Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Направление подготовки 100400 – ТУРИЗМ
Профиль подготовки Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ» (протокол № ___ от ____________ 201__г.) | Одобрена кафедрой _____________________ (протокол № ____ от 201_ г.) Зав.кафедрой _________________________ |
Москва 2012
Рабочая программа по дисциплине «История туризма и туристских организаций» предназначена для бакалавров, обучающихся на кафедре Социально-культурного сервиса и туризма факультета Экономики, менеджмента и международного туризма по направлению подготовки 100400 – Туризм. Согласно учебному плану, она изучается в 7 семестре на очной, очно-заочной и заочной классической формах обучения; в 4 семестре на заочной форме обучения по сокращенной программе для лиц, имеющих профильное СПО, и в 3 семестре на заочной форме обучения по сокращенной программе для лиц, имеющих ВПО. Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса. Кроме этого, приводятся электронные системы, помогающие студентам усвоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 100400 – Туризм.
Программа разработана к.г.н., доцентом Лебедевой Тамарой Васильевной Рецензент – декан факультета экономики, менеджмента и международного туризма к.э.н., доцент Шмидт Валерий Рудольфович
1. Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «История туризма и туристских организаций» – формирование у студентов системы профессиональных знаний о мировой и отечественной индустрии туризма, основах ее организации и управления, активизация творчества студентов в поиске неординарных решений и разработке новых предложений в сфере туризма и обслуживания, на основе многовекового опыта человечества; расширение кругозора, повышение культурно-образовательного и интеллектуального уровня студента.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История туризма и туристских организаций» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части Профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части. Для изучения дисциплины, студенты должны иметь знания по пройденным дисциплинам таким как: «Краеведение», «География», «Экономическая география и регионалистика», «Организация туристской деятельности», «Культурно-досуговая деятельность», «Туристическое регионоведение» и др. В свою очередь дисциплина обеспечивает подготовку к изучению таких дисциплин как: «Бизнес планирование в туризме», «Инновации в сфере туризма», «Экскурсоведение», «Управление туристическим продуктом» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Организация туристской деятельности». В процессе освоения обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): ОК-1: способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; ОК-2: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта; ПК-3: способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; ПК-4: готовность к реализации проектов в туристской индустрии; В результате изучения дисциплины студент должен: знать: концептуальные основы истории туризма; методологию анализа и синтеза исторических фактов и событий; уметь: обобщать свой собственный опыт и опыт окружающего социума и делать обоснованные выводы на его основе; определять возможные пути решения современных проблем в области туризма на базе имеющегося многовекового опыта; правильно ориентироваться в потоке информации; владеть: базовыми количественными и качественными методами исследования окружающей действительности и обработки полученной информации; теорией и методологией научных основ истории туризма; практическими навыками проведения сравнительного анализа истории становления и развития туризма; компетенциями применения полученных знаний, навыков и умений для успешной практической профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «История туризма и туристских организаций» составляет 4 зачетных единиц 144 часа, изучается в течение одного семестра на очной, очно-заочной, заочной формах обучения и на заочной форме обучения (по сокращенной программе). Обучение предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий, интерактивов и самостоятельную работу студентов. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций» | 7 | 12 | 2 |
| 2 |
| 8 |
|
| | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире | 7 | 16 | 2 |
|
| 4 | 10 |
|
| Устный опрос | 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе | 7 | 16 | 2 |
| 2 | 2 | 10 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 4 | Эпоха Великих географических открытий | 7 | 20 | 2 |
| 2 | 2 | 14 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России | 7 | 22 | 2 |
| 2 | 4 | 14 |
|
| Устный опрос, письменное тестирование, заслушива-ние докладов/ рефератов | 6 | Становление индустрии сервиса и туризма | 7 | 14 | 2 |
|
| 4 | 8 |
|
| Устный опрос | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР | 7 | 16 | 2 |
| 2 | 2 | 10 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 8 | Национальный туризм в постсоветский период | 7 | 14 | 2 |
|
| 4 | 8 |
|
| Устный опрос | 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации | 7 | 14 | 2 |
|
| 4 | 8 |
|
| Устный опрос, письменное тестирование |
| ИТОГО: | 7 | 144 | 18 |
| 10 | 26 | 90 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций» | 7 | 12 | 2 |
|
| 2 | 8 |
|
| | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире | 7 | 16 | 2 |
| 2 | 2 | 10 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе | 7 | 16 | 2 |
| 2 | 2 | 10 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 4 | Эпоха Великих географических открытий | 7 | 20 | 2 |
| 2 | 2 | 14 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России | 7 | 22 | 2 |
| 2 | 2 | 16 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 6 | Становление индустрии сервиса и туризма | 7 | 14 | 2 |
| 2 |
| 10 |
|
| Устный опрос | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР | 7 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 8 | Национальный туризм в постсоветский период. | 7 | 14 |
|
|
|
| 14 |
|
|
| 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации | 7 | 14 | 2 |
|
| 2 | 10 |
|
| Устный опрос, письменное тестирование
|
| ИТОГО: | 7 | 144 | 14 |
| 10 | 12 | 108 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций» | 7 | 12 | 2 |
|
|
| 10 |
|
| | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире | 7 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе | 7 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 4 | Эпоха Великих географических открытий | 7 | 20 |
|
|
|
| 20 |
|
|
| 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России | 7 | 22 | 2 |
|
|
| 20 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 6 | Становление индустрии сервиса и туризма. | 7 | 14 |
|
| 2 |
| 12 |
|
| Устный опрос | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР. | 7 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 8 | Национальный туризм в постсоветский период. | 7 | 14 |
|
|
|
| 14 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации. | 7 | 14 |
|
|
| 2 | 12 |
|
| Письменное тестирование |
| ИТОГО: | 7 | 144 | 4 |
| 2 | 2 | 136 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Заочная форма обучения по сокращенной программе для лиц, имеющих профильное СПО (срок обучения 3,5 года) № п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций». | 4 | 12 | 2 |
|
|
| 10 |
|
| Устный опрос | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 4 | Эпоха Великих географических открытий. | 4 | 20 |
|
|
|
| 20 |
|
|
| 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России. | 4 | 22 |
|
|
|
| 22 |
|
|
| 6 | Становление индустрии сервиса и туризма. | 4 | 14 |
|
| 2 |
| 12 |
|
| Устный опрос, письменное тестирование, проверка докладов/ рефератов | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 8 | Национальный туризм в постсоветский период. | 4 | 14 |
|
|
|
| 14 |
|
|
| 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации. | 4 | 14 | 2 |
|
| 2 | 10 |
| | Устный опрос, письменное тестирование, проверка докладов/ рефератов |
| ИТОГО: | 4 | 144 | 4 |
| 2 | 2 | 136 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Заочная форма обучения по сокращенной программе для лиц, имеющих профильное СПО (срок обучения 4,0 года) № п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций». | 4 | 12 | 2 |
|
|
| 10 |
|
| Устный опрос | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 4 | Эпоха Великих географических открытий. | 4 | 20 |
|
|
|
| 20 |
|
|
| 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России. | 4 | 22 |
|
|
|
| 22 |
|
|
| 6 | Становление индустрии сервиса и туризма. | 4 | 14 |
|
| 2 |
| 12 |
|
| Устный опрос, письменное тестирование, проверка докладов/ рефератов | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР. | 4 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 8 | Национальный туризм в постсоветский период. | 4 | 14 |
|
|
|
| 14 |
|
|
| 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации. | 4 | 14 | 2 |
|
| 2 | 10 |
| | Устный опрос, письменное тестирование, проверка докладов/ рефератов |
| ИТОГО: | 4 | 144 | 4 |
| 2 | 2 | 136 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Заочная форма обучения (по сокращенной программе для лиц, имеющих ВПО) (срок обучения 3 года) № п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Лаборатор. практикум | Практические занятия/семинары | Интерактив | 1 | Введение в дисциплину «История туризма и туристских организаций». | 3 | 12 | 2 |
|
|
| 10 |
|
| | 2 | Зарождение основ путешествий в Древнем мире. | 3 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 3 | Средневековые путешествия. Процесс развития услуг в средневековом обществе. | 3 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 4 | Эпоха Великих географических открытий. | 3 | 20 |
|
|
|
| 20 |
|
|
| 5 | Российские путешествия и географические исследования в XVI – XVIII веках. Истоки туризма в России. | 3 | 22 |
|
|
|
| 22 |
|
|
| 6 | Становление индустрии сервиса и туризма. | 3 | 14 |
|
| 2 |
| 12 |
|
| Устный опрос, заслушива-ние докладов/ рефератов | 7 | Экскурсионно-туристская работа в СССР. | 3 | 16 |
|
|
|
| 16 |
|
|
| 8 | Национальный туризм в постсоветский период. | 3 | 14 |
|
|
|
| 14 |
|
|
| 9 | Состояние современного туризма в Российской Федерации. | 3 | 14 | 2 |
|
| 2 | 10 |
| | Устный опрос, письменное тестирование, заслушива-ние докладов/ рефератов |
| ИТОГО: | 3 | 144 | 4 |
| 2 | 2 | 136 |
|
| Диффферен-цированныйзачет | Содержание дисциплины «История туризма и туристских организаций» |