«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание




Скачать 22.88 Kb.
Название«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер22.88 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа станции Тулебля


Рабочая программа по внеурочной

деятельности учащихся начальной школы

«Здоровый ребенок»

Спортивно-оздоровительное направление

Содержание:

Введение

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Направления реализации программы

Планируемый результат

Литература

Введение

Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.


Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Цели программы:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  2. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

2. Профилактика вредных привычек.

3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Здоровый ребенок»:

- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

- умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения программы:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

- проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;

- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения программы:

- характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;

управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Классификация результатов

внеурочной деятельности

«Здоровый ребенок»

Классы

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

1 класс

Первый уровень результатов




Приобретение школьником социальных знаний о здоровье, первичного понимания социальной значимости здорового образа жизни в повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

2 класс

Второй уровень результатов




Получение школьником опыта переживанияи позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, здоровье, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценостного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Школьные спортивно-оздоровительные турниры, дни здоровья

3-4 классы

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Спортивные и оздоровительные проекты

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

Содержание программы

1 класс

Подвижные игры

Основы знаний о народной подвижной игре.

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

Выработка правил игры.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

Игры на свежем воздухе.

Русские народные игры. «Ловушка».


Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (4)

Гигиена тела

Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Гигиена труда и отдыха

Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.


Питание и здоровье (11)

Как следует питаться: Питание необходимое условие для жизни. Здоровая пища для всей семьи.

Здравствуйте, друзья! Правила этикета.

Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты. Значимость овощей, фруктов в рационе питания ребенка. Витамины.

Умеем ли мы правильно питаться. Сохранение и укрепление своего здоровья.

Каша к завтраку нужна, каша каждому важна. Виды каши. Полезные свойства каши.

Польза хлеба. Бережное отношение к хлебу.

В гостях у молока. Молочные продукты, их свойства.

Школьная столовая (экскурсия).

Мы за чаем не скучаем. История появления чая в России.

Польза завтрака. Разработка проекта «Завтрак в моей семье».

Основы личной безопасности и профилактика травматизма (7)

Безопасное поведение на дорогах

Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.

Бытовой и уличный травматизм

Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.

Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи: 01,02,03,04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

2 класс

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний (17)

Кожа человека (ее строение, необходимость ухода). Уход за кожей. Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств ухода за телом, подбор и правила пользования косметическими средствами. Взаимосвязь частоты, здоровья и эстетики.

Уход за волосами (строение волос, типы волос, гигиенические средства ухода за волосами).

Гигиена полости рта (средства гигиены полости рта, правила индивидуального подбора, хранения, смены).

Гигиена зрения (устройство глаза, риски нарушения зрения, профилактическая гимнастика, режим работы за компьютером и просмотр теле и видео передач, режим питания и витаминизация).

Гигиена труда и отдыха (периоды изменения работоспособности, режим дня, признаки утомления). Биологические ритмы организма (суточные, недельные, сезонные). Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и в квартире.

Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, активные и пассивные способы его защиты. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

Питание и здоровье (17)

Питание - основа жизни. Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значение. Режим питания. Самые полезные продукты. Профилактика гриппа и авитаминоза. Пищевые риски, опасные для здоровья. Правила поведения за столом. Обработка и хранение пищевых продуктов. Уход за посудой.

3-4 класс

Основы личной безопасности и профилактика травматизма (20)

Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах. Безопасное поведение на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Безопасное поведение на улице. Основные ситуации-ловушки, создающие риски нарушения здоровья. Уличный травматизм. Первая медицинская помощь.

Опасные факторы современного жилища. Ожоги. Электротравмы. Опасность при игре сострыми предметами.

Экстремальная ситуация в городе, деревне, на природе. Укусы зверей, змей, насекомых. Пожар. Правила поведения. Стихийные бедствия. Вызов экстренной помощи. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему.

Культура потребления медицинских услуг (16)

Выбор медицинских услуг. Поликлиника. Врачи-специалисты. Типы медицинских учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Вызов врача на дом. Больница, показания для госпитализации. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами. Выбор медицинских услуг. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

Предупреждение употребления психоактивных веществ (20)

Общее представление о ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Профилактика употребления психоактивных веществ. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Тренинг «Спасибо, нет».

Духовное здоровье (14)

Понятие духовности. Духовность и здоровье, духовность и здоровый образ жизни. Русские национальные праздники и традиции как показатели духовности русского человека и средства воспитания здорового образа жизни.

Этикет – история и современность. Его значение для здоровья человека.

Изобразительное искусство и здоровье. Позитивное влияние изобразительного искусства на здоровье людей. Музыка и здоровье. Растение, животные и человек. Природа и здоровье человека. Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.

История и культура Царицына, Сталинграда и Волгограда. Социально-культурные традиции и памятники современного города как источник духовного здоровья человека.

Предметные результаты освоения содержания образовательной программы «Здоровый ребенок»

После изучения раздела «Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний» учащийся:

- имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;

- умеет подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами;

- умеет выбрать зубную щетку, зубную пасту с учетом индивидуальных особенностей;

- умеет пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта;

- знает о необходимости один раз в 3 месяца менять щетку и пасту и посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.

После изучения раздела «Питание и здоровье» учащийся:

- выполняет санитарно-гигиенические требования: соблюдает личную гигиену и осуществляет гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществляет активную оздоровительную деятельность; формирует своё здоровье;

- знает факторы, влияющие на здоровье человека; знаетпричины некоторых заболеваний;

- знает виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

- знает основные группы пищевых продуктов и умеет составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;

- знает какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминоза;

- умеет избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья.

После изучения раздела «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» учащийся»:

- обладает автоматизированными стереотипами поведения на улице (наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин (особенно во время дождя));

- умеет безопасно переходить через дорогу или через пути на железнодорожных переходах, используя не только зрение, но и слух;

- понимает свою персональную ответственность на улице;

- имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге;

- умеет оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.

- умеет обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

- знает способы тушения огня; умеет выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.


После изучения раздела «Подвижные игры» учащийся:

- знает культуру и традиции русского народа, правила игры, игры;

- умеет подчиняться и руководить;

- умеет работать в команде или только на себя;

  • умеет побеждать и проигрывать, изливать свои эмоции не на соперника, а на достижение цели.

После изучения раздела «Культура потребления медицинских услуг» учащийся:

- умеет спланировать свою жизнедеятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов;

- умеет снимать утомления с органов зрения, слуха;

- обладает и может использовать большой арсенал различных видов двигательной активности и расслабление (физкультминутки, физкультпаузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксацию, минутный отдых);

- умеет вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях;

- обладает сформированными навыками поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового;

- имеет четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционные заболевания;

- умеет правильно обращаться за плановой и экстренной медицинской помощью;

- знает минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача, при различных недомоганиях (при эпизодической головной боли, повышенной температуре и др.) и умеет правильно их использовать.

После изучения раздела «Предупреждение употребления психоактивных веществ» учащийся:

- обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»;

- обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе;

- обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания;

- знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и пьяницами;

- владеет элементарными навыками самообороны.

После изучения раздела «Духовное здоровье» учащийся:

- обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социокультурных феноменах;

- знает особенности русского национального образа здоровья и условия его формирования;

- умеет получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и в искусстве;

- понимает необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека;

- осознает необходимость соблюдения этикета в общении с людьми и обладает соответствующими умениями.


  1   2   3

Похожие:

«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconГоу сош №935 учитель начальных классов Лазаречева И. В., Внеурочная деятельность
В базисном учебном плане нашей школы отражены следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое,...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconПояснительная записка к плану внеурочной деятельности начального общего образования мкоу хмр «сош п. Выкатной»
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconП/п Наименование уровней образования и (или) направлений подготовки
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивно направленности (футбол, волейбол, баскетбол, офп и здоровый образ...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconПути достижения качественного выполнения упражнений
Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Утренняя гимнастика...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconБелорусская федерация танцевального спорта дю оо «тск «кинезис»
Место проведения: Спортивно-восстановительном центре "Олимп" Спортивно -оздоровительного комплекса "Олимпийский" (свц "Олимп" сок...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconБелорусская федерация танцевального спорта дюоо «тск «Кинезис» проводит открытый Республиканский турнир
Место проведения: Спортивно-восстановительном центре "Олимп" Спортивно-оздоровительного комплекса "Олимпийский" (свц "Олимп" сок...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconКлассный час. На тему: «Здоровый образ жизни и спорт»
Цели: Привить любовь к спорту, разбудить потребность вести здоровый образ жизни, научить упражнения развития памяти, тренировки внимания,...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconТема: «Мы за здоровый образ жизни»
Анкетирование «Здоровый образ жизни». Учащиеся 6 -8 классов готовят представления по данной теме
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconКвн «За здоровый образ жизни»
Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии мбоу «Гимназия №3», г. Рубцовска. Внеклассное мероприятие «За здоровый образ жизни»...
«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание iconПлан акции “За здоровый образ жизни!” (учебный год 2011-2012)
Оформление стенда наглядной агитации по проведению акции “За здоровый образ жизни”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница