Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20.




Скачать 56.25 Kb.
НазваниеПостановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20.
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер56.25 Kb.
ТипПостановление
  1   2   3   4   5   6   7
АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2011 г. N 65а


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"


(в ред. постановлений Администрации Томской области

от 20.05.2011 N 147а, от 14.07.2011 N 214а)


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 81 Устава (Основного Закона) Томской области, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области" и постановлением Администрации Томской области от 27.11.2007 N 186а "О долгосрочных областных целевых программах" постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов Томской области (Феденев) осуществлять финансирование Программы за счет средств областного бюджета.

3. Департаменту по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области (Халин) обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике Зинченко В.И.


Губернатор

Томской области

В.М.КРЕСС


Утверждена

постановлением

Администрации Томской области

от 10.03.2011 N 65а


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"


(в ред. постановлений Администрации Томской области

от 20.05.2011 N 147а, от 14.07.2011 N 214а)


ПАСПОРТ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"


┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐

│Наименование │Долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной │

│Программы │деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" │

│ │(далее - Программа) │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основание │Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ │

│для разработки│"Об инновационной деятельности в Томской области" │

│Программы │ │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Инициатор │Комитет по науке и инновационной политике Администрации │

│предложения │Томской области │

│по разработке │ │

│Программы │ │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Заказчик │Комитет по науке и инновационной политике Администрации │

│Программы │Томской области │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Исполнители │Комитет по науке и инновационной политике Администрации │

│Программы │Томской области; │

│ │Департамент инвестиций Администрации Томской области; │

│ │Департамент экономики Администрации Томской области; │

│ │Комитет информатизации и связи Администрации Томской │

│ │области; │

│ │Комитет по высшему и среднему профессиональному │

│ │образованию Администрации Томской области; │

│ │Департамент развития предпринимательства и реального │

│ │сектора экономики Томской области; │

│ │Департамент архитектуры, строительства и дорожного │

│ │комплекса Томской области; │

│ │Департамент по информационной политике и работе с │

│ │общественностью Администрации Томской области; │

│ │ОАО "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа│

│ │"Томск" (по согласованию) (далее - Особая экономическая │

│ │зона технико-внедренческого типа г. Томска); │

│ │организации научно-образовательного комплекса, организации│

│ │инновационной инфраструктуры, инновационные организации │

│ │Томской области, определенные в соответствии с действующим│

│ │законодательством (по согласованию) │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основные │Комитет по науке и инновационной политике Администрации │

│разработчики │Томской области; │

│Программы │Департамент экономики Администрации Томской области │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Цель Программы│Повышение эффективности региональной инновационной системы│

│ │Томской области │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Показатели │1. Прирост объема инновационной продукции относительно │

│цели Программы│уровня 2010 года не менее 75%. │

│и ее значение │2. Прирост числа новых рабочих мест в инновационных │

│ │организациях ежегодно не менее 250, всего за 4 года │

│ │создание около 1000 новых рабочих мест │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Задачи │1. Опережающий рост числа инновационных организаций <*> │

│Программы │в приоритетных секторах экономики. │

│ │2. Повышение эффективности работы инновационной │

│ │инфраструктуры, в том числе с использованием возможностей │

│ │Особой экономической зоны технико-внедренческого типа │

│ │г. Томска. │

│ │3. Развитие межрегионального и международного │

│ │сотрудничества в инновационной сфере. │

│ │4. Развитие инновационной среды и информационного │

│ │сопровождения инновационной деятельности в регионе. │

│ │5. Создание web-ориентированной инфраструктуры │

│ │информационно-технологической поддержки региональной │

│ │инновационной системы │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Показатели │1. Увеличение количества инновационных организаций к концу│

│задач │2014 года до 600 ед. │

│Программы и их│2. Увеличение количества организаций, осуществляющих │

│значения │технологические и продуктовые инновации, до 170 ед. │

│ │3. Увеличение количества резидентов Особой экономической │

│ │зоны технико-внедренческого типа г. Томска до 80 ед. │

│ │4. Рост объемов производства продукции (продукт, работа, │

│ │услуга) организаций и индивидуальных предпринимателей, │

│ │размещенных в студенческих и технологических │

│ │бизнес-инкубаторах или размещавшихся в них ранее к концу │

│ │2014 года до 170 млн руб. │

│ │5. Рост объема отгруженной инновационной продукции │

│ │(товаров, работ, услуг), в том числе за пределы Российской│

│ │Федерации до 16 млрд руб. │

│ │6. Положительная динамика доли населения, положительно │

│ │оценивающего развитие инновационной деятельности в │

│ │регионе, % │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Сроки │2011 - 2014 годы │

│реализации │ │

│Программы │ │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основные │1. Реализация на территории региона привлекательной для │

│мероприятия │инновационной деятельности и развития инновационных │

│Программы │кластеров институциональной и ресурсно-кредитной политики.│

│ │Развитие государственно-частного партнерства в │

│ │инновационной сфере. Формирование инновационных кластеров.│

│ │2. Развитие инфраструктуры Особой экономической зоны │

│ │технико-внедренческого типа г. Томска. Использование ее │

│ │возможностей для формирования и развития инновационных │

│ │кластеров и выстраивания эффективной системы использования│

│ │технико-технологической базы для сбалансированного │

│ │развития элементов региональной инновационной системы. │

│ │3. Разработка и реализация модели центра образования, │

│ │науки и инноваций мирового уровня в г. Томске на основе │

│ │развития Консорциума томских университетов и научных │

│ │организаций. │

│ │4. Привлечение дополнительных инвестиций на осуществление │

│ │технологических инноваций и реализацию инновационных │

│ │проектов. Маркетинговая поддержка инновационных проектов. │

│ │5. Создание условий для развития хозяйствующих объектов, │

│ │в уставный капитал которых внесены результаты │

│ │интеллектуальной деятельности, исключительные права на │

│ │которые принадлежат научным организациям и вузам. │

│ │6. Разработка механизма формирования долгосрочных планов │

│ │государственных и муниципальных закупок инновационной │

│ │продукции. Формирование регионального рынка потребления │

│ │инновационной продукции. │

│ │7. Мониторинг развития региональной инновационной системы,│

│ │отношение населения к развитию инновационной деятельности │

│ │в регионе. │

│ │8. Формирование позитивного имиджа Томской области как │

│ │территории инновационного развития. Проведение ежегодного │

│ │Инновационного форума в г. Томске. │

│ │9. Обеспечение эффективности работы созданной │

│ │инновационной инфраструктуры (инновационные │

│ │бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок, │

│ │сетевых структур для продвижения инновационной, наукоемкой│

│ │продукции на рынки российских регионов, ближнего и │

│ │дальнего зарубежья). │

│ │10. Совершенствование региональной системы школьного │

│ │физико-математического образования, в том числе создание │

│ │Центра, использующего инновационные подходы для │

│ │переподготовки учителей в области физико-математического и│

│ │естественно-научного образования. │

│ │11. Дальнейшее развитие уровня инновационной культуры в │

│ │регионе. Совершенствование системы подготовки кадров для │

│ │инновационной сферы. │

│ │12. Развитие информационной инфраструктуры региональной │

│ │инновационной системы, включая создание web-инфраструктуры│

│ │региональной инновационной системы и инновационного │

│ │портала как ее ключевого элемента │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Ожидаемые │Реализация мероприятий Программы позволит: │

│показатели │обеспечить ежегодный рост затрат на технологические │

│эффективности │инновации на 10 - 20% к предыдущему году; │

│Программы │обеспечить в 2011 - 2014 годах опережающий рост заработной│

│ │платы в инновационном секторе экономики Томской области │

│ │относительно сектора обрабатывающих производств; │

│ │обеспечить рост уровня электронного взаимодействия │

│ │участников инновационной системы Томской области на 10 - │

│ │20% к предыдущему году (количество участников, │

│ │использующих созданные сервисы) │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Организация │Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель│

│управления │Губернатора Томской области по научно-технической и │

│Программой и │инновационной политике и образованию. │

│контроль за ее│Текущее управление Программой осуществляет Комитет по │

│реализацией │науке и инновационной политике Администрации Томской │

│ │области │

├──────────────┼─────────────┬──────────┬─────────┬───────┬───────┬───────┤

│Объемы и │ │ 2011 - │ │ │ │ │

│источники │ В млн руб. │2014 годы │ 2011 г. │2012 г.│2013 г.│2014 г.│

│финансирования│ │(прогноз) │ │ │ │ │

│<**> ├─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│ │Всего, │20795,2956│6844,3956│2870,22│6351,8 │4728,88│

│ │в том числе: │ │ │ │ │ │

│ ├─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│ │федеральный │11638,8 │4026,88 │ 737,52│4255,56│2618,84│

│ │бюджет │ │ │ │ │ │

│ ├─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│ │областной │ 3152,4356│1688,9156│ 512,34│ 472,84│ 478,34│

│ │бюджет │ │ │ │ │ │

│ ├─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│ │местные │ 169,66 │ 71,0 │ 76,66│ 11,0 │ 11,0 │

│ │бюджеты │ │ │ │ │ │

│ ├─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│ │внебюджетные │ 5834,4 │1057,6 │1543,7 │1612,4 │1620,7 │

│ │средства │ │ │ │ │ │

│(в ред. постановления Администрации Томской области от 14.07.2011 N 214а)│

├──────────────┴─────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│Основные направления │ 2011 - │ │ │ │ │

│расходования средств: │2014 годы │ 2011 г. │2012 г.│2013 г.│2014 г.│

│ │(прогноз) │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│НИОКР │ 1414,6 │ 372,9 │ 375,9 │ 381,9 │ 283,9 │

├────────────────────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│инвестиции │17614,8956│6075,2956│2083,52│5441,4 │4014,68│

├────────────────────────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┤

│прочие │ 1765,8 │ 396,2 │ 410,8 │ 528,5 │ 430,3 │

│(в ред. постановления Администрации Томской области от 14.07.2011 N 214а)│

└────────────────────────────┴──────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┘


--------------------------------

<*> Инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность в соответствии с Законом Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области".

<**> Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ <***>


Инновационная деятельность - деятельность, направленная на:

реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке;

реализацию новых или усовершенствованных услуг;

реализацию нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанные с нею дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной услуги, реализуемых на рынке; либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновационная продукция - инновация, реализуемая на рынке и (или) используемая в практической деятельности не более трех лет с момента ее вывода на рынок.

Наукоемкая продукция - продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.

Инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, предусматривающая технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, содержащая сведения о целях, задачах, исходных условиях, объемах финансирования, исполнителях, методах управления, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по его реализации в целях освоения и распространения инновационной продукции.

Участники инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, субъектов, поддерживающих инновационную деятельность, и субъектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические лица, реализующие инновационные проекты.

Субъекты, поддерживающие инновационную деятельность, - органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности, а также физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, в том числе организационную, консалтинговую и информационную.

Объекты инновационной деятельности - инновационная или наукоемкая продукция.

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновации: офисы коммерциализации разработок; бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры трансфера технологий; технопарки; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; венчурные фонды.

Офис коммерциализации разработок - специализированное структурное подразделение организации, созданное для введения результата интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Бизнес-инкубатор - организация или структурное подразделение организации, созданная для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств.

Центр трансфера технологий - организация или структурное подразделение организации, созданная для перемещения результатов научной деятельности, новых технологий от ее разработчика или владельца к новому владельцу или пользователю в процессе выведения ее на рынок с целью получения прибыли.

Инновационная восприимчивость организации - степень готовности организации к разработке и реализации программы инновационных преобразований и внедрения инноваций в организации.

Инновационно активная организация - субъект инновационной деятельности, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, соответствующее критериям, устанавливаемым постановлением Администрации Томской области.

Реестр инновационно активных организаций Томской области - единый перечень, содержащий информацию об инновационно активных организациях, формируемый в соответствии с Положением о реестре инновационно активных организаций Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 07.04.2009 N 65а "Об утверждении Положения о реестре инновационно активных организаций Томской области".

Государственная региональная инновационная политика - деятельность органов государственной власти Томской области по определению целей, задач, принципов, направлений и механизмов осуществления инновационной деятельности.

--------------------------------

<***> Определены Законом Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области".


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Инновационная деятельность - значительное явление в социально-экономической жизни Томской области. В научно-образовательную и инновационную сферу вовлечены все социальные группы населения Томской области.

Начиная с 2002 года, с момента принятия Инновационной стратегии Томской области, инновационная сфера развивалась в соответствии с целями и задачами, определенными в межведомственных и областных целевых программах. Так, в 2002 - 2008 годах реализовывалась межведомственная программа "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области", заказчиками которой выступили Минобрнауки России, Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН, Администрация Томской области. С 2002 года реализовалось четыре областных целевых программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области" на различные периоды. Реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009 - 2010 годы" позволила к 2011 году довести долю организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере промышленного производства (без учета малого бизнеса), до 17%, обеспечить 25 - 30% ежегодного прироста инновационной продукции, создавать в год 30 - 35 новых малых инновационных организаций, довести общее число резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска до 60. Указанные показатели были достигнуты, несмотря на последствия финансового кризиса. Принятые программы являются важными элементами Программы социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Успешное выполнение вышеуказанных программ позволило развить основные элементы региональной инновационной системы и достичь следующих результатов:

1. Создана законодательная основа для развития инновационной деятельности. В настоящее время базовыми для участников региональной инновационной экономики являются следующие нормативные правовые акты:

Закон Томской области от 1 декабря 2000 года N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области";

Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области";

Положение "Об инновационной деятельности в городе Томске", утвержденное решением Томской Городской Думы от 31.10.2000 N 260.

2. В 2005 году Томская область стала одним из 4 регионов - победителей федерального конкурса на создание Особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск". За этот период достигнуты следующие результаты:

число резидентов ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" - 56 компаний (2009 год - 45), в том числе 7 из них созданы при участии иностранных инвесторов из США, Норвегии, Тайваня, Южной Кореи, Австралии, Германии;

объем инвестиций составил 2,68 млрд руб., в том числе иностранный капитал - 451,1 млн руб.;

объем производства инновационной продукции - 505,9 млн руб.;

создано новых рабочих мест на территории ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" - 536.

3. Два университета - Томский политехнический университет и Томский государственный университет - имеют статус "Национальный исследовательский университет". Три университета - Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет - являются победителями федерального конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В результате продолжилось формирование пояса организаций "новой экономики", в первую очередь вокруг этих университетов. В настоящее время "инновационный пояс" университетов включает 240 организаций.

4. Создана инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере области работает 39 элементов (2005 г. - 25, 2006 г. - 30, 2007 г. - 31, 2008 г. - 35, 2009 г. - 39) инновационной инфраструктуры, в том числе Особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска, 13 офисов коммерциализации разработок вузов и академических институтов, 7 бизнес-инкубаторов (5 студенческих), 4 инновационно-технологических центра, 4 центра трансфера технологий, Межведомственный центр нанотехнологий "Томскнанотех", Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, 7 консалтинговых компаний, работающих в сфере поддержки инновационной деятельности, и другие организации.

5. Осуществляется взаимодействие с Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" (РОСНАНО). В 2008 году создан Межведомственный центр нанотехнологий "Томскнанотех" для осуществления взаимодействия с РОСНАНО в реализации крупных проектов в области наноиндустрии и продвижения наукоемкой продукции на российский и зарубежный рынки. Благодаря появлению такого консорциума одним из первых в России 5 июня 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Томской области и РОСНАНО. В результате этого взаимодействия по 3 томским проектам принято решение о финансировании.

6. Ежегодно создается около 50 новых инновационных организаций малой либо средней формы, в том числе в 2006 г. - 30, в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58.

7. Организация и проведение на территории Томской области ежегодного инновационного форума с международным участием. Инновационный форум проводился 13 раз и с каждым годом становился все более авторитетным. В 2008 году он приобрел статус Всероссийского Инновационного форума с международным участием. За десять лет работы по организации форумов отработан формат мероприятия, привлекательный как для российских, так и для зарубежных участников.

8. Создана система регионального статистического наблюдения. В связи с тем, что результаты федерального статистического обследования инновационной деятельности не всегда позволяют корректно оценивать инновационные процессы, происходящие в регионе, начиная с 2003 года, в Томской области проводятся работы по формированию региональной системы статистического учета инновационной сферы, дополняющей данные федерального наблюдения.

Согласно данным регионального статистического обследования, в 2006 - 2009 годах отмечен динамичный рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг инновационно активных организаций, - в 3 раза к уровню 2005 года в действующих ценах. Рост производства инновационно активных организаций сопровождался более умеренным увеличением объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг инновационного характера - в 2 раза к уровню 2005 года (9,2 млрд руб. в 2009 году).

В 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг инновационно активных организаций превысил 27 млрд руб. при увеличении объема инновационной продукции (работ, услуг) до 9,2 млрд руб.

Динамика количества новых инновационных организаций: в 2005 г. - 22; в 2006 г. - 30; в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58.

За 2006 - 2009 годы 23 вида региональных инновационных продуктов выведены на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Однако анализ результатов федеральных и региональных статистических наблюдений инновационной сферы, результатов ведомственной статистики показывает, что ряд элементов региональной инновационной системы требует существенного развития. К таким блокам относятся: развитие собственно инновационного бизнеса, технико-технологической базы для инновационной деятельности, финансового обеспечения инновационной деятельности, формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга).

Исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности региональной инновационной системы можно сформулировать следующие проблемы, которые необходимо решить в рамках Программы:

развитие инновационного бизнеса и совершенствование форм взаимодействия органов власти с представителями данного направления бизнеса;

развитие технико-технологической базы для инновационной деятельности;

формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга);

построение региональной web-инфраструктуры региональной инновационной системы и устранение дисбаланса между реальным развитием инновационной системы Томской области и ее представленностью и позицией в Интернете.

Рассмотрим каждую проблему:

1. Развитие инновационного бизнеса и совершенствование форм взаимодействия органов власти с представителями данного направления бизнеса.

В настоящее время в Томской области выстроена система формирования новых малых инновационных компаний. В последнее время создается не менее 50 новых организаций в год. Общее число компаний, обладающих признаками инновационности, приблизилось к 360. В рамках реализации Закона Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области" с 2009 года ведется Реестр инновационно активных организаций Томской области. Итоги двух лет работы по данному направлению показывают, что число организаций, представляющих сведения для участия в Реестре инновационно активных организаций Томской области, не снижается (2008 год - 173, 2009 год - 182), но при этом число компаний, обладающих рядом признаков инновационно активных организаций, даже при снижении численных значений этих показателей по итогам 2009 года, сократилось. Так, в 2008 году трем признакам инновационно активных организаций соответствовало 32 организации, в 2009 году - только 7. Очевидно, суть проблемы заключается в том, что у региональной власти с ростом числа инновационных компаний ослабли механизмы взаимодействия с этим сектором бизнеса. Решение данной проблемы можно осуществить через:

1) формирование ряда инновационных кластеров по различным технологическим направлениям, где число участников составляет десятки компаний (к таким направлениям в Томской области можно отнести информационно-телекоммуникационные системы и электронику; нанотехнологии и современные покрытия; медицинское приборостроение, био- и фармтехнологии и ряд других);

2) разработку механизма включения продукции томских инновационных компаний в план закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;

3) оказание методической и организационной помощи инновационным предприятиям в формировании комплексных инновационных проектов для представления в ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы".

Активно участвуя в работе по вышеперечисленным направлениям, региональной власти удастся более эффективно влиять на развитие инновационного бизнеса в регионе.

2. Развитие технико-технологической базы для инновационной деятельности.

В последние годы организации перерабатывающего сектора экономики активно включились в модернизацию собственных производств. Об этом свидетельствуют данные статистического обследования, характеризующие объемы затрат организаций на технологические инновации (2007 год - 3,7 млрд руб., 2008 год - 3,9 млрд руб., 2009 год - 5,16 млрд руб.). В то же время за последние годы в организациях научно-образовательного комплекса, благодаря участию в реализации инновационных образовательных программ, федеральных программ по развитию инновационной инфраструктуры в области нанотехнологий и ряде других, приобретено исследовательское, аналитическое и технологическое оборудование на сумму более 2 млрд руб., которое сегодня сосредоточено в 35 центрах коллективного пользования (31 - в вузах, 4 - в институтах ТНЦ СО РАН). Планируется, что в рамках реализации проекта развития национальных исследовательских университетов, в перечень которых вошли Томский политехнический университет и Томский государственный университет, а также с развитием мультидисциплинарного нанотехнологического центра "Сигма" (совместный проект ЗАО "Сигма" и РОСНАНО, г. Томск, г. Новосибирск) еще сотни миллионов рублей будут направлены на развитие технико-технологической базы по определенным направлениям инновационной деятельности.

В этих условиях целесообразна координация деятельности вузов, научных организаций и инновационных компаний по эффективному использованию оборудования, размещенного в центрах коллективного пользования для реализации ранних этапов инновационного процесса (опытно-конструкторские работы, создание макета, создание опытного образца). Координация деятельности в вышеуказанном направлении, а также возможное создание регионального промышленного парка совместно с ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск" позволят, во-первых, сократить время на разработку и испытания нового инновационного продукта, во-вторых, сосредоточить средства инновационных компаний на затратах в технологические инновации для приобретения промышленного оборудования и запуска производства инновационной продукции.

Данное направление деятельности в рамках Программы позволит интенсивнее развивать инновационный сектор экономики Томской области.

3. Формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга).

Рост в Томской области числа компаний, выпускающих инновационную продукцию (продукт, работа, услуга), обострил проблему формирования как регионального рынка для инновационной продукции, так и создания условий для вывода данной продукции за пределы региона. Данная проблема обозначена в документах Министерства регионального развития Российской Федерации (поручение исполнительным органам государственной власти субъектов РФ от 14.05.2010 N 20023-100/09 "О разработке долгосрочных планов государственных (муниципальных) закупок, включающих обязательный инновационный компонент"), в поручениях Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.03.2010 N 1). Для решения данной проблемы необходимы скоординированные мероприятия и действия представителей региональной власти, бизнес-сообщества, выпускающих инновационную продукцию, потенциальных потребителей данной продукции по формированию и реализации:

государственного и муниципального заказа на инновационную продукцию;

программ модернизации, энергоэффективности и энергосбережения в профильных отраслях экономики Томской области;

системы стратегического планирования инновационной деятельности в отраслях, в крупных и средних организациях, включая участие в этом процессе региональных профессиональных ассоциаций.

Реализация указанных мероприятий позволит интенсифицировать работу по формированию регионального рынка для инновационной продукции.

4. Построение web-инфраструктуры региональной инновационной системы и устранение дисбаланса между реальным развитием инновационной системы Томской области и ее представленностью и позицией в Интернете.

Масштабному развитию инновационной системы Томской области препятствует ряд системных ограничений из-за слабой развитости web-ресурсов участников инновационной системы разной специализации в Интернете. Сегодня региональная инновационная система не имеет структурированности в Интернете, отсутствуют web-ресурсы с необходимыми специализациями (инновационный бизнес - институты развития, инновационный бизнес - власть, инновационный бизнес - общество и т.д.), отсутствует инновационный портал Томской области, что затрудняет доступ к ключевым сервисам и информации об участниках инновационной системы.

Для снятия системных ограничений и решения этой проблемы необходимо интегрирование региональных web-ресурсов инновационной тематики - создание инновационной системы Томской области в Интернете. Усиление позиции по этому направлению региона в Интернете позволит в значительной степени повысить эффективность продвижения результатов инновационной политики региона. Формирование такой позиции возможно за счет реализации стратегии консолидации и интегрирования региональных web-ресурсов. Создание web-инфраструктуры для развития региональной инновационной системы и ключевого проекта "ИНО ТОМСК 2020" позволит сформировать сеть региональных web-ресурсов разной специализации, выполняющих разные функции в процессе инновационного развития, облегчить участникам региональной инновационной системы доступ к ключевым сервисам, информационным, экспертным и аналитическим ресурсам.

За период реализации инновационной стратегии Томской области web-инфраструктура региональной инновационной системы и инновационный портал как ключевой ее элемент станут инструментами для электронного взаимодействия участников инновационной системы Томской области. Электронное взаимодействие - взаимодействие участников инновационной системы с использованием информационно-коммуникационных технологий и web-сервисов. Рост уровня электронного взаимодействия будет определяться количеством участников, использующих созданные сервисы. Этот показатель отражает прежде всего использование сервисов взаимодействия, которые будут созданы в рамках проекта, то есть активность и действия пользователя в Интернете, а не пассивное посещение и чтение информации. Таким образом, ключевым выбран не параметр посещения сайта, а количество пользователей, использовавших сервис, размещенный на сайте.

Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения этой проблемы. Концентрация ресурсов на решении данной проблемы возможна только через постановку такой задачи в рамках реализации Программы.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ


Цель долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" - повышение эффективности региональной инновационной системы Томской области.

Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:

1. Опережающий рост числа инновационных организаций в приоритетных секторах экономики.

2. Повышение эффективности работы инфраструктуры инновационной системы (инновационной инфраструктуры), в том числе с использованием возможностей ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск".

3. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере.

4. Развитие инновационной среды и информационного сопровождения инновационной деятельности в регионе.

5. Создание web-ориентированной инфраструктуры информационно-технологической поддержки региональной инновационной системы.




Цель и задачи
Программы



Наименование
целевого
показателя


Источник
определения
значения
целевого
показателя


Фактическое
значение
целевого
показателя
на 1 января
2010 г.



Изменение значения
целевого показателя
по годам реализации

Целевое
значение
целевого
показателя
при
окончании
реализации
Программы













2011

2012

2013

2014




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель:
повышение
эффективности
региональной
инновационной
системы Томской
области

Рост объема
инновационной
продукции
относительно
уровня 2010 года,
%

Статистические
данные,
исследование

9160 млн
руб.

15

30

50

75

16000 млн
руб.

Увеличение
количества рабочих
мест в
инновационном
секторе экономики
относительно
уровня 2010 года,
ед.

Статистические
данные,
исследование

170 чел.

200

200

250

300

950 чел.

Задачи:
1. Опережающий рост
числа инновационных
организаций
в приоритетных
секторах экономики

Увеличение
количества
инновационных
организаций
относительно
уровня 2010 года,
ед.

Статистические
данные,
исследование

361

50

50

55

60

587

Увеличение
количества
организаций,
осуществляющих
технологические и
продуктовые
инновации, ед.

Статистические
данные,
региональное
обследование
инновационной
сферы

96

106

120

145

170

170

Формирование
реестра
инновационной
продукции томских
компаний для
включения в
перечень продукции
для формирования
государственного и
муниципального
заказа, шт.

Исследование

60

70

80

90

100

100

2. Повышение
эффективности
работы
инфраструктуры
инновационной
системы
(инновационной
инфраструктуры),
в том числе с
использованием
возможностей ОАО
"ОЭЗ ТВТ "Томск"

Рост числа
резидентов особой
экономической зоны
технико-
внедренческого
типа, ед.

Статистические
данные,
исследование

45

62

68

75

80

80

Увеличение
количества заказов
и обращений
инновационных
компаний в центры
коллективного
пользования и
научно-
образовательные
центры вузов
относительно
уровня предыдущего
года, ед.

Исследование

68
(обращений
в год)

70

80

90

100

340

Рост объемов
производства
продукции (работ,
услуг)
организациями и
индивидуальными
предпринимателями,
размещенными и
вышедшими из
инновационных
бизнес-
инкубаторов,
относительно
уровня 2010 года,
млн руб.

Статистические
данные,
исследование

105

15

30

45

60

168

3. Развитие
межрегионального и
международного
сотрудничества в
инновационной сфере

Рост объемов
инновационной
продукции
(товаров, работ,
услуг),
отгруженной на
территории РФ и за
пределы РФ, млрд
руб.

Статистические
данные,
исследование

9,16 млрд
руб.
Прирост
на 15% к
предыдущему
году

10,5

12

14

16

16,00 млрд
руб.

4. Развитие
инновационной среды
и информационного
сопровождения
инновационной
деятельности в
регионе

Доля населения,
положительно
оценивающего
развитие
инновационной
деятельности
в регионе, %

Исследование
в первом
полугодии 2011
года

<****>













Положи-
тельная
динамика
позитив-
ного
отношения

Число утвержденных
программ
инновационного
развития отраслей
(сфер
деятельности)

Ведомственная
статистика

-

1

3

7

10

10

Число стратегий
(программ)
инновационного
развития крупных и
средних
организаций,
прошедших
публичную защиту

Ведомственная
статистика

-

6

10

10

10

36

5. Создание
web-ориентированной
инфраструктуры
информационно-
технологической
поддержки
региональной
инновационной
системы

Рост уровня
электронного
взаимодействия
участников
инновационной
системы Томской
области на 10 -
20% к предыдущему
году (количество
участников,
использующих
созданные сервисы)

Исследование

Данные
отсутствуют

-

30%

40%

70%

70%
<*****>



--------------------------------

<****> Данные будут включены в Программу после получения результатов первого исследования в 2011 году.

<*****> Доля участников инновационной системы Томской области, пользующихся сервисами web-инфраструктуры региональной инновационной системы.


3. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В Стратегии развития Томской области до 2020 года для достижения одной из стратегических целей "Создать динамично развивающуюся, сбалансированную и конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень доходов населения" обозначены отдельные задачи: "Повысить уровень конкурентоспособности и инновационного потенциала существующих предприятий и организаций области", "Способствовать формированию кластеров в приоритетных секторах экономики", "Создать и развивать на территории области объекты, привлекательные для инвестиций (с высоким потенциалом роста)", "Обеспечить вовлечение предприятий и организаций области в систему международного и межрегионального разделения труда, стимулировать экспорт товаров и услуг предприятий Томской области", "Обеспечить новую структуру экономики кадрами необходимой квалификации на основе прогноза потребности и плана подготовки и переподготовки кадров на базе НОК", "Повысить уровень квалификации кадрового состава для малого предпринимательства", "Способствовать интернационализации, обеспечить доступ на межрегиональные и международные рынки", "Способствовать развитию предпринимательства, включая информационное обеспечение и консультативную поддержку". Реализация Программы будет способствовать решению этих задач.

Реализация программных мероприятий позволит:

увеличить к концу 2014 года объем инновационной продукции относительно 2010 года на 75%;

обеспечить ежегодный прирост затрат на технологические инновации на 10 - 20% к предыдущему году;

обеспечить ежегодный рост новых рабочих мест в инновационном секторе экономики Томской области на 250 ед.;

обеспечить в 2011 - 2014 годах опережающий рост заработной платы в инновационном секторе экономики Томской области относительно сектора обрабатывающих производств.


4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ,

РАЗРАБОТЧИКАХ И ИСПОЛНИТЕЛЯХ ПРОГРАММЫ


Заказчик Программы - Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области.

Координатор Программы - Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области.

Ответственными за реализацию Программы являются Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области и Департамент инвестиций Администрации Томской области.


5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММОЙ, ВКЛЮЧАЯ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Финансирование расходов за счет средств областного бюджета осуществляется на:

оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

предоставление межбюджетных трансфертов на выполнение мероприятий по созданию в Томске Центра образования, исследований и разработок ("ИНО ТОМСК 2020") и Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска;

предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, организациям, реализующим комплексные проекты совместно с томскими вузами по созданию высокотехнологичных производств;

(в ред. постановления Администрации Томской области от 20.05.2011 N 147а)

предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, по продвижению научно-исследовательских разработок и инновационной продукции организаций Томской области в европейские страны.

(в ред. постановления Администрации Томской области от 20.05.2011 N 147а)

Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2014 годы прогнозируется в размере 20795,2956 млн рублей (2011 год - 6844,3956 млн рублей, 2012 год - 2870,22 млн рублей, 2013 год - 6351,8 млн рублей, 2014 год - 4728,88 млн рублей), в том числе:

(в ред. постановления Администрации Томской области от 14.07.2011 N 214а)

средства федерального бюджета (включая бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета, предусмотренные Соглашением о создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18.01.2006 N 6675-ГГ/Ф7; бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета, поступающие в областной бюджет на условиях софинансирования; средства федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие различных аспектов инновационной деятельности, распределяемые на конкурсной основе) - 11638,8 млн руб. (2011 г. - 4026,88 млн руб., 2012 г. - 737,52 млн руб.; 2013 г. - 4255,56 млн руб., 2014 г. - 2618,84 млн руб.);

средства областного бюджета - 3152,4356 млн рублей (2011 год - 1688,9156 млн рублей, 2012 год - 512,34 млн рублей, 2013 год - 472,84 млн рублей, 2014 год - 478,34 млн рублей);

(в ред. постановления Администрации Томской области от 14.07.2011 N 214а)

средства местных бюджетов: 169,66 млн руб. (2011 г. - 71 млн руб., 2012 г. - 76,66 млн руб.; 2013 г. - 11 млн руб., 2014 г. - 11 млн руб.);

внебюджетные средства организаций, включая средства частных инвесторов (зарубежных и отечественных), международных программ и грантов, собственные средства организаций Томской области, направленные на развитие инновационной деятельности, - 5834,4 млн руб. (2011 г. - 1057,6 млн руб., 2012 г. - 1543,7 млн руб.; 2013 г. - 1612,4 млн руб., 2014 г. - 1620,7 млн руб.).

Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Перечень программных мероприятий, которые предполагается реализовать в рамках Программы, изложен в приложении N 2 к Программе.


6. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию.

Исполнители Программы ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют заказчику Программы отчет о реализации Программы (годовой отчет - в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов по установленным заказчиком Программы формам.

Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области представляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области в сроки и по формам, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 27.11.2007 N 185а "О проведении экспертизы, мониторинга и оценки областных целевых программ".


7. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основные риски невыполнения целевых показателей реализации Программы:

отсутствие законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность на федеральном уровне;

возможное снижение финансирования федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие инновационной деятельности, в том числе на ОАО "ОЭЗ ТВТ "Томск";

замедление создания и развития инновационных организаций, в том числе из-за дефицита доступной производственной инфраструктуры (производственные площадки, технопарки и др.);

сокращение численности населения, занятого в научно-образовательном комплексе и инновационном секторе экономики Томской области.


Приложение N 1

к долгосрочной целевой программе

"Развитие инновационной деятельности

в Томской области на 2011 - 2014 годы"


(в ред. постановления Администрации Томской области

от 14.07.2011 N 214а)


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconАдминистрация томской области постановление
Внести в постановление Администрации Томской области от 23. 03. 2011 №77а «Об утверждении региональной Программы модернизации здравоохранения...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconО конкурсе проектов в рамках реализации долгосрочной целевой программы
«Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 годы», утверждённой постановлением Администрации Томской области от 26. 11. 2012...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconПостановление от 17. 05. 2012 №418 г. Ростов-на-Дону Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе развития туризма в Ростовской области на 2011 2016 годы и эффективности использования финансовых средств за 2011 год
«Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2011 – 2016 годы» и постановлением...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconОб утверждении областной долгосрочной целевой программы
Администрации Ростовской области от 29. 10. 2009 n 330 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие государственной...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconОбластная целевая программа
Постановление Администрации Новгородской области от 31. 03. 2011 n 125(ред от 18. 04. 2012)"Об утверждении областной целевой программы...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconРостовской области постановление
Об утверждении отчета о ходе работ по муниципальной долгосрочной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconОб утверждении долгосрочной областной целевой программы
Волгоградской области от 2 июля 2010 г. N 633-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Формирование доступной среды...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconПостановление от 22 сентября 2010 г. N 788 об утверждении долгосрочной областной целевой программы "повышение энергетической эффективности экономики воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 2015 годы"
Воронежской области от 13. 07. 2010 n 439-р "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconРоссийская Федерация Ростовская область Администрация Семикаракорского района постановление 22. 11. 2012 №1865 г. Семикаракорск
Администрации Семикаракорского района от 18. 04. 2011 №572 «Об утверждении районной долгосрочной программы «Комплексные меры противодействия...
Постановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы \"развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы\" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20. iconРостовской области постановление
О внесении изменений в постановление Администрации г. Зверево №164 от 15. 03. 2010г. «Об утверждении Муниципальной долгосрочной целевой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница