Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Э.БАУМАНА 
| УТВЕРЖДАЮ Ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана ________________ А.А.Александров «_____» ____________ 2010 г.
|
ПРОГРАММА повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Разработчик программы повышения квалификации: | | Татур Ю.Г. - д.п.н., профессор | | Цветков Ю.Б. - д.т.н., профессор | | | Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения квалификации |
Москва 2010г. 1. Область применения программы Программа предназначена для преподавателей высшей школы. Полученные профессиональные компетенции, умения и знания используются слушателями при разработке учебно-методических комплексов (программ) дисциплин и проведении учебного процесса.
2. Характеристика подготовки по программе Нормативный срок освоения программы – 72 часа. 2.2. Режим обучения | – 4 часа в неделю | – 36 часов в неделю | 2.3.Форма обучения | без отрыва от работы | с полным отрывом от работы |
3. Требования к результатам освоения программы По итогам освоения программы слушатель должен: по модулю 1 - «Государственная политика в образовании»: знать суть действующей законодательной и нормативной базы ВПО; знать основные требования Типового положения об образовательном учреждении ВПО (вузе); знать структурно-содержательную специфику ФГОС-3; по модулю 2 - «Основы создания электронных учебников и пособий»: иметь представление о перспективах и концепциях развития электронных учебников и пособий; иметь представление о составе учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины; представлять технологию подготовки компьютерных моделей, тренажеров, электронного лабораторного практикума; представлять правила дизайн – проектирования пользовательских интерфейсов; знать современные требования к электронным учебникам и пособиям, его структуре, основным характеристикам. Требования к структуре программы Таблица 1 № п/п | Наименование модулей | Всего, час. | В том числе | Лекции | Практические занятия | Выездные занятия | 1. | Модуль 1. Государственная политика в образовании | 6 | 6 | - | - | 2. | Модуль 2. Основы создания электронных учебников и пособий | 66 | 9 | 57 | - | Итоговая аттестация | З А Ч Е Т | ИТОГО | 72 часа |
5. Требования к минимуму содержания программы 5.1 Учебно-тематический план программы Таблица 2 №№ п/п | Тематика лекций и практических занятий | Всего | В том числе | лекции | практические занятия | 1. | Модуль 1 | 6 | 6 | - | Тема 1. | Обновленное законодательство в сфере высшей школы – федеральные законы от 24.10.2007 № 232-ФЗ и от 01.12.2007 № 309-ФЗ. | 2 | 2 | - | Тема 2. | Типовое положение об образовательном учреждении ВПО (вузе) в ред. Пост. Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 | 2 | 2 | - | Тема 3. | Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО-ФГОС-3 | 2 | 2 | - | 2. | Модуль 2 | 66 | 28 | 38 | Тема 1. | Особенности и структура электронного учебно-методического комплекса (УМК) | 4 | 4 | - | Тема 2. | Этапы разработки электронных учебных пособий | 34 | 8 | 26 | Тема 3. | Эргономика электронных учебных пособий | 20 | 8 | 12 | Тема 4. | Создание мультимедийных приложений | 8 | 8 | - | Итоговая аттестация | З А Ч Е Т | ИТОГО | 72 часа |
5.2 Учебные программы по модулям Таблица 3 № п/п | Наименование модуля, разделов и тем | Содержание обучения (по темам в дидактических единицах, тематике практических занятий, самостоятельной работы, образовательных технологий и рекомендуемой литературы) | 1. | Модуль 1 | Тема 1 – 2 часа | Необходимость изменения традиционных образовательных программ в условиях реформы российского ВПО и перехода на многоуровневое обучение в соответствии с принципами Болонского процесса. Поправки в законодательство Российской Федерации в области образования, касающиеся расширения уровневого высшего профессионального образования и структуры федерального государственного образовательного стандарта. Положения федеральных законов с точки зрения отражения в них структуры подготовки кадров, сроков освоения основных образовательных программ, требований к поступлению на тот или иной уровень образования, требований к выпускникам со стороны работодателей | Тема 2 – 2 часа | Анализ с точки зрения применения в практике вуза нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), нового порядка приема в вузы; новых правил перевода студентов из вузов, обновленных порядков лицензирования и аккредитации образовательных программ, новых документов об окончании вуза, других нормативных и рекомендованных документов | Тема 3 – 2 часа | Содержание понятия «государственный образовательный стандарт», основные характеристики государственных образовательных стандартов первого и второго поколения. Основные этапы разработки Федеральных государственных стандартов ВПО третьего поколения. Отличия ФГОС-3 от образовательных стандартов первого и второго поколений. Содержательная и структурная специфика Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Основные компоненты ФГОС-3. Понятия видов и задач профессиональной деятельности выпускника. Структура образовательной программы подготовки бакалавра и магистра. Самостоятельность вузов при формировании основных образовательных программ. Ориентация современных образовательных систем на востребованность выпускника на рынке труда. Участие профессиональных сообществ работодателей в формировании образовательных программ. Профилизация подготовки бакалавра | Практические занятия | - | Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов) | Анализ изменений в российском законодательстве в части установления уровней ВПО, изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Сравнение ФГОС-3 с государственными образовательными стандартами 1-го и 2-го поколений. Структура и роль для вузов Примерной основной образовательной программы. Модуль как раздел дисциплины (дидактическая единица), как отдельный курс в рамках дисциплины, как дисциплина или группа родственных дисциплин. | Перечень рекомендуемой литературы | Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы/ М.Л. Ларионова, В.Д. Шадриков, Б.В. Железов и др. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. Рубин Ю.Г. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. – М.: Маркет ДС, 2009. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. Вербицкий А.А., Ларичева О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.
| 2. | Модуль 2 | Тема 1 – 4 часа | Понятие УМК дисциплины. Назначение и состав основных видов электронных учебных пособий. Что такое электронный учебник (конспект лекций), электронный справочник, компьютерные модели, тренажеры, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. | Тема 2 – 8 часов | Планирование педагогического сценария: подготовка рабочей программы, создание электронного текста, подготовка методического пособия для изучения курса. Разработка технологического сценария: структурирование электронного текста, подготовка мультимедиа приложений, подготовка тренажерно-тестирующего комплекса, разработка технологических решений. | Тема 3 – 8 часов | Пути повышения эффективности образовательного процесса. Методы улучшения «понимаемости» учебного материала. Структурирование содержания учебной дисциплины: общие требования к текстовому материалу, структурные элементы текста, выделение терминов, понятий, ключевых слов. Дизайн пользовательских интерфейсов электронных учебников. Детализация сценария и выбор интерфейса: зонирование, цвет, тексты, графические элементы, навигация. Динамические иллюстрации. Сборка элементов учебного пособия. | Тема 4 – 8 часов | Создание статических иллюстраций, аудиоприложений, видеофильмов, анимаций. Демонстрация примеров. | Практические занятия Тема 2 – 26 часов | Создание электронного текста раздела учебника или учебного пособия. Разработка технологического сценария: структурирование электронного текста, подготовка мультимедиа приложений. | Тема 4 – 12 часов | Практическое структурирование содержания учебной дисциплины: структурные элементы текста, выделение терминов, понятий, ключевых слов. Ознакомление с примерами дизайна пользовательских интерфейсов электронных учебников. Практика по детализации сценария и выбор интерфейса: зонирование, цвет, тексты, графические элементы, навигация. Ознакомление с примерами динамических иллюстраций. Сборка элементов раздела учебника или учебного пособия. | Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов) | Создание электронной версии раздела лекции, методических указаний к лабораторной работе или практическому занятию (по преподаваемой слушателем дисциплине).
| Перечень рекомендуемой литературы | Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Топология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логтн, 2000. Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. Томасов В.С., Денисов К.М., Усольцев А.А. Разработка и использование электронных учебно-методических пособий при выполнении комплексных лабораторных работ // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. – СПб: Издательство «Петербургский институт печати», 2001. |
Примечания: | 1. Реализация программы не предусматривает проведения лабораторных работ и выездных занятий. 2. Учебные занятия ведутся в специализированных аудиториях, оснащенных компьютерной (с выходом в Интернет) и проекционной техникой с использованием традиционных и современных IT-технологий. | 6. Требования к оценке качества освоения программ Таблица 4 Наименование модулей | Основные показатели оценки | Формы и методы контроля и оценки | Модуль 1. Государственная политика в образовании | Уровень и коэффициент усвоения учебного материала | Традиционный метод | Модуль 2. Основы создания электронных учебников и пособий | Уровень и коэффициент усвоения учебного материала | Рейтинговый и традиционный методы |
|