Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 29.31 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата04.02.2016
Размер29.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента


Программа дисциплины


Управление портфелем проектов



направления 080200.68 Менеджмент

подготовки магистра


для магистерской программы

«Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»


Автор программы: Д.В. Гергерт, к.э.н., GergertDV@hse.perm.ru


Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «___»____________ 201 г


Зав. кафедрой _________________________ Е.И. Фаерберг


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина


Пермь, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» изучающих дисциплину «Управление портфелем проектов».

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным от 18 ноября 2009 г. N 636;

  • Образовательной программой 080200.68 Менеджмент;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.68 Менеджмент подготовки магистров, утвержденным в 2012 г.



  1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина предназначена для студентов второго курса направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации».

Управление портфелем проектов – задача, актуальность которой заметно повышается в последнее время. Это связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, усиление инвестиционной активности функционирующих в России компаний предъявляет повышенные требования к отбору проектов, включаемых в портфель инвестора.

Во-вторых, рост инновационной активности в ряде секторов экономики создает потребность в создании инструментария выбора проектов, которые соответствуют выбранной стратегии развития и способствуют росту конкурентоспособности компаний.

В-третьих, существующая в настоящее время методология портфельного управления реальными проектами, далека от совершенства, не обладает методологическим единством, а, кроме того, появляются новые идеи и подходы, нуждающиеся в обобщении и развитии.

Целями освоения дисциплины «Управление портфелем проектов» являются:

    1. Знакомство студента с основными понятиями, используемыми при изучении дисциплины;

    2. Формирование представления студента о методологии методологией организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов в портфелях проектов, направленная на эффективное достижение целей портфеля проектов путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в портфеле проектов результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству;

    3. Демонстрация основных подходов к интерпретации результатов ранжирования проектов и управления проектами в рамках портфельного управления;

    4. Практическая апробация теоретических подходов к управлению портфелями проектов.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

  • Знать

  • Результаты новейших исследований в области управления программой и портфелем проектов;

  • Основные понятия, методы и процессы формирования и управления портфелем проектов;

  • Уметь

  • Применять методы рейтингования проектов для включения их в портфель;

  • Управлять разработкой и реализацией портфеля проектов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • Выбора методов управления портфелями проектов в условиях нестабильной внешней среды;

  • Управления портфелями проектов на основе специализированных информационных систем.


В результате изучения курса студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен развивать свой общекультурный профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК- 1

Осваивает новые области знаний по дисциплине, в том числе самостоятельно анализируя рекомендуемую литературу.

Лекции

Аудиторное занятие – коллоквиум


Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК- 3

Осваивает и интерпретирует новую информацию, готовит доклады на заданную тему, не разбираемую на лекциях или практических занятиях.

Аудиторное занятие – коллоквиум, работа с бизнес-кейсами

Обладает навыками деловых и научных коммуникаций

ОК-6

Готовит выступления по заданным темам и представляет их на дискуссию перед аудиторией.


Аудиторное занятие – коллоквиум

Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научно-технические проблемы

ПК-9

Обобщает и систематизирует научную информацию.

Оценивает аналитические и научные материалы по тематике курса.

Аудиторное занятие – обсуждение методов и подходов к управлению проектами в современных условиях

Способен использовать количественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

ПК- 5

Способен сформировать сбалансированный портфель проектов

Практикум по системам управления проектами

Способен представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада

ПК-12

Защите методологического подхода по инструментам управления портфелями проектов

Аудиторное занятие - коллоквиум




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами

  • Стратегии в менеджменте: современные проблемы менеджмента и проектного управления

  • Корпоративные системы управления проектом

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин;

  • Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме;

  • Уметь критически анализировать теоретические концепции




  1. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Модели управления программами и портфелем проектов


















Особенности управления портфелем проектов

16

4

 

 

12



Методология разработки моделей управления программами и портфелем проектов

38

8

 

10

20



Анализ моделей управления портфелем проектов

34

8

 

2

24



Управление портфелями проектов и офис управления проектами




 

 

 

 

  1. 2

Стратегическое планирование и выбор надлежащего состава портфеля проектов

34

4

 

10

20

  1. 2

Роль офиса управления проектами в управлении портфелями проектов

32

4

 

8

20



Информационная модель управления портфелем проектов

8

2

 

 

6







162

30




30

102




  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4




Текущий

Коллоквиум

8










стратегического менеджмента

Подготовка обзора подходов к управлению портфелем проектов в нестабильной внешней среде. реферат. Доклад. Презентация

Контрольная работа




4







стратегического менеджмента

Решение конкретной задачи на программном продукте

Итоговый

Экзамен




8







стратегического менеджмента

Письменный. По билетам. Время выполнения – 2 академических часа



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Коллоквиум. Студент проводит сравнение существующих подходов, выделяя значимые критерии для сравнения. Проведенное сравнение должно быть необходимым и достаточным, то есть отражать специфику каждого направления, выделенные критерии – значимыми.

Контрольная работа. Студент в полном объеме должен решить задачу, представленную преподавателем и защитить ее результаты.
    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, решении бизнес-кейсов, презентации результатов решения и ответы на вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Околлоквиум + n2·Ок/р,

при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке (О результирующая) с учетом весов ri.


  1. Содержание дисциплины

I. Модели управления программами и портфелем проектов

Тема 1. Особенности управления портфелем проектов

1. Содержание понятия «портфель проектов»

2. Технология управления портфелем проектов

3. Стандарты управления программами и портфелями проектов

Количество часов аудиторной работы: 4

Тема 2. Методология разработки моделей управления программами и портфелем проектов

1. Необходимость и задачи моделирования портфеля проектов

2. Критерии оптимизации портфеля.

3. Ограничения на ресурсы

4.Учет неопределенности и риска

Количество часов аудиторной работы: 8

Тема 3. Анализ моделей управления портфелем проектов

1. Модель на основе процесса «стадии-ворота»

2. Модель формирования портфеля проектов К. и М. Радулеску

3. Модель управления проектами отраслевого развития

4. Модель Бадри-Девиса селекции проектов

5. Оптимизационная модель формирования портфеля взаимосвязанных проектов

6. Модели распределения ресурсов между проектами

Количество часов аудиторной работы: 8


Литература по разделу

Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: Максимизация ROI: Пер. с англ. – М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2004.

Аньшин В.М., Демкин И.В., Никонов И.М., Царьков И.Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности – М.: Издательский центр МАТИ, 2007.

Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Дело и Сервис, 2003.

Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов, М.:ПМСОФТ, 2005.-206 с.

Тернер Р. Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению.Под общ. ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2007

Golenko-Ginzburg, D. And A. Gonic (1997). Stochastic Network Project Scheduling with Non-Consumable Limited Resources // International Journal of Production Economics, 48, pp. 29-37

Galbraith JR. Matrix organization designs: how to combine functional and project forms. Bus Horizons 1971;14(1):29–40.

Gareis R. Happy Project! Manz,Vienna,2005

Linenberg Y, Stadlker Z, Arbuthnot S. Optimizing organizational performance by managing project benefits. PMI Global Congress 2003, Europe.

Wheelwright SC, Clark KB. Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency, and quality. New York: Free Press; 1992.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: деловые игры, дискуссии, рассмотрение кейсов на семинарах.


II. Управление портфелями проектов и офис управления проектами

Тема 4. Стратегическое планирование и выбор надлежащего состава портфеля проектов

1. Стратегическое планирование и управление портфелем проектов

2. Восемь основных подсистем, охватываемых стратегическим планированием и управлением проектами

Количество часов аудиторной работы: 4


Тема 5. Роль офиса управления проектами в управлении портфелями проектов

1. Совет по управлению проектами и приоритизация проектов. Увязка хода выполнения проекта со стратегическими целями организации.

2. Управление портфелем проектов. Управление портфелем ресурсов. Управление портфелем активов.

3. Модели организации офиса управления проектами.

Количество часов аудиторной работы: 4


Тема 6. Информационная модель управления портфелем проектов

1. Роли и обязанности сотрудников офиса управления проектами.

2. Информационные входы и выходы офиса управления проектами.

Количество часов аудиторной работы: 2


Литература по разделу

Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: Максимизация ROI: Пер. с англ. – М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2004.

Аньшин В.М., Демкин И.В., Никонов И.М., Царьков И.Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности – М.: Издательский центр МАТИ, 2007.

Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Дело и Сервис, 2003.

Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов, М.:ПМСОФТ, 2005.-206 с.

Тернер Р. Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению.Под общ. ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2007

Gareis R. Happy Project! Manz,Vienna,2005

Linenberg Y, Stadlker Z, Arbuthnot S. Optimizing organizational performance by managing project benefits. PMI Global Congress 2003, Europe.

Wheelwright SC, Clark KB. Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency, and quality. New York: Free Press; 1992.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: деловые игры, дискуссии, рассмотрение кейсов на семинарах.



  1. Образовательные технологии

В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая работа и проектная деятельность, обсуждение, деловые игры, проведение дебатов, разбор кейсов и деловых ситуаций.


Методические рекомендации преподавателю

Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи с чем обращать особое внимание на портфель проектов как объект управления.


Методические указания студентам

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке домашних заданий в форме устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Студенты, не посещающие семинары, не работающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Тематика заданий текущего контроля


Тематика коллоквиума «Методы, инструменты, подходы к управлению портфелем проектов в условиях нестабильной внешней среды»

Тематика контрольной работы «Выбор и ранжирование проектов, формирование оптимального портфеля»
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Содержание понятия «портфель проектов»

  2. Технология управления портфелем проектов

  3. Стандарты управления программами и портфелями проектов

  4. Необходимость и задачи моделирования портфеля проектов

  5. Критерии оптимизации портфеля.

  6. Ограничения на ресурсы

  7. Учет неопределенности и риска

  8. Модель управления портфелем проектов на основе процесса «стадии-ворота»

  9. Модель управления портфелем проектов формирования портфеля проектов К. и М. Радулеску

  10. Модель управления проектами отраслевого развития

  11. Модель Бадри-Девиса селекции проектов

  12. Оптимизационная модель формирования портфеля взаимосвязанных проектов

  13. Модели распределения ресурсов между проектами

  14. Взаимосвязь стратегического планирования и управления портфелем проектов

  15. Восемь основных подсистем, охватываемых стратегическим планированием и управлением проектами

  16. Совет по управлению проектами и приоритизация проектов. Увязка хода выполнения проекта со стратегическими целями организации.

  17. Управление портфелем проектов. Управление портфелем ресурсов. Управление портфелем активов.

  18. Модели организации офиса управления проектами.

  19. Роли и обязанности сотрудников офиса управления проектами.

  20. Информационные входы и выходы офиса управления проектами.

  21. Особенности управления портфелем проектов в программном продукте Microsoft Project Portfolio Server. Фаза отбора проектов.

  22. Особенности управления портфелем проектов в программном продукте Microsoft Project Portfolio Server. Фаза создания портфеля .

  23. Особенности управления портфелем проектов в программном продукте Microsoft Project Portfolio Server. Фаза отбора проектов.

  24. Особенности управления портфелем проектов в программном продукте Microsoft Project Portfolio Server. Фаза планирования и портфеля .

  25. Особенности управления портфелем проектов в программном продукте Microsoft Project Portfolio Server. Фаза управления реализацией портфеля .



1.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: Максимизация ROI: Пер. с англ. – М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2004.
    1. Основная литература


Аньшин В.М., Демкин И.В., Никонов И.М., Царьков И.Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности – М.: Издательский центр МАТИ, 2007.
    1. Дополнительная литература


Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Дело и Сервис, 2003.

Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов, М.:ПМСОФТ, 2005.-206 с.

Тернер Р. Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению.Под общ. ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2007

Golenko-Ginzburg, D. And A. Gonic (1997). Stochastic Network Project Scheduling with Non-Consumable Limited Resources // International Journal of Production Economics, 48, pp. 29-37

Galbraith JR. Matrix organization designs: how to combine functional and project forms. Bus Horizons 1971;14(1):29–40.

Gareis R. Happy Project! Manz,Vienna,2005

Linenberg Y, Stadlker Z, Arbuthnot S. Optimizing organizational performance by managing project benefits. PMI Global Congress 2003, Europe.

Wheelwright SC, Clark KB. Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency, and quality. New York: Free Press; 1992.

    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft Office

  • Microsoft Project Server
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


LMS

2.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор, видеоаппаратура, доступ к интернет - ресурсам.



Похожие:

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПроект Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Менеджмент», магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница