Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Скачать 11.52 Kb.
НазваниеДля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер11.52 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение


для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Детский дом №4” г. Усинска


Составитель:

Щурховецкая Людмила Вячеславовна

педагог 1 квалификационной категории

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206


Усинск

2010

Пояснительная записка

Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения воспитанников к культуре  и быту коми народа. Педагоги планомерно, целенаправленно ведут работу по приобщению детей к культуре, быту, традициям русского и коми народа.

Начав работу с 2007 года по программе «Толерантность» педагоги детского дома проанализировали разделы данной программы и разработали перспективные планы. Моя программа составлена по тематике культура и быт народов коми.

Дети в детском доме - это особые дети, которые в связи с проблемами в речевом и социальном развитии  трудно адаптируются, тяжело вступают в контакт. Поэтому работа по народному творчеству дает детям возможность в игровой форме развивать речь, вступать в социальное взаимоотношение со сверстниками.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Наш регион исторически сложился как многонациональный. Известно, что на территории  Коми края проживают представители 130 народностей и национальностей. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться  к культурным традициям других народов.  

Не секрет, что представления выпускников детского дома о рус­ской и тем более коми культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству воспитанников детского дома с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного ис­кусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искус­ства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского дома это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для детей требуется большая грамотная переработка материала. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современ­ном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руко­водители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, поч­ти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крес­тьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не свя­зывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и пого­ворками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю на­родной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древ­ности  и  величия.
Прежде чем  ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своих корней – того, что близко знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем учреждении реализуются в течение всего периода нахождения детей в стенах детского дома, а задачи по ознакомлению с культурой и бытом коми народа мы начинаем реализовывать с дошкольного возраста. В процессе работы  педагоги решают  следующие задачи:

  1. формирование толерантности, чувства уважения к Коми народу, его традициям.

  2. развитие интереса коми традициям и промыслам;

  3. воспитание уважения к труду;

  4. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  5. формирование бережного отношения к природе  Коми края;

К концу обучения ребёнок должен знать:

Что в Коми республике живут люди коми национальностей, но у каждого народа коми республики свой диалект, язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; Коми народ богат умелицами, музыкантами, художниками.

В работе использованы не только художественная литература, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).  «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого в своей работе я использовала такие формы организации как экскурсии, походы. С этой же целью в детском доме организован уголок коми избы, где находится утварь, одежда, элементы быта русского и коми народов.

  • Содержание работы с детьми строится по народному календарю, это дает возможность ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет праздники и события. Эта периодичность позволяет усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его в течение курса. Объем содержания по каждой теме можно варьировать в зависимости от уровня знаний педагога и подготовленности детей, что делает материал для детей более гибким и его легко можно адаптировать к различным конкретным условиям.

Каждая тема программы включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д. Между тем опыт показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы воспитателей и педагогов в детском доме. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитатели и педагоги являлись равноправными участниками развивающего процесса. Они с большим интересом «открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становиться активным его участником.
Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение недели, для этого проводятся семейные часы, как правило, все это проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Также я включаю материал в различные виды деятельности, предусмотренные базисной программой «Истоки» (речевую, музыкальную, познавательную и т.д.).  Дети знакомились с картой Коми края, разнообразием природного мира, красотой и богатством края с помощью иллюстраций, гербариев, фотографий. Детям рассказывалось о людях разных национальностей, проживающих на территории нашего края.

Огромное место в ознакомлении с культурой коми народа мы отводим фольклору, т.к.  он является  исторической памятью народа, его верований, поэтического видения не только природы, но и человека в ней с его проявлениями, это его надежды и мечты.

Коми народу удалось, создав письменность, зафиксировать неповтори­мый опыт прошлого, дошедший до настоящего времени через устное народное творчество, оставив тем самым заметный след среди других народов человечества.

Самыми древними в эпосе коми народа, как и других народов, являются мифы, так называемый народный эпос, или, как называет их В. Климов, народ­ные рассказы (отирлон висьтассез) — народные сказания, которые складывались как правила или законы для поколений, объяснение, осмысление того, что про­исходило с людьми и рядом с ними.
В самых ранних эпических произведениях прослеживаются три начала: рож­дение земли, рождение человека, рождение семьи. Самыми яркими в эпосе коми народа являются легенды «Кудым-Ош», «Пера-богатырь», о заступни­ках и защитниках увтыра (рода). В легендах рассказана жизнь их от рождения до смерти со всеми славными делами на благо своего народа.
На основе фольклора путем художественно-поэтического изложения со­зданы авторские произведения эпоса. Наиболее богатыми не только по образ­ности, но и по языку являются написанные Василием Климовым эпические про­изведения-жемчужины: поэма «Кок синва» («Кукушкины слезы»), «Нёль вон йылкь легенда» («Легенда о четырех братьях»), «Кудым-Ош йылкь кыв» («Сло­во о Кудым-Оше»).
Педагоги используют в работе с детьми и малые фольклорные формы: пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни. Все это дает возможность «погрузить» ребенка в языковую среду, почувствовать специфику культуры коми народа.

Сроки реализации программы:1 год.

Участники программы: воспитанники детского дома в возрасте от 3 до 18 лет.

Форма проведения: групповая.

Мероприятия проводятся 2 раза в месяц.

Продолжительность мероприятия: в зависимости от выбранной формы мероприятия и контингента воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации программы. Реализация программы позволит:

    • развить нравственную систему воспитания у детей 7-11 лет;

- повысить активность, грамотность и сознательность детей в условиях детского дома.

Таким образом, разработанная система работы по ознакомлению детей с культурой и бытом коми народа позволяет добиться следующих результатов:

  • у детей сформировалось толерантное  отношение  к культуре и быту коми народа;

  •  дети знают былины, сказки коми народа, узнают героев этих произведений, знают одежду, утварь, национальные игры коми- пермяков, имеют представления о животном и растительном мире Коми края.

  • дети знают блюда национальной кухни коми народа, а также владеют навыками изготовления игрушек, поделок, украшений из теста, ткани, соломы, проявляют интерес к культуре, традициям, истории русского, коми- пермяцкого народов.

  •  уровень развития детей и социальной адаптации, по сравнению со сверстниками, имеет более высокие показатели.

Работа, построенная таким образом, позволяет воспитанникам значительно расширить знания о своей малой родине, воспитывает в нем чувство гордости  и уважения к культуре коми народа, воспитывает настоящего патриота.


Содержание
  1   2   3

Похожие:

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПроекта
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon3. Конкурсы, олимпиады
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПрограмма по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце»
Тное государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «астраханская специальная...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПредставление инновационного педагогического опыта Ватрушкиной Валентины Андреевны, победителя областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
Г. Новокузнецк, ул. Левитана, №1, муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» за 2012 год
«Камышинский детский дом». В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconВоспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon«Улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Челябинской области» на 2012-2014 годы

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей icon«Изготовление кораблика из бумаги (оригами)»
Гбоу «красногордская специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconПрограмма «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей»
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский областной детский...
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconФормирование культурно гигиенических навыков у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница