Содержание проекта Паспорт проекта 3 Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы 8 Цели и задачи проекта 13 Целевая группа проекта 13 Список литературы 20
Паспорт проекта Наименование проекта | «Дом, в котором уютно всем» | Основные разработчики проекта | Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска | Цель и задачи проекта
| Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества. Задачи: 1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру. 2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. 3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.). 4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 5. Развивать познавательные интересы, творческие способности, умения общаться. | Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный. Июнь-август 2012 года. Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013 учебный год. Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями. Согласование плана работы с Прокопьевским колледжем искусств. Заполнение дневника наблюдений. Посещение Драматического театра. Творческие встречи со студентами Прокопьевского колледжа искусств. Посещение КВЦ «Вернисаж». Экскурсия в Краеведческий музей. Заключительный. Май 2012-2013 учебный год. 1. Тестирование. 2. Диагностика. 3. Анкетирование родителей и педагогов. 4. Творческий отчет. | Перечень основных мероприятий | Подготовительный. Июнь-август 2012 года | Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». Выпуск буклетов. Анкетирование педагогов и родителей. Тестирование обучающихся. Заключение договоров с общеобразовательными учреждениями, колледжем искусств. Комплектование группы.
| 2.Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013 учебного года.
| Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями. Согласование плана совместной работы с колледжем искусств города Прокопьевска. Заполнение дневника наблюдений. Посещение Драматического театра. Творческие встречи со студентами колледжа искусств. Посещение КВЦ «Вернисаж»: - посещение выставки; - посещение творческой мастерской. Экскурсия в краеведческий музей. |
| 3.Заключи-тельный. Май 2013 учебного года. | Тестирование обучающихся. Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». Анкета «Удовлетворенность родителей, педагогов». «Открой свою звезду» звездная гостиная. Публикация в научно – методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». | Исполнители проекта и основных мероприятий | Исполнители: Педагог дополнительного образования Удалова Татьяна Алексеевна, группа обучающихся, родители. Социальные партнеры: Прокопьевский колледж искусств | Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. Личностные результаты: –– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: – формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми; – формирование умения слушать собеседника и вести диалог; - формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное; Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений об основных эмоциях человека; - умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее); - обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции Планируемые результаты: По окончании занятий обучающиеся должны уметь: - распознавать эмоциональное проявление других людей; - использовать в своей речи слова обозначающие различные эмоции, чувства, настроения; - понимать различия хороших и плохих поступков; Помимо этого обучающие овладеют следующими умениями: - использовать игры в проведении своего отдыха и досуга; - организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования; - уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике; - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр. | Целевая группа проекта | Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3» | Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы В «Конвенции о правах ребенка» в статье № 23(Неполноценные дети), говорится: «Государства – участники признают, что неполноценный в умственном отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». В «Декларации прав ребенка» (1959) заложен Принцип 5: «Ребенку, который является неполноценным в психическом отношении, должен обеспечиваться специальным режимом, образованием и заботой, необходимые в виду его собственного состояния». Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений эмоционального развития детей. В Центральном районе города Прокопьевска работают 10 общеобразовательных школ, в которых обучаются более 4000 детей и 2 коррекционные школы - интерната, в них обучается 220 детей с ограниченными возможностями. Учреждения дополнительного образования являются той уникальной средой, где всем детям предоставляется возможность общаться, взаимодействовать и реализовывать себя в различных видах деятельности. Это позволяет им легко адаптироваться и социализироваться в современном мире. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более дифференцированными. Данный проект решает проблему нереализованности возрастных возможностей в эмоциональном становлении умственно отсталого ребенка, что не может не отразиться на формировании его личности. То как будут усваиваться полученные в процессе развития знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы, в дальнейшем зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта - затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут правильно уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера. Игра ребенка младшего школьного возраста насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости ребенка к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности. SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны | Проект отвечает требованиям воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие эмоциональной сферы обучающихся. Существует рабочая программа по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» составитель Удалова Т.А 3. Проект способствует формированию умения понимать причины успеха/неуспеха игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 4. Проект способствует умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 5. Проект подкреплен материально-технической базой Дома детского творчества (имеется актовый зал, методический кабинет, компьютерный кабинет). | Недостаточная информированность родителей о значении развития эмоциональной сферы детей. 2.Отсутствие ставки психолога. 3.Своеобразие, эмоциональной сферы, умственно отсталого ребенка. | ВОЗМОЖНОСТИ | РИСКИ | Сотрудничество с колледжем искусств. Успешная работа по программе по программе по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» поможет привлечь обучающихся на следующий год. Единственное учреждение дополнительного образования на Ясной поляне. | Низкая активность родителей. Возникновение конфликтной ситуации между детьми с ограниченными возможностями и детьми в норме. |
Новизна материала Новизной данного проекта является его направленность на развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными умственными возможностями, в группе с детьми общеобразовательной школы, в условиях Дома детского творчества, помогающий умственно отсталым детям выражать свои эмоции на различные игровые ситуации для дальнейшей социализации в обществе. В процессе занятий, во время совместной игры дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Занятия помогают им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что у ребёнка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Цели и задачи проекта Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества. Задачи: 1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру. 2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением. 3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.). 4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 5. Развить познавательные интересы, творческие способности, умения общаться. Целевая группа проекта Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3»
Краткое описание проекта по этапам Подготовительный этап. Июнь-август 2012 года. Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей», календарно-тематический план прилагается (Приложение № 1). В августе 2012 года проведена презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей», для обучающихся, их родителей и педагогов образовательных учреждений. На мероприятии розданы рекламные буклеты (Приложение №2). После презентации проведено анкетирование педагогов и родителей с целью выявления заинтересованности (Приложение № 3). Так же было проведено тестирование обучающихся, которое выявило: знание словаря обозначающих различные эмоции, чувства, настроения; умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) (Приложение № 4). В конце августа 2012 года из обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3» сформирована группа по изучению программы «Поделись улыбкою своей».
Внедренческий этап. Сентябрь – май 2012-2013 учебного года Реализация программы по внеурочной деятельности «Дом, в котором уютно всем». - заполнение дневника наблюдений (Приложение № 5) - экскурсия в КВЦ «Вернисаж» - посещение Драматического театра - экскурсия в краеведческий музей. Организация творческих встреч со студентами колледжа искусств, с целью обогащения эмоциональной сферы, обогащения словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развития познавательных интересов. Заключительный этап. Май 2012-2013 учебного года Творческий отчет в форме звездной гостиной «Открой свою звезду», выступления обучающихся. Тестирование обучающихся (Приложение №6). Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». (Приложение №7). Анкетирование родителей и педагогов на удовлетворение (Приложение №8). Публикация в научно – методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание» с целью обмена опытом. Данный проект основан на следующих принципах: системность; индивидуально-дифференцированный подход; реалистичность; гуманность; позитивность; осознанность; непрерывность. Формы и методы реализации проекта: - беседа; - игровое занятие; - анкетирование; - тестирование; - практические занятия; - упражнения; - тренинги. Методы реализации проекта: - методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера); - методы воспитывающих ситуаций (педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.). В рамках проекта разработаны мероприятия, опирающиеся на: - формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им; - формирование у детей доброжелательного поведения, обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способностей сопереживать, сочувствовать; - формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Проектом предусмотрено проведение: - психогимнастики; - тренингов; - игр, направленных на развитие эмоциональной сферы; - игр, направленных на развитие коммуникативных навыков. Ресурсное обеспечение Успешность работы, направленной на достижение цели проекта и решение задач, обеспечивается совместными усилиями педагога дополнительного образования, воспитателя школы-интерната, учителя начальных классов. Материально – техническое оснащение проекта Наличие учебных помещений для занятий: актовый зал; методический кабинет; компьютерный кабинет. Для успешной реализации проекта требуется следующее оборудование: звуковоспроизводящая (усилитель мощности, магнитофон, музыкальный центр, микрофон, синтезатор) и видеоаппаратура; компьютерная, копировальная техника; специальная литература для подготовки к мероприятиям; инвентарь для подвижных игр: мячи, обручи, самокаты, лыжи, велосипеды, ракетки; набор для рисования на песке; настольные игры; игрушки: персонажи литературных произведений, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки – животные и др. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. Личностные результаты: –– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: – формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми; – формирования умения слушать собеседника и вести диалог; - формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное; Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений об основных эмоциях человека; - умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее); - обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции Планируемые результаты: По окончании занятий обучающиеся должны уметь: - распознавать эмоциональное проявление других людей; - использовать в своей речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения; - понимать различия хороших и плохих поступков; Помимо этого, обучающие овладеют следующими умениями: - использовать игры в проведении своего отдыха и досуга; - организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования; - уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике; - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.
Список литературы Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева – М.: Сфера, 2003г. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина – М.: ОСЬ-89, 2000г. Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева – С.-П.: Детство – Пресс, 2002г. Гринченко, И. С. Игры в теории. Обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко – М.: ЦГЛ, 2002г. Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака – М.: Аркти, 2002г. Степнов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / C. С. Степнов – М.: Сфера, 2005г.

|