Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение




Скачать 18.68 Kb.
НазваниеПаспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18.68 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


1. Паспорт программы

Наименование проекта – Программа развития муниципального образовательного Учреждения – Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы.

Назначение – Программа развития является организационной основой образовательной политики в Мортовской средней школе, которая определяет стратегию совершенствования системы образования на селе в соответствии с государственной политикой и обеспечивает удовлетворение потребностей сельского населения и социально-экономической сферы села Морты в получении качественного образования. Программа разработана на основании федерального и республиканского Законов «Об образовании» и учитывает национальные, региональные, социально-экономические, экологические, демографические, культурные и другие особенности с. Морты и Елабужского района.

Дата утверждения программы – 28 августа 2004 года

Государственный заказчик – отдел образования Елабужского района

.Исполнители и соисполнители – Мортовская средняя общеобразовательная школа, социальные партнеры, взаимодействующие со школой.

Разделы программы:

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка.

3. Концепция развития Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы

3.1. Основные достижения и проблемы учебно-воспитательной работы с учащимися

3.2. Концептуальные основания Программы

4. Цель и задачи Программы

5. Основные программные мероприятия

5.1. Проект 1. «Совершенствование системы управления Мортовской средней школой и создание условий для реализации Программы»

5.2. Проект 2. «Обновление содержания и технологий образовательного процесса»

5.3. Проект 3. «Повышение профессиональной компетентности педагогов школы»

5.4. Проект 4. «Социальное партнерство»

6. Ожидаемые результаты.

7. Использованная литература.

8. Приложения.

Сроки и этапы реализации:

1-й этап – 2004-2005 гг. – подготовительный (разработка, принятие и внедрение Программы)

2-й этап – 2005-2008 гг. – основной (реализация Программы)

3-й этап – 2008-2010 гг. – заключительный (подведение итогов и анализ работы по реализации Программы)

Разработчик Программы – директор школы Салимова К.Х.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе образования сельских учащихся накопилось много проблем. Они обусловлены причинами социально-экономического, демографического, профессионально-педагогического и др. характера. Существующие проблемы не позволяют педагогическим коллективам сельских школ обеспечивать высокий уровень качества образования, интеллектуального, психического и физического развития своих воспитанников, выполнять социальный заказ – готовить кадры для сельского хозяйства.

В сложных условиях перехода к рынку особенно село попало в трудную ситуацию. Ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность любой школы. Для сельской школы эта проблем стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому актуальность проблемы социализации и воспитания сельских школьников не вызывает сомнений.

Специфика сельской школы находит свое проявление в организации учебного процесса, способах взаимодействия учащихся во внеурочное время, в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса.

Федеральные программы развития системы образования России определяют для нас основные стратегические ориентиры. В частности, в них определено, что достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением.

Одна из главных проектных задач образования – формирование подрастающего поколения, которому предстоит жить в ХХ1 веке, через развитие индивидуальных способностей каждого и становление гражданских качеств личности, на базе интеграции социокультурного пространства. Это возможно при приведении всего образовательного процесса в определенную систему.

Разработка и принятие Программы развития Мортовской средней школы на 2006-2009 гг. (далее Программы)_ направлены на решение вышепоставленных задач.

Программа определяет цель, задачи, основные направления и специфику развития образования детей в сельской школе, а также первоочередные меры для обеспечения реализации Программы.

Программа предназначена:

- для администрации и педагогов Мортовской средней школы,

- руководящих и педагогических кадров других образовательных и социокультурных учреждений и организаций, способствующих развитию образования в селе Морты.


3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

МОРТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


3.1. Основные достижения и проблемы учебно-воспитательной работы с учащимися


Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития.

Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе характеризуются:

  • достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;

  • близостью к природе, народным обычаям, традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов;

  • принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории нашего села, постоянным общением с коллегами вне работы;

  • оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем.

На образовательную ситуацию в Мортовской средней школе большое влияние оказывает ее расположенность в сельской местности – 30 км от районного центра г. Елабуга. Непосредственная близость учеников к живой природе и сельскому социуму, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников.

Анализ деятельности за предыдущий период показал, что педагогическим коллективом школы создается образовательная система, способствующая самореализации и самовыражению как учителей, так и учащихся, внедряются в практику современные образовательные и воспитательные технологии.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

  1. Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала.

  2. Происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач формирования и развития личности.

  3. С целью повышения уровня развития и саморазвития, обученности, воспитанности учащихся в системе учебно-воспитательного процесса были проведены следующие преобразования: дифференциация процесса обучения с учетом интересов, потребностей и возможностей развития личности; выявление детей, способных к изучению гуманитарных и точных наук на основе бесед с учителями начальных классов и тестирования. Эти меры способствовали повышению качества знаний по отдельным предметам.

  4. Центрообразующим направлением учебно-воспитательной работы стало внедрение интегрированного учебного предмета «Школы молодого фермера-тракториста», предусматривающего овладение учащимися основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, организации труда и оплаты в фермерском хозяйстве, условиях кредитования и налогообложения; обучение старшеклассников работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.

  5. Работа по оптимизации урока, строящегося с учетом современных методик преподавания (с ориентацией не на словесные, а на поисковые, творческие методы), работа в семинарах с небольшой группой учащихся снижает объем домашних заданий по многим дисциплинам. Домашние задания, контрольные работы сводятся к минимуму. Высвобождающееся время можно использовать на организацию индивидуальной работы с учащимися, на участие школьников в работе кружков и секций, во внеклассной работе. В старших классах складывается лекционно-семинарская система занятий по физике, химии, биологии, литературе, которая отличается от занятий в вузах отсутствием « чистых» лекций (учитель работаетс учетом психологических и возрастных особенностей учеников, продумывая методику активизации внимания класса). Важнейшими формами организации познавательной деятельности становятся наряду с фронтальными групповые, парные, индивидуальные формы работы, а также смешанные формы. В перспективе основной формой организации учебно-познавательной деятельности должна стать цикло-блочная, модульная система обучения.

  6. Школа расширяет единое образовательное пространство, увеличивая услуги дополнительного образования, имеет достаточную техническую базу для проведения внеурочной, внеклассной работы, обеспечена высоким уровнем кадрового потенциала. Работа кружков, студий проходит во второй половине дня. В школе работают 26 кружков, это предметные кружки, студии прикладного творчества, юных музыкантов, бального танца, драматический и кукольный театр, школьное ателье, спортивно-оздоровительные. Дополнительное образование играет значительную роль в развитии способностей одаренных детей, организации отдыха, оздоровлении и занятости школьников. Результаты работы кружков, объединений отражаются на высоких результатах районных, республиканских предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов сочинений, рисунков. На профессиональном уровне проходят творческие отчеты объединений на родительских собраниях, районных августовских совещаниях педагогов, зональных семинарах учителей, руководителей школ.

  7. Наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей морально-психологическим климатом в школе, жизнедеятельностью учебного заведения;

  8. Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Ценным в опыте школы являются целесообразно продуманные, дающие педагогический эффект формы совместных с родителями мероприятий и дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения: встречи за «круглым столом», выпуск семейных газет, семейное шефство над ветеранами труда и участниками войны, совместные праздничные вечера, отчеты детей перед родителями.

  9. Воспитательная работа соответствует понятию «творческой». Преобладает жизнетворчество и позитивное настроение. В школе представлен широкий спектр творческих дел.

  10. В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально активной личности. Самоуправление приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу (осознаванию себя в деятельности), контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста. Специфику воспитания в нашей школе выражает созданный в ней клуб «Алые паруса». Ежегодные выборы президента клуба с соблюдением всех процедур, в которых принимают участие и педагоги, и учащиеся, являются одним из ярких событий в жизни школы. В ходе пресс-конференции кандидатов, выступлений доверенных лиц, дискуссий школьников появляется возможность реализовать навыки публичных выступлений, общения с аудиторией. Педагогами осознана полезность работы по формированию самостоятельности и сплоченности коллектива.

  11. Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники День знаний (1 сентября), Праздник урожая, Праздник труда, Новый год (празднуется вместе с родителями учеников), 8 Марта, День последнего звонка, выпускной вечер. Традиционными стали День самоуправления, конкурсы «А ну-ка, девушки!» и «А ну-ка, парни!», смотр художественной самодеятельности. Специфику воспитания в Мортовской средней школе отражают любимые детьми День птиц, месячник мужества и спорта, утренники и вечера по краеведению и экологии. Проблему летнего трудоустройства и отдыха подростков школа решает через районный Центр занятости.

  12. Коллектив учителей и учащихся находятся в постоянном поиске, не останавливаются на достигнутом; постоянным стало проведение в нашей школе зональных и районных семинаров по проблемам обучения и воспитания учащихся.

  13. К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление школьной политики, можно отнести укомплектованность квалифицированными кадрами. В школе работают 23 педагога, 96% из них – с высшим образованием. По результатам аттестации:

  • 5 учителей – высшей квалификационной категории;

  • 9 учителей имеют 1 квалификационную категорию;

  • 5 учителей – П квалификационную категорию;

  • 2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель школы РТ»;

  • 1 награжден знаком «За заслуги в образовании»;

  • 1 имеет звание «Отличник народного просвещения».

  1. Еще один важный фактор – обеспеченность учителей жильем. Отсюда вытекает положительный момент: нет перегрузки педагогов учебной работой, а близость к районному центру дает возможность продолжать образование и трудоустраивать школьников.

  2. Образовательный процесс является гибкой структурой, быстро реагирует на социальные заказы общества, семьи, потребности учащихся.

  3. Глубина аналитической деятельности достигается использованием диагностических методов и системой педагогического мониторинга. В школе четко определена оптимальная совокупность фиксируемых показателей, объективно отражающих состояние образовательного процесса: уровень образованности и воспитанности учащихся, уровень социально-психологического развития классного коллектива; уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе; уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы; уровень удовлетворенности классных руководителей жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

  4. Под постоянным вниманием администрации находится работа по профилактике правонарушений: а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы «риска»; б) вовлечение учащихся, особенно «трудных», в деятельность школьных кружков, секций и объединений; в) ведение дневника наблюдений за поведением «трудных» подростков; г) посещение семей, тесная связь с родителями; д) организация встреч учащихся с врачами-специалистами, с представителями правоохранительных органов; е) нравственное и правовое воспитание. За три последних года учащимися школы не совершено ни одного преступления, сократилось количество правонарушений среди учащихся, уменьшилось число ребят, состоящих как на учете в школе, так и в ППН, сократилось количество неблагополучных семей.

Достигнутая устойчивость функционирования школы и разнообразие результативности его деятельности не снимает ряд трудностей, проблем, преодоление которых дает импульс развитию. Анализ состояния учебно-воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию образовательного процесса в сельской школе.

Внешние объективные факторы, негативно влияющие на образовательный процесс школы:

  • сложные общественно-политические, социально-экономические, духовно-нравственные процессы, происходящие в обществе, ставят перед школой новые проблемы организации эффективной образовательной работы;

  • в обществе пока продолжает ухудшаться социально-экономическая ситуация, дети, подростки, молодежь недостаточно защищены государством, обществом и, наконец, семьей, они теряются в нашем обществе и приобретают негативные качества.

К числу внутренних объективных факторов осуществления воспитания детей в селе Морты относятся:

  • экономические трудности развития сельского хозяйства, невозможность оказания существенной помощи школе со стороны предприятий, организаций села, родителей, спонсоров и т.п.;

  • снижение жизненного уровня сельского населения, повышение роли личного хозяйства в обеспечении материального благополучия сельской семьи, в том числе учительской;

  • перспектива снижения контингента школы, связанная с уменьшением рождаемости и оттоком сельского населения в близлежащие города;

  • расширение масштабов появления новых групп жителей сельской местности (фермеров, кустарей, работников предприятий, расположенных в городе, переселенцев, лиц без постоянного места работы и проживания), что создает новые проблемы для педагогических работников.

В число субъективных факторов, обусловливающих специфику работы нашей школы, входят:

  • в малочисленном коллективе учащиеся испытывают огромный дефицит общения;

  • неподготовленность выпускников педагогических учебных заведений к организации учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью. Педагоги сельской школы все в большей степени испытывают дефицит профессионального и личностного общения, ограниченность в повышении квалификации, в получении новой педагогической информации, литературы и т.д.;

  • неполнота педагогических кадров: отсутствие психолога, валеолога и др.;

  • недостаточное участие в образовательной работе общественности села;

  • недостаточность доступа сельской учащейся молодежи к современным каналам информации. Отставание в направлении компьютеризации не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных программ.

Причины, вызывающие данные проблемы:

  • недостаточность средств на поддержание и развитие учебно-воспитательного процесса;

  • низкая оплата труда работников образования;

  • причины, связанные с особенностями жизни на селе и психологии сельского ребенка.

  1   2   3   4

Похожие:

Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Данилова Ярославской области (далее Программа) Нормативно-правовая база для разработки Программы Закон РФ «Об образовании»
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Данилова Ярославской области...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения огудневской средней общеобразовательной школы
Примерный план действий педагогического коллектива школы по реализации программы развития
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПояснительная записка паспорт основной образовательной программы (далее ооп) ноо основная образовательная программа начального общего образования (далее ооп ноо) муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1»
Ооп ноо муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1» пгт Палана, это программный документ,...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№3
...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограмма развития
Наименование: Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Ю. А....
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограмма развития моу колодинской средней общеобразовательной школы
Программа развития муниципального образовательного учреждения Колодинской средней общеобразовательной школы
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconОтчет о результатах самообследования Муниципального общеобразовательного учреждения Великопетровской средней общеобразовательной школы
Самообследование Муниципального общеобразовательного учреждения Великопетровской средней общеобразовательной школы проводилось согласно...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограммы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Боровое Брединского района Челябинской области
...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconОсновная образовательная программа моу селивановской средней общеобразовательной школы Начальная школа срок действия: 2011-2015 гг ст. Селивановская
Нормативно-правовая база для разработки Основной образовательной программы начального общего образования муниципального образовательного...
Паспорт программы Наименование проекта Программа развития муниципального образовательного Учреждения Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы. Назначение iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения
Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением предметов образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница