Скачать 7.37 Kb.
|
Тема: Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы.Ум, коль он только что ум, - самая безделица. С пребеглыми умами мы видим худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Д. Фонвизин. «Недоросль». Тип урока: анализ произведения. Цель урока:
Технические средства: Выставка книг, доска, тесты, портрет Д.И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина. Методы: эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Проверка домашнего задания: « Положительные и отрицательные персонажи комедии». Что такое традиция? а) в переводе с латинского «передача»; б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений; г) то, что передается из поколения в поколение. Что такое новаторство? а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым; б) введение чего-то нового. в)Что такое канон? (образец) 4. Изучение нового. а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы. Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писатели 18 века верили, что если показать порок, зло, посмеяться или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употреляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т.е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т.к. нет «особливого старания о воспитании. Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия. Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? (Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т.к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству. б) Работа с учебником (с. 180 - 182). Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии».
в) Работа с текстом. Составление таблицы « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей».
Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф). Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум? 5. Выводы по уроку. Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии? - Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии? Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»? (С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, т.к. не умеет уважать достоинства других людей.) Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность? 6. Домашнее задание. Написать характеристику героя (по вариантам). |
![]() | Урок литературы (8 класс) Д. И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль» | ![]() | Литература Софья, племянница Стародума из комедии «Недоросль», Софья Фамусова из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин»... |
![]() | Сюжет, герои, проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России,... | ![]() | Урок литературы в 11 классе по теме Первая группа понятий: сатира и юмор, критика смехом, традиции и новаторство, комическое в искусстве, автор и его герой, средства... |
![]() | Тема: сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве» Цели Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать... | ![]() | Тот, кто знаком с творчеством Ч. Айтматова и К. Махамеджанова, прекрасно помнят триумф пьесы "Восхождение на Фудзияму" в московском театре "Современник". Прошли Тех же, кто пытался в любой ситуации оставаться Человеком, даже там, на войне, тогдашняя власть ломала его высокий дух любыми страшными... |
![]() | Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? ... | ![]() | Тема: Роман «Доктор Живаго» Социально-философская и нравственная проблематика романа. Жанровая специфика произведения |
![]() | Конспект урока по кубановедению 1 класс Тема: «Семейные традиции» Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Мы узнаем какие семейные традиции существовали на Кубани у казаков... | ![]() | После написания комедии «Недужный дом» мне захотелось попробовать свои силы в чёмнибудь Да и живу я даже у подножия той самой КумТигейской (ныне Покровской) сопки и я решил: буду писать о них |