаний,

полученных учащимися в 8 классе.

4) Изучение нового материала.


1. Тепловые машины и развитие техники.

Развитие энергетики является одной из важнейших предпосылок научно-технического прогресса. Мощный расцвет промышленности и транспорта в XIX веке был связан с изобретением и усовершенствованием тепловых двигателей.

  • Далее применяется определение №68 «Тепловой двигатель» из раздела «Молекулярная физика» (учащиеся прослушивают и записывают его в тетради)

( ЦОР: 1С: Школа. Физика,7-11классы

Библиотека наглядных пособий.)

Таблица «Виды тепловых двигателей»




Паровые двигатели:

1698г. - англичанин Т. Севери

1707г. - француз Д. Папен ПД

1763г.- русский И.И. Ползунов

1774г.- англичанин Дж. Уатт


1860г. - француз Ленуар

1876г. – немец Отто ДВС


2. Принцип работы тепловых двигателей.

На экране демонстрируется рисунок №13 « Принципиальная схема тепловой машины» из раздела «Молекулярная физика» (учащиеся зарисовывают ее в тетради)

(ЦОР: 1С: Школа. Физика,7-11 классы.

Библиотека наглядных пособий.)

В работе двигателей можно выделить следующие общие черты:

1. энергия топлива преобразуется в механическую энергию.

При этом энергия топлива сначала превращается во внутреннюю энергию газа или пара, нагретых до высокой температуры;

2. необходимо наличие двух тел с различными температурами.

Они называются нагревателем и холодильником. Кроме того необходимо рабочее тело (пар или газ).

В процессе работы теплового двигателя рабочее тело забирает у нагревателя некоторое количество теплоты Q1 и превращает часть его в механическую энергию А, а непревращенную часть теплоты Q2 передает холодильнику.

По закону сохранения и превращения энергии Q1=Q2+A;

3. работа любого теплового двигателя циклична.

Каждый цикл состоит из разных процессов:

- получения энергии от нагревателя;

- рабочего хода (расширения рабочего тела и превращения части полученной энергии в механическую);

- передачи неиспользованной части энергии холодильнику.

Наличие нагревателя, рабочего тела и холодильника – принципиально необходимое условие для непрерывной циклической работы любого теплового двигателя.


3. Коэффициент полезного действия теплового двигателя (КПД).

Вводится определение КПД теплового двигателя:

опр. Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называют отношение работы А, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя Q1.

Определение вводится с использованием формулы №3 «КПД теплового двигателя » из раздела «Молекулярная физика» (учащиеся записывают ее в тетради)

(ЦОР:1С: Школа. Физика,7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.)


4.Максимальное значение КПД тепловых двигателей, цикл Карно.

В 1824г. Сади Карно – французский инженер придумал идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Он получил для этой машины максимально возможный КПД теплового двигателя.

Далее вводится определение №82 «Цикл Карно» и формула №4 «КПД цикла Карно» из раздела «Молекулярная физика» (учащиеся записывают их в тетради)

( ЦОР:1С: Школа .Физика,7-11 классы .Библиотека наглядных пособий.)

Как и следовало ожидать, КПД машины Карно прямо пропорционален разности абсолютных температур нагревателя и холодильника.

Главное значение этой формулы состоит в том, как доказал Карно, что любая реальная тепловая машина, работающая с нагревателем, имеющим температуру Т1, и холодильником с температурой Т2 , не может иметь КПД, превышающий КПД идеальной тепловой машины.

Вывод: Повышение КПД тепловых двигателей и приближение его к максимально возможному – важнейшая техническая задача.



  1. Проверка усвоения нового материала.

Вопросы:

- Какое устройство называют тепловым двигателем?

- О каких видах тепловых двигателей вы узнали из этой лекции?

- Какова роль нагревателя, холодильника и рабочего тела в тепловом

двигателе?

- Что называется коэффициентом полезного действия двигателя?

- Чему равно максимальное значение КПД теплового двигателя?


  1. Задание на дом:

- приготовить пересказ § 84;- выучить основные понятия и формулы;

- выполнить письменно упр.15(15).


\

Похожие:

Конспект учебного занятия Предмет iconПлан-конспект учебного занятия

Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект учебного занятия с использованием цор
Учитель: Свинкина Л. А., руководитель кружка по Лего конструированию: Ралко О. Е
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект занятия. Тема: конструирование из бумаги «Солдатская пилотка»
Конспект занятия по конструированию «Солдатская пилотка» (подготовительная группа)
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса»
Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая...
Конспект учебного занятия Предмет iconПлан учебного занятия в 7 классе Тема учебного занятия «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила»
Моу – сош пос. Чайковского, победитель пнпо 2007 года, лауреат конкурса «Учитель года 2011»
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект занятия «Введение в образовательную программу»
Цель занятия: создать условия для формирования у детей интереса к занятию бисероплетением
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект учебного урока «Новые явления в русской культуре в XVI веке»
...
Конспект учебного занятия Предмет iconПлан-конспект учебного занятия
Наглядные пособия: Презентации «Повреждения причиняемые насекомыми», «Основные типы усов у насекомых», «Строение головы, типы ног,...
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект занятия объединения «Мягкая игрушка»
Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой...
Конспект учебного занятия Предмет iconКонспект коррекционно-логопедического занятия
Тип занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи, второй год обучения (подготовительная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница