Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса»




НазваниеВыпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса»
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер20.1 Kb.
ТипВыпускная работа
  1   2   3   4   5

ИНСТИТУТ ЮНЕСКО ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В ОБРАЗОВАНИИ (ИИТО)

Российская Федерация

117292, Москва

ул. Кедрова, д.8, кор. 3





Министерство образования и науки
Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Выпускная работа


Индивидуальный проект


«создание системы дистанционного обучения в вузе.

создание электронного дистанционного учебного курса»


Выполнил(а): Макаренко Т.А.


преподаватель: Петрусинский В.В.


Москва 2007

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1. Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в ДО курса «Педагогика и психология» (Педагогика).


1.1. Обоснование необходимости дистанционного обучения в вузе

1.2.Применение ресурсов Интернет для успешной работы дистанционного курса.

1.3.Структура информационно-образовательной среды дистанционного обучения

1.4. Аннотация курса «Педагогика и психология» (Педагогика)

1.5. Цели и задачи по изучению дистанционного курса «Педагогика и психология» (Педагогика)

1.6. Виды деятельности обучающихся по изучению курса

1.7. Оценка эффективности электронного курса


1.8. Продолжительность работы над курсом в ДО






4

7


9


12

13


14

15

16





Глава 2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика и психология» (Педагогика) для студентов непедагогических специальностей



2.1. Учебная программа дисциплины

2.2. Фрагмент лекционного материала

2.3. Примерные задания для семинарских занятий

2.4. Самостоятельная работа

2.5. Академический календарь

2.6. Методическое руководство по изучению курса

2.7. Текст первого вводного сообщения

2.8. Рейтинговая система

2.9. Аннотированный список информационных ресурсов


Выводы и рекомендации

Список использованных ресурсов



17

19

22

24

24

27

29

30

32


33

34



Введение


Актуальность. Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

  В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В настоящее время все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования, особенно в связи с переходом к постиндустриальному обществу. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования. Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний в системах дистанционного обучения (ДО).

Цель выпускной работы:

    • реализация на практике приобретенных знаний по внедрению технологий дистанционного обучения в традиционные формы учебного процесса в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова;

    • создание учебного курса для дистанционного обучения.

Задачи выпускной работы:

    • Разработка концепции и технологии внедрения дистанционного обучения с применением информационных технологий.

    • Методическое проектирование дистанционного учебного курса.

    • Создание учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика и психология» (Педагогика).

    • Размещение учебно-методического комплекса в системе дистанционного обучения.

    • Оформление и защита выпускной работы.

    • Участие в мероприятиях по обмену опытом.


1. Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе

1.1. Обоснование необходимости дистанционного обучения в вузе


Современные информационные и коммуникационные техно­логии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ве­дут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свиде­телями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информа­ции, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естествен­ный путь, которому нет альтернативы. По мнению И.Г. Захаровой [9] первенство в практиче­ском внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образова­нии). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в сво­ей работе с определенными противоречиями, практически нераз­решимыми в рамках их современной структуры.

В качестве примеров таких трудностей она же приводит следующие:

• рост информации, тем или иным образом определяющей со­держание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;

• вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоя­тельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако, при том что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, огра­ничены и возможности современных технологий, в том числе - информационных;

• также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, со­блюдая общие требования соответствующих государственных стан­дартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов;

• высшие учебные заведения дают образование людям, уже сде­лавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказы­вается далеко не так, и требуется вариативный подход к органи­зации учебно-воспитательного процесса.

Ожидается, что именно широкое использование информаци­онных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные ре­шения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганиза­ции структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных техно­логий в другие сферы человеческой деятельности.

И в том, и в другом случае данные изменения должны обога­щать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного выс­шего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творче­ских и профессиональных навыков учащихся на основе потенци­альной многовариантности содержания и организации учебно-вос­питательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а зна­чительно расширить возможности имеющихся традиционных тех­нологий обучения.

Педагоги нового по­коления должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют со­держанию и целям изучения конкретной дисциплины, способ­ствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Таким образом, содержание педагогического образования, обо­гащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информаци­онная, когнитивная и специальная [10], станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

• создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации феде­ральных и региональных программ информатизации образования;

• значительного повышения уровня профессионального и об­щегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благо­даря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

• появлении качественно новых условий для реализации твор­ческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к науч­ным, учебным и другим культурно и социально значимым ресур­сам сети Internet,

• повышении эффективности самостоятельной работы студен­тов с традиционными и электронными ресурсами благодаря раз­витым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

• реализации непрерывного открытого образования, когда сту­денты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время бла­годаря телекоммуникациям.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать до­стижению основной цели модернизации образования — улучше­нию качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствую­щая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информаци­онной образовательной среды России, основное назначение ко­торой - сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал [9].


1.2. Применение ресурсов Интернет для успешной работы дистанционного курса


В учебных заведениях успешно применяются различные программные ком­плексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки ком­пьютерных презентаций), так и сложные, узкоспециали­зированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обра­ботки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечи­вали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных ком­пьютерных систем именно для нужд образования, ориентирован­ных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного про­цесса [11].

Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен ученик).

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей).

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

- рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

- рассылка аудио- и видео- кассет, дискет, CD-ROM;

- средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

- через интерактивное Web TV и видео конференции;

- через телеконференции Usenet, IRC.

- через электронную почту и листы (списки) рассылки;

- через web-страницы;

- через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети Интернет;

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанцинных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.


    1. Структура информационно-образовательной

среды дистанционного обучения

Под информационно-образовательной средой (ИОС) дистанционного обучения (ДО) понимается совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназначенная для ДО.

Основу ИОС составляют электронные (сетевые) учебники. В системе полномасштабного ДО необходимо иметь электронные учебники по каждой дисциплине учебного плана.

Современный электронный учебник состоит из следующих частей [2].

Основная часть, излагающая содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио- и видеофрагментами.

Глоссарий.

Контрольные вопросы, упражнения и задания для практического освоения материала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий.

Описания лабораторных работ с необходимыми ссылками на другие разделы сетевого курса, если в учебной программе такие работы предусмотрены. В описания лабораторных работ должны быть включены, кроме необходимого теоретического материала, также контрольные вопросы, сведения об используемом оборудовании и программно-аппаратном обеспечении, задание и форма представления результатов.

Разработка сетевого учебника – весьма дорогостоящая работа. Эту работу выполняют с помощью инструментальных средств. Инструментальные средства – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в форме, требуемой для использования в ИОС. По типу применяемых инструментальных средств различают технологии разработки сетевых курсов.

Инструментальные средства можно разделить на две группы:

  • общедоступные средства, ориентированные на Web-технологии и не использующие дорогостоящих специальных средств;

  • инструментальные средства, специально ориентированные на разработку сетевых курсов.

В первую группу входят сравнительно недорогие или свободно распространяемые программные продукты [3]. К ним относятся, например, редакторы HTML текстов, графические редакторы, конверторы форматов данных, возможно также применение средств создания аудио- и видеофрагментов. В этой технологии удается минимизировать первоначальные финансовые затраты, квалифицированные пользователи могут модернизировать и адаптировать созданные сетевые курсы. Однако создание сетевых курсов характеризуется при этом повышенными затратами времени.

Более быстрое создание сетевых курсов осуществляется с помощью интегрированных инструментальных сред, примерами которых могут служить Learning Space фирмы Lotus [4], ToolBookII компании Asymetrix [5], WebCT университета Британской Колумбии [6], AuthorWare компании Macromedia [7] и др. Имеющиеся в инструментальной среде средства позволяют решать вопросы представления учебного материала с выбором типов шрифтов, палитры цветов, расположения и насыщенности графических фрагментов, анимации, звукового сопровождения и т.п. в соответствии с рекомендациями, обеспечивающими продуктивную работу пользователей.

Сетевой учебник при своем использовании погружается в программно-информационную среду, выполняющую необходимые функции пользовательского интерфейса, телекоммуникационной связи "студент-лаборатория", "студент-преподаватель" и "студент-студент", доступа к индивидуальной рабочей тетради, содержащей график учебных занятий, результаты выполнения учебных заданий и другие заметки пользователя, связанные с изучением курса.

Практические работы, включая эксперименты и расчеты при курсовом и дипломном проектировании, могут выполняться в виртуальных или удаленных лабораториях.

Виртуальная лаборатория - учебное подразделение вуза, оснащенное компьютерным оборудованием и программным обеспечением, имитирующим процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах. В виртуальных лабораториях характерно использование программ моделирования процессов в изучаемых или проектируемых объектах, но могут использоваться также математические пакеты, программы оптимизации, базы данных и другие компоненты программного и информационного обеспечения. Типичными примерами программного обеспечения для расчетов и анализа процессов в исследуемых системах могут служить математические пакеты типа MathCAD, программы анализа электронных схем PSpice, механических устройств Adams, систем с механическими, гидравлическими, электрическими и электронными элементами типа ПА9, логических схем на основе языка VHDL, программы моделирования полей физических величин по методу конечных элементов типа Ansys, программы геометрического моделирования и др.

Удаленная лаборатория (лаборатория удаленного доступа) отличается от виртуальной лаборатории наличием реального учебно-исследовательского оборудования, к которому обеспечен дистанционный доступ.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconПрограмма семинара
Создание региональных центров дистанционного обучения с использованием сдо нп «Телешкола»
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconДистанционного обучения москва 1999 удк 378
Анализируется структура специфической дидактической системы дистанционного обучения и дана характеристика ее элементов. Приводится...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconПрограмма дистанционного элективного курса по биологии «Основы рационального питания»
Программа дистанционного элективного курса «Основы рационального питания» предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconПрограмма дистанционного курса «Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности»
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти....
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» icon"Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения"
Материал посвящен вопросам развития методологической и дидактической составляющих дистанционного образования
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconСправочник «ресурсы интернет в помощь преподавателям и студентам миэп» периодические издания часть 1 Москва Изд-во миэп 2007 а втор-составитель зам декана деканата дистанционного обучения миэп а.
Автор-составитель зам декана деканата дистанционного обучения миэп а. А. Степаненко
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconОсновные элементы электронного дистанционного курса
И именно благодаря развитию телекомму­никационных систем все большую популярность приобретает дистанцион­ное обучение, где и возникают...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconРеализация интерактивного механизма общения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе дистанционного занятия
Сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Проблема организации учебного процесса...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов Челябинской области в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного
Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов Челябинской области в рамках реализации мероприятия...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса» iconТематическое планирование по курсу «введение в обществонание» для дистанционного обучения 8 класс
Тематическое планирование курса (базовый уровень) рассчитано на один час учебного времени; разработано на основе программы Боголюбова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница