Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников




НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер48 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Московской области

Московский государственный областной гуманитарный институт

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»


Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения

квалификации педагогических и руководящих работников


Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе


Кафедральный вариативный модуль

72 часа


Учебно-методические документы:

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.


Составитель:

Астафьева О.А., кандидат филологических наук, доцент.


Орехово-Зуево

2012

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»






УТВЕРЖДАЮ

Ректор _____________Н.Г. Юсупова

«___»______________ 20_____г.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы


Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе


Вариативный модуль

72 часа


Цель курса: формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.


Категория слушателей: учителя русского языка и литературы


Срок обучения: 72 учебных часа


Формы обучения: очное обучение с полным отрывом от работы.


Режим занятий: 4-8 часов в день, 10 дней


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

Лекции

Практиче-

ские занятия

Самост. внеаудиторная

работа

Формы

контроля




Использование ЭОР в процессе

обучения русскому языку в основной школе.

72

24

24

24




1

Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

24

8

8

8

1.Карточка «Электронного тренажёра по русскому языку»

2. Аннотированный список ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.

3.Комплексная оценка образовательного потенциала ЭОР

2

Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР

24

8

8

8

Технологические карты двух уроков с использованием ЭОР.

1) урок введение нового материала;

2) урок обобщения и систематизации знаний или урок контроля с использованием ЭОР (на выбор)


3

Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку


12

4

4

4

Методика формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР

12

4

4

4

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся




Итого:

72

24

24

24







Итоговый контроль

6










Проект

(технологическая карта урока)



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Центр повышения квалификации «Московский областной центр Интернет-образования»






УТВЕРЖДАЮ

Ректор _____________Н.Г. Юсупова

«___»______ 20____г.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы


Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения русскому языку в основной школе


Вариативный модуль

72 часа


Цель курса: формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.


Категория слушателей: учителя русского языка и литературы


Срок обучения: 72 учебных часа


Формы обучения: очное обучение с полным отрывом от работы.


Режим занятий: 4-8 часов в день, 10 дней


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самост. внеаудиторная работа

Формы контроля




Использование ЭОР в процессе

обучения русскому языку в основной школе.

72

24

24

24




1

Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

24

8

8

8




1.1.

Общая характеристика ЭОР по русскому языку, их адекватность целям и задачам образования в свете реализации ФГОС второго поколения

6

2

2

2

Карточка «Электронного тренажёра по русскому языку»

1.2

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов

6

2

2

2

Аннотированный список ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.


1.3

Дидактический потенциал разных типов ЭОР

12

4

4

4

Комплексная оценка образовательного потенциала ЭОР

2

Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР


24

8

8

8




2.1

Подготовка и проведение урока объяснения нового материала с использованием ЭОР

9

3

3

3

Технологическая карта урока введения нового материала с использованием ЭОР

2.2

Подготовка уроков обобщения и систематизации знаний с использованием ЭОР

9

3

3

3


Технологическая карта урока обобщения и систематизации или урока контроля с использованием ЭОР (на выбор)

2.3.

Организация контроля усвоения материала с использованием ЭОР

6

2

2

2

3

Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку

12

4

4

4




3.1

Формирование универсальных учебных действий учащихся на основе использования ресурсов ИУМК

12

4

4

4

Методика формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР

12

4

4

4




4.1

Общие проблемы организации самостоятельной работы учащихся с помощью ЭОР. Самостоятельная работа на уроке.

6

2

2

2



Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся

4.2.

Самостоятельная работа во внеурочной деятельности с использованием ЭОР и её роль в индивидуализации обучения.

6

2

2

2




Итого:

72

24

24

24







Итоговый контроль

6










Проект

(технологическая карта

урока)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как одного из способов совершенствования методов и технологий образования становится одним из важнейших направлений инновационной деятельности на современном этапе. Достаточно обратиться к ФГОС ООО, где формирование ИКТ-компетентности обучающихся признано одним из важных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. А это, в свою очередь, требует «педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ» (там же).

Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), информационных образовательных (ИОМ) и учебных материалов (ИУМ), ресурсов (ИОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе ЭОР нового поколения, представленных на федеральных (региональных) сайтах и образующих единую национальную коллекцию, при организации образовательного процесса чрезвычайно актуально.

Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках ЭОР определяется также изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС второго поколения для основной школы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Актуальность предлагаемой программы повышения квалификации связана и с очевидным противоречием между имеющимися в открытом доступе электронными образовательными ресурсами (ЭОР), охватывающими большую часть содержательного образовательного поля, характеризующихся высоким образовательным потенциалом, - и недостаточными темпами их внедрения в реальный педагогический процесс. Это, очевидно, связано с недостаточной профессиональной компетентностью учителей в области применения ИКТ и требует специальных программ, направленных на формирование указанных компетентностей. Исходя из вышесказанного, формулируется и цель программы повышения квалификации.

Цель – формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения ЭОР в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.

Задачи:

1) сформировать систему знаний о ЭОР по русскому языку и литературе как элементе ИОС;

2) сформировать систему умений по анализу и отбору ЭОР по русскому языку и литературе для достижения различных образовательных целей, а также их применению на уроках различных типов;

3) сформировать готовность к применению ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности;

4) способствовать формированию мотивации применения ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, программа разработана в русле компетентностного подхода – одного из ведущих направлений модернизации образования на современном этапе.

Исходя из поставленных целей и задач определяются и принципы отбора содержания. Основным принципом отбора содержания курса является его практическая ориентированность. Теоретические сведения, сообщаемые слушателям, должны сформировать модели и образцы, в соответствии с которыми будет организована их практическая работа на занятиях и самостоятельная работа.

Вторым важным принципом организации материала становится учет его мотивационного потенциала. Важно не только сформировать у учителей систему знаний о современных ЭОР и умений применять их в своей профессиональной деятельности, но и развивать мотивацию к использованию новых технологий, готовности применять их для решения образовательных задач, т.е. формировать профессиональную компетентность учителя в данной области.

Третьим принципом является активность слушателей в процессе обучения. Содержание курса ограничивается областью применения ЭОР в процессе обучения русскому языку и литературе, а основой для овладения этим материалом становится вся профессиональная компетентность учителей в области дидактики и методики обучения русскому языку и литературе. Таким образом, именно активная деятельность слушателей по интегрированию новых знаний в имеющуюся систему становится условием успешности обучения.

Программа повышения квалификации предназначена для методической подготовки учителей русского языка и литературы к применению ЭОР в урочной и внеурочной образовательной деятельности, что связано с задачами обеспечения нового качества образования, повышения его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Программа соответствует новым задачам модернизации и развития российского образования, продиктована изменившимся государственным и социальным заказом, составлена с учётом современных требований к качеству образования (концепция модернизации российского образования до 2010 года, национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., ФГОС основного общего образования).


Формы организации занятий

Теоретические занятия организуются в форме лекций. Лекции можно проводить как в традиционной монологической форме с опорой на презентации, так и в проблемной форме, предполагающей элементы диалогического взаимодействия методиста и слушателей.

Практические умения формируются в ходе практических занятий. Формы проведения практических занятий разнообразны: лабораторная работа, семинар, коллективная работа, практикум, проблемный семинар, дискуссия, групповая работа с последующим обсуждением.


Формы организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа слушателей организуется в формах работы слушателей с методическими рекомендациями, самостоятельной работы с Интернет-ресурсами, разработки слушателями собственных методических продуктов, групповой работы с последующим представлением результатов работы группы и обсуждением этих результатов, в форме коллективной проектной деятельности. Руководство самостоятельной работой осуществляется в формах группового и индивидуального консультирования.


Формы организации контроля

Текущий контроль предполагает проверку самостоятельной работы слушателей по изучаемым темам курса, проверку и оценку контрольных работ.

Итоговый контроль проводится в форме зачета, на котором слушатели защищают технологическую карту изучения темы.

Для успешного выполнения итоговой контрольной работы темы итоговых работ распределяются в самом начале обучения. Все контрольные работы выполняются слушателями на материале выбранной темы и в своей совокупности фактически являются этапами разработки технологической карты изучения темы.

При определении формы оценивания достигнутых результатов можно выбрать как традиционную 5-балльную форму оценки, так и балльно-рейтинговую. В последнем случае оценка результатов освоения программы предполагает суммирование баллов, полученных при текущем контроле, с баллами за итоговую работу (примерное соотношение – 60 баллов текущий контроль / 40 баллов итоговая работа).

Учебный план включает в себя четыре основных компонента: «Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения», «Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР», «Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку», «Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР».

Общая продолжительность курса – 72 учебных часа.


Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:

Знать:

  • содержание коллекций существующих ЭОР по русскому языку;

  • основные характеристики современных ЭОР по русскому языку, их типологию;

  • основные модели использования современных ЭОР при организации учебной урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • основные возможности использования современных ЭОР для формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.


Уметь:

  • анализировать образовательный потенциал современных ЭОР по русскому языку для достижения различных образовательных целей;

  • на основе анализа образовательного потенциала ЭОР по русскому языку отбирать необходимые ресурсы для использования в педагогическом процессе;

  • проектировать образовательный процесс с использованием ЭОР по русскому языку в урочной и внеурочной деятельности;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении русскому языку;

  • организовывать деятельность учащихся на уроках русского языка с применением ЭОР;

  • организовывать самостоятельную работу учащихся по русскому языку с применением ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности;

  • анализировать эффективность применения современных ЭОР по русскому языку для достижения различных образовательных целей.

Понимать:

  • адекватность современных ЭОР как средств обучения целям и задачам образования на современном этапе;

  • необходимость использования современных ЭОР в процессе обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС;

  • специфику современных ЭОР по русскому языку и их инновационный потенциал, обучающие, развивающие и воспитательные возможности;

  • специфику урока русского языка с использованием современных ЭОР;

  • специфику организации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку с использованием современных ЭОР.


Владеть:

  • базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;

  • основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Типология и дидактический потенциал ЭОР по русскому языку, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения (24 часа)

Лекция 1. Общая характеристика ЭОР по русскому языку, их адекватность целям и задачам образования в свете реализации ФГОС второго поколения (2 часа).

Понятия «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР). Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) на портале www.fcior.edu.ru . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) на портале www.school-collection.edu.ru . Принципы размещения и содержательный анализ ЭОР в данных коллекциях. Основные характеристики ЭОР: мультимедийность, интерактивность, вариативность, доступность. Психолого-педагогические и методические особенности подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ЭОР. Анализ возможных проблем и рисков использования ЭОР и ЦОР при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС.

Практическая работа (2 часа) «Знакомство с каталогами электронных образовательных ресурсов, выявление принципов их организации, определение охвата содержательных областей курса русского языка».

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают карточку «Электронного тренажёра по русскому языку», дают методическую характеристику программы, оценивают содержательное наполнение программы, ее методические решения, уровень интерактивности и мультимедийности, делают методические выводы о возможности использования данного ресурса при обучении русскому языку, оформляют свои выводы в виде карточки ресурса.

Формы контроля: Контрольная работа в форме составления карточки «Электронного тренажера по русскому языку».


Лекция 2. Типы и особенности электронных образовательных ресурсов (2 часа).

Типология ЭОР:

1) демонстрационные материалы, выполняющие иллюстративную функцию (рисунки, фотографии, схемы, в том числе интерактивные; анимации);

2) демонстрационно-опорные материалы, выполняющие моделирующую функцию (интерактивные правила, интерактивные тесты);

3) обобщающие материалы (интерактивные таблицы);

4) тренировочно-контролирующие материалы (электронные упражнения и тесты);

5) учебно-справочные материалы (определения и правила в виде гипертекста; электронные словари). Характеристика ЭОР в разделах «Среднее (полное) общее образование» и «Основное общее образование». Функционально-жанровая типология ЭОР по русскому языку и литературе. Локальные автономные ЭОР. Электронные пособия открытой структуры. Электронные пособия закрытой структуры.

Практическая работа (2 часа) «Знакомство с типами ЭОР по русскому языку в сети Интернет и их анализ».

Примерные вопросы для анализа ЭОР:

  1. В чем заключается особенность ОМС по сравнению с ЦОР ЕК? Прокомментируйте это определение.

  2. Что такое электронный учебный модуль? Перечислите его существенные признаки и проиллюстрируйте на примере ЭОР выбранной темы.

  3. Какие виды ресурсов интегрированы в ЭОР по выбранной теме?

  4. Что такое сценарий ЭОР? Какие элементы включает в себя сцена?

  5. В чем характерные особенности информационных, практических и контрольных ЭОР?

  6. В чем заключается вариативность ЭОР? Опишите различия вариантов для базового и углубленного уровня изучения, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  7. Дайте общую методическую оценку качества проанализированных ЭОР и их дидактического потенциала.

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают аннотированный список ресурсов по избранной теме с подробным методическим комментарием.

Формы контроля: Контрольная работа в виде составления аннотированного списка ресурсов по избранной теме с методическим комментарием.

Контрольная работа выполняется как самостоятельная внеаудиторная работа слушателей. Для успешного выполнения работы слушателям необходимо:

  1. Выбрать тему из курса русского языка основной школы.

  2. Осуществить поиск ЭОР по данной теме. Составить каталог ресурсов.

  3. Разработать план аннотации ресурса, включающий как формальные (название, автор-разработчик, тип, сетевой адрес ресурса, для какого класса и на базе какого УМК разработан), так и содержательные компоненты (целевое назначение и тип ресурса, интерактивность, мультимедийность; количественные характеристики материала; качественные характеристики материала; наличие ошибок на содержательном или технологическом уровне; дидактические возможности ресурса).

  4. Составить аннотации выбранных ресурсов по разработанному плану.

  5. Проанализировать аннотированный список ресурсов и дать методический комментарий их использования на уроках и/или во внеурочной деятельности.


Лекция 3. Дидактический потенциал разных типов ЭОР (4 часа).

«Виртуальный класс (урок)» как тип ЭОР, его специфика: наличие педагогических агентов, сюжетная организации, проблемное обучение, самодостаточность. Описание ЭОР «Виртуальный класс (урок)» в ЕК. (ИУМК «Русский язык. 5-7 класс»; «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»). Содержание ЭОР. Компоненты ЭОР: мультимедиа урок, конспект, лекция. Типы мультимедиа уроков. Роль педагогических агентов. Средства визуализации языковых явлений. Методика использования компонентов ЭОР: на уроке под руководством учителя, при самостоятельной работе; в условиях самообучения.

Локальные автономные образовательные ресурсы по русскому языку. Статичные и интерактивные ЭОР, их специфика. Виды интерактивных ЭОР, общая характеристика: интерактивные иллюстрации, анимации, видео фрагменты и др. Интерактивная мультимедийная таблица как объект сложной структуры, типы, дидактические возможности. Интерактивные тексты: определения, правила, учебные тексты, учебные словари. Тренировочно-контрольные ЭОР.

Тренировочно-контролирующие ЭОР, их разновидности. Локальные электронные задания и тесты. Сравнительная характеристика электронных тренировочных заданий и традиционных («бумажных»). Электронные обучающие и контролирующие системы закрытой и открытой структуры. Коллекция диктантов по русскому языку. Практические и контрольные модули ФЦИОР. Адаптивный контроль в модулях для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности при использовании «Виртуального класса (урока)» на уроках русского языка».

Вопросы для проблемного обсуждения:

  1. В чем особенность данного типа ресурсов?

  2. Какие педагогические роли смоделированы в виртуальном уроке? В чем их функции?

  3. Какие средства визуализации языковых явлений используются?

  4. Как можно организовать урок с использованием данного ресурса?

  5. Как можно использовать данный ресурс для организации самостоятельной внеурочной работы учащихся?

  6. Оцените образовательный потенциал данного вида ресурсов.


Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности при использовании локальных автономных ЭОР по русскому языку и тренировочно-контролирующих ЭОР по русскому языку».

Самостоятельная работа (4 часа). Слушатели дают комплексную оценку образовательного потенциала выбранного ЭОР по одному из разделов курса русского языка.

Формы контроля: разработка комплексной оценки образовательного потенциала выбранного ЭОР по одному из разделов курса русского языка.

При оценке контрольной работы имеет смысл обращать внимание на:

- полноту представления материала;

- логичность предложенного плана аннотации и соответствие конкретных описаний предложенному плану;

- глубину анализа дидактических возможностей ресурса;

- критичность в оценке качества ресурса;

- обоснованность выводов о возможностях и целесообразности использования избранных ресурсов на уроках и/или во внеурочной деятельности.


Раздел 2. Подготовка и проведение уроков различного типа по русскому языку в основной школе с использованием ЭОР (24 часа)

Лекция 1. Подготовка и проведение урока объяснения нового материала с использованием ЭОР (3 часа)

Учитель и ученик в современной образовательной парадигме. Традиции и новации при введении нового материала. Роль интерактивных мультимедийных ЭОР при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку на этапе объяснения: виртуальные уроки, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации.

Практическая работа (3 часа) «Отбор и анализ презентационных ЭОР по русскому языку». На практическом занятии слушатели получают задание познакомиться с ЭОР, определить логику введения нового материала по теме и оценить дидактический потенциал ресурса.

Самостоятельная работа (3 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока введения нового материала с использованием ЭОР.

Необходимо ответить на вопросы:

1. Как стимулируется активность учащихся при организации урока – введения нового материала при ведущей роли учителя?

2. Как изменится организация урока при ведущей роли ученика?


Лекция 2. Подготовка уроков обобщения и систематизации знаний с использованием ЭОР (3 часа)

Традиции и новации на этапах закрепления, обобщения. Роль интерактивных, мультимедийных ЭОР при реализации проблемного, деятельностного обучения русскому языку на этапах закрепления и обобщения: виртуальные уроки, конспекты, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации.

Практическая работа (3 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих закрепление и обобщение знаний».

Задания к занятию

  1. Охарактеризуйте с методической точки зрения этапы закрепления, применения, обобщения и систематизации знаний. Составьте по аналогии технологические карты уроков данных типов.

  2. Какие типы ЭОР можно использовать на уроках указанных типов? Проанализируйте составленный Вами ранее аннотированный каталог ресурсов по избранной теме и отметьте те ЭОР, которые целесообразно использовать в данных случаях.

Самостоятельная работа (3 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока обобщения и систематизации с использованием ЭОР.


Лекция 3. Организация контроля усвоения материала с использованием ЭОР (2 часа)

Использование ЭОР при контроле усвоения учебного материала; традиции и новации: электронные задания, тесты, диктанты в качестве традиционного контролирующего средства; формы оценки учебной проектной деятельности, портфолио – инновационные средства контроля качества знаний.

Практическая работа (2 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих контроль знаний».

Вопросы для дискуссии

  1. Какие формы контроля можно обеспечить с помощью ЭОР?

  2. Как вы оцениваете тестовые формы контроля? В чем их преимущества и недостатки?

  3. Какие формы контроля, кроме тестовых, предусмотрены в коллекциях ЭОР по русскому языку? Достаточно ли таких материалов?

  4. Как вы оцениваете контрольные ЭОР по теме «Особенности склонения и употребления в речи собирательных числительных»?

  5. Как можно использовать коллекции ЭОР для подготовки к ГИА и ЕГЭ? Предложите методические решения.

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели составляют технологическую карту урока контроля с использованием ЭОР.

Формы контроля: Контрольная работа в форме представления технологической карты двух уроков с использованием ЭОР.

При оценке контрольной работы учитывается обоснованность отбора ЭОР для достижения поставленных целей, их образовательный потенциал, оптимальность способов организации деятельности учащихся с ЭОР и в целом эффективность предложенного способа овладения предложенным материалом.


Раздел 3. Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку (12 часов)

Лекция. Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку (4 часа)

Гипермедиа технологии как основа создания учебников нового поколения по русскому языку. Роль комплексных учебных средств в решении задачи формирования и развития современной языковой личности. Технологии мультимедиа и гипертекста как основа создания гибкой многокомпонентной интегрированной учебной среды. Учебно-методическая среда ИУМК ЕК «Русский язык. 5-7», «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»: обучающие и поддерживающие компоненты. Организация учебного процесса в полимедийной среде ИУМК.

Проектная деятельность и электронная образовательная среда. Роль электронной среды в формировании современной личности. ЭОР ЕК для учителя-организатора проекта. Средства мотивации творческой проектной деятельности в ЭОР: мультимедиа уроки. Творческие задания ИУМК «Русский язык. 5-7» как основа для обучения проектной деятельности учеников 5-6 классов: минипроект на уроке русского языка. Межпредметные связи при организации проектной деятельности учителями-словесниками.

Практическая работа (2 часа) «Формы и способы учебной деятельности в полимедийной учебно-методической среде».

Практическая работа (2 часа) «Формы и способы организации учебной проектной деятельности на стыке дисциплин».

На практических занятиях следует уделить внимание рассмотрению инновационного потенциала ЭОР по русскому языку в свете реализации ФГОС 2 поколения.

Задания для занятия

1. Проанализируйте выдержку из ФГОС 2 поколения (раздел 1.2.2. «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты»), в котором рассматривается понятие УУД (Приложение 2).

2. Соотнесите задачи формирования УУД с возможностями ЭОР по русскому языку.

Самостоятельная работа (4 часа). Слушатели разрабатывают методику формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы.

Формы контроля: Контрольная работа в форме разработки методики формирования УУД (по выбору) на основе ЭОР при изучении выбранной темы


Раздел 4. Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку в основной школе на основе ЭОР (12 часов)

Лекция 1. Общие проблемы организации самостоятельной работы учащихся с помощью ЭОР. Самостоятельная работа на уроке (2 часа).

Возможности комплексов ЭОР для организации самостоятельной работы учащихся. Целесообразность использования ЭОР для организации самостоятельной работы. Использование информационно-справочных материалов ЭОР. Методические особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Использование ЭОР для организации внеурочной работы учащихся. Самостоятельная работа и индивидуальный образовательный маршрут. ЭОР как средство ликвидации пробелов в знаниях. ЭОР как средство углубления знаний, развития познавательных интересов и подготовки к профильному обучению. Роль учителя в организации самостоятельной работы учащихся: подготовка и мотивирование, сопровождение и консультирование, контроль и оценка. Обсуждение результатов самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР

Практическая работа (2 часа) «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку, обеспечивающих самостоятельную работу и дистанционное обучение».

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели создают технологическую карту организации самостоятельной деятельности учащихся.



Лекция 2. Самостоятельная работа во внеурочной деятельности с использованием ЭОР и её роль в индивидуализации обучения (2 часа).

Возможности ЭОР для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся. Организация и самоорганизация учебной деятельности учащихся с помощью ЭОР. Оценка и самооценка учебной деятельности учащихся с помощью ЭОР. Роль рефлексии в учебном процессе. Планирование образовательного маршрута учителем и учащимися с помощью ЭОР. Поиск необходимой информации. Обучение в сотрудничестве. Коллективные формы работы и развитие навыков социального взаимодействия при использовании ЭОР.

Практическая работа (2 часа) «Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся и возможности ЭОР в организации такой работы».

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как соотносятся понятия самостоятельной работы и индивидуального образовательного маршрута учащихся? Какие средства ЭОР можно использовать для формирования индивидуального образовательного маршрута?

  2. Как в ходе самостоятельной работы формируются навыки самоорганизации деятельности учащихся, их рефлексивное поведение? Как нужно организовать работу с ЭОР для развития этих навыков?

  3. Как самостоятельная работа способствует формированию интереса к учению, достижению личностно значимых результатов учения? Каковы возможности ЭОР для решения этих задач?

  4. Как самостоятельная работа способствует развитию социальной компетентности учащихся, формированию их коммуникативной компетентности? Какие формы организации учебной и внеучебной деятельности способствуют достижению этих результатов?

Самостоятельная работа (2 часа). Слушатели готовят презентации на тему «Проектная деятельность с применением ЭОР», создают технологическую карту организации самостоятельной деятельности учащихся.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:

  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: http://bookfi.org/book/597607

  3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007.

  4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2

  5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

  6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.

  7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.


Дополнительная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  2. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, Мультимедиа в образовании. – М.: Дрофа, 2007

  3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «Ритм», 2005. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  4. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  5. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к иноформационному обществу: проект «Информатизация системы образования».- URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/12/1214866663/03avd0.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

  6. 4. 60. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. URL: http://www.iteach.ru/met/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

  7. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.

  8. Рубашкин Д.Д., Дмитриева Н.В. Способы использования ИИСС в учебном процессе. - URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005808/iso_project-9.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

Ресурсы Интернет

  1. Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: <standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360>

  2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconПрограмма повышения квалификации научно-педагогических работников по приоритетному направлению
Формирование дополнительных профессиональных компетенций при повышении квалификации педагогических кадров в области экологии и природопользования...
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Фгбоу впо «Борисоглебский государственный педагогический институт» (фгбоу впо «бгпи»)
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconВопросы и задания для самооценки профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников
Самооценка педагогических и руководящих работников в процессе аттестации. Научно-методические рекомендации по проведению «нулевого»...
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconМетодические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной...
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению августовских педагогических совещаний работников образования саратовской области
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников iconОбразовательная программа повышения квалификации
Бабич О. М., кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Сочинского института рудн
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница