Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова




Скачать 16.79 Kb.
НазваниеТворческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.79 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


БАЯРТУЕВА ДОРЖЕМА ЛУБСАНОВНА


ТВОРЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

БУДДИЙСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ЛУБСАН-САМДАНА ЦЫДЕНОВА


Специальность 09.00.13. – религиоведение,

философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Чита – 2007

Работа выполнена в отделе философии, культурологии

и религиоведения Института монголоведения, буддологии

и тибетологии СО РАН


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Лепехов Сергей Юрьевич


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Бураев Дмитрий Игнатьевич

кандидат философских наук, доцент

Путилов Сергей Васильевич,


Ведущая организация: Восточно-Сибирская государственная

академия культуры и искусств


Защита состоится 13 ноября 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по присуждению учёной степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государственного университета.


Автореферат разослан 13 октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент К.К. Васильева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертационного исследования. Большая часть истории монголоязычных народов связана с буддизмом, который был для них не просто религиозным учением, а, по существу, являлся одним из важных компонентов общественно-политической жизни. Само бытие монголоязычных народов, бурятского в том числе, строилось на религиозных постулатах буддизма.

С буддизмом связано распространение у бурят письменности, научных знаний, литературы и искусств. Именно в буддийских монастырях-дацанах появились первые учителя и ученые в области буддийской философии, монгольской и тибетской письменности и литературы, астрономии и астрологии, восточной медицины, буддийского искусства, мастера книгоиздательского дела и т.д. И именно при дацанах началось формирование бурятской интеллигенции.

Бурятское духовенство выдвинуло из своей среды немало выдающихся лам-ученых, известных не только в Бурятии, но и во всем монголоязычном и буддийском мире. До сих пор в памяти бурятского народа живы легенды и предания об именитых ламах, обладавших глубокими познаниями. К их числу относится и Лубсан-Самдан Цыденов (1851-1922?) – буддийский ученый, писатель и поэт, религиозный деятель, попытавшийся реализовать свои воззрения в области реальной политики через учреждение в 1919 году теократического государства, основанного на принципах буддийской концепции власти.

Возрождение национальной культуры предполагает, кроме прочего, изучение и восстановление биографий и творческого наследия лиц, сыгравших большую роль в развитии философии буддизма. В настоящее время достаточно известны биографии многих выдающихся буддийских деятелей Тибета, Индии, Монголии, Китая, России, в частности Бурятии, следует отметить, что наследие таких крупных бурятских деятелей, как А. Доржиев, Э-Д. Ринчино, Ц. Жамцарано, Э-Х. Галшиев уже давно стали объектами исследования. Если вышеперечисленные бурятские деятели находили своих исследователей и раньше, то духовная и творческая деятельность Лубсан-Самдана Цыденова, малоизвестного, но видного бурятского ученого и духовного учителя XIX-XX вв., осталась неисследованной в академических философских, религиоведческих, историко-культурологических кругах. Между тем сегодня его имя вызывает большой интерес в среде востоковедов. Харизма религиозного деятеля, тантриста, политика сделала его личность легендарной с неизбежными фактологическими неточностями и искажениями. Поэтому актуальность исследования творческого и духовного наследия Л-С. Цыденова обосновывается малоизученностью, а также некоторой односторонностью освещения его взглядов. Непредвзятое исследование философских взглядов Л-С. Цыденова, являющихся существенной частью его идейного наследия, представляется задачей, решение которой, на наш взгляд, необходимо с научной точки зрения.

Само философское учение этого мыслителя представляется в высшей степени актуальным. В нем содержатся философские ответы на глобальные вопросы современной эпохи. Более ста лет назад Л-С. Цыденов пришел к пониманию необходимости реформировать буддизм таким образом, чтобы он мог развиваться в новой для себя социокультурной среде, в контексте Российской действительности и культуры. Им было собрано наследие не только популярной в Центральной Азии «желтошапочной» традиции гелугпы, но и других основных школ тибетской линии буддизма: ньингмапы, кагьюпы, сакьяпы и шижедпы. Лубсан-Самдан Цыденов считал, что в новых условиях жизни наступающего ХХ века монастырская форма учения будет нежизнеспособной и перешел к нетрадиционным, с точки зрения доминирующей в Бурятии школы гелугпа, видам практики и установил внешкольные правила (тиб. ris-med) устройства общины – сангхи, которые могли бы помочь устоять учению в будущем. Дело Цыденова продолжил его ученик и преемник Б.Д. Дандарон – известный бурятский буддолог и буддийский учитель. Его работы заключают в себе попытки создать философскую систему «необуддизма» в качестве «буддизма для европейцев».

Степень научной разработанности проблемы. О жизни, деятельности и взглядах Л-С. Цыденова наука располагает крайне скудными, ненадежными и разрозненными сведениями. На сегодняшний день известен лишь небольшой круг источников, значительная часть которых содержит информацию, не являющуюся до конца объективной.

В начале 90-х годов имя Лубсан-Самдана Цыденова вернулось из исторического забытья. Одна из первых публикаций, посвященных ему, принадлежат П. Балдандоржийну. В местном периодическом издании «Долина Кижинги» появилась серия его статей, где автор описывает жизнь и деятельность ламы, пытается осмыслить его историческую значимость1.

Публикации научного характера стали появляться в буддологическом журнале «Гаруда» (Санкт-Петербург). Наиболее значительным биографом Л-С. Цыденова является В.М. Монтлевич, возглавляющий санкт-петербургскую общину последователей Б.Д. Дандарона, ученика и продолжателя идей Л-С. Цыденова. В статье «Дхармараджа Бидия Данадарон» В.М. Монтлевич упоминает некоторые реформы, проведенные Л-С. Цыденовым2. В статье «Материалы к Жизнеописанию Лубсан-Самдана Цыденова» автор представляет биографический обзор, ссылаясь на архивные документы, а также на предания Кудунского круга3. В статье «Две ступы» он описывает строительство ступ4 под руководством Л-С. Цыденова5.

В 2006 году выходит в свет книга В.М. Монтлевича «Б.Д. Дандарон. Избранные статьи; Черная Тетрадь. Материалы к биографии»6, в которой рассматривается биография и роль Л-С. Цыденова, как учителя Б.Д. Дандарона.

Жизнеописанию Л-С. Цыденова посвящена статья Стрелкова А.М. «Легенды и были о великом ламе»7, а также статья «Жизненный путь и духовный подвиг» в специальном выпуске журнала «Тайны Бурятии»8. В 2004 г. в журнале «Восточная коллекция» Н.Л. Жуковской были опубликованы записки М.А. Кроля «Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы» 9, в которых приводятся интересные подробности встреч этнографа Моисея Кроля с ламой Л-С. Цыденовым.

В советский период о теократическом движении, созданном Л-С. Цыденовым, писал историк П.Т. Хаптаев в своей монографии «Бурятия в годы гражданской войны», где он исследует причины создания теократического государства, структуру и принципы правления, а также описывает дальнейшие действия представителей теократии после недолгого существования данного государства10.

В статьях «К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве» и «Балагатско-теократическое движение в Хоринском аймаке в 1921-1922 гг.» Э.Ч. Дарибазарон на основе архивных материалов исследует факты балагатского теократического движения и анализирует роль Л-С. Цыденова. В 2004 году им же была опубликована краткая биография Л-С. Цыденова 11.

Цивилизационные аспекты создания теократического государства в период 1919-1926 гг. в Бурятии исследуются С.Ю. Лепеховым в монографии «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации»12. Также С.Ю. Лепеховым опубликована статья, в которой дан сравнительный анализ произведений Л-С. Цыденова и А. Доржиева13. В статье «Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в хоринском аймаке (1917-1926)» К.М. Герасимова представляет различные подходы к трактовке исторического содержания балагатского движения14.

Н.В. Цыремпилов и Ц.-Х.В. Очирова рассматривают государственный проект Цыденова как синтез буддийской теократической модели власти с европейским стандартом государственного устройства15. В вышеназванных работах большинство авторов рассматривает, в основном, биографические данные Л-С. Цыденова, его политическую деятельность в качестве главы государства. Однако его религиозно-философская деятельность, а также философский аспект творческого наследия мыслителя в этих работах не анализировались.

Объектом исследования выступает творческое и духовное наследие бурят-монгольского ламы-ученого и мыслителя Лубсан-Самдана Цыденова.

Предмет исследования служат философско-религиозные аспекты наследия Л-С. Цыденова.

Целью диссертационного исследования является анализ общефилософского мировоззрения и политической деятельности Л-С. Цыденова, раскрытие концептуального содержания и основных идей его религиозной философии, а также её воздействия на общественно-политическую практику в Бурятии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Определить культурно-исторические факторы формирования личности Лубсан-Самдана Цыденова как религиозного и общественно-политического деятеля.

  2. Проанализировать религиозную, политическую и философскую деятельность Л-С. Цыденова.

  3. Установить особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке (1917-1926).

  4. Исследовать духовную линию преемственности Л-С. Цыденова.

  5. Охарактеризовать роль и определить значение деятельности Л-С. Цыденова в распространении и развитии буддизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом историко-философской реконструкции взглядов Л-С. Цыденова на проблему смысла человеческого бытия. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного благодаря мистической интуиции, что потребовало обращения к буддийской феноменологии сознания. Исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности и метод сравнительного анализа и др.

При сборе личных свидетельств последователей Л-С. Цыденова для диссертационного исследования также использовался метод интервьюирования.

Источниковую базу исследования составили, прежде всего, личный фонд Л-С. Цыденова и другие архивные документы, находящиеся в хранилище Отдела памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ОППВ ИМБТ СО РАН)16. Также были использованы опубликованные и неопубликованные документы и материалы из архивных хранилищ страны: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ)17, Санкт-Петербургского архива Института Востоковедения Российской Академии Наук (СПб. Архив ИВ РАН)18, Национального архива Республики Бурятии (НАРБ), музея истории Бурятии им. Хангалова. Особую роль в исследовании сыграло переведенное нами со старописьменного монгольского языка поэтическое произведение Л-С. Цыденова «Лечу по небесам»19. Этот материал позволил нам погрузиться в мир его философских размышлений и поэтических впечатлений.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое диссертационное исследование философско-религиоведческого характера, рассматривающее творческое и духовное наследие Л-С. Цыденова в целом.

В работе вводятся в научный оборот источники, ранее считавшиеся недоступными для исследователей и обнаруженные в персональном фонде Л-С. Цыденова в Отделе памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (Улан-Удэ).

На основании найденных архивных источников уточнен ряд моментов жизненного пути и творческой эволюции Цыденова, имеющих большое значение для характеристики его религиозно-философских взглядов.

Данная работа представляет собой первую попытку анализа деятельности одного из духовных лидеров бурятского народа и его вклада в распространение и развитие буддизма в Бурятии, в частности в Кижингинской долине. Впервые введены в научный оборот и проанализированы поэтическое произведение Лубсан-Самдана Цыденова «Лечу по небесам», переведенное нами со старописьменного монгольского языка, и некоторые архивные документы и другие источники.

Детально охарактеризованы мировоззренческие основы философии Цыденова, особенности оригинального осмысления им комплекса религиозных и этических идей буддизма.

Исследовано влияние западноевропейской культуры на формирование воззрений Л-С. Цыденова на буддийское учение. Описаны культурно-исторические факторы формирования личности Л-С. Цыденова (обычаи, традиции, воспитание, образование, первые шаги на поприще духовной деятельности в дацане). Предложена периодизация жизни и творческой деятельности Л-С. Цыденова. Определены особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке, обусловленные духовно-философскими взглядами Л-С. Цыденова и его последователей, а также событиями гражданской войны. На основе исторических фактов описана линия преемственности Л-С. Цыденова. Раскрыта и охарактеризована определяющая роль и значение Л-С. Цыденова в становлении особого направления в реформировании буддизма в России.

Научно-практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области религиоведения, источниковедения, этнологии, культурологи, философии буддизма России, в частности Бурятии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в исследованиях данной проблематики, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Цыденова. Личность и судьба Цыденова заслуживают пристального рассмотрения, поскольку исследование творческого и духовного наследия Л-С. Цыденова способствует более полному раскрытию образа бурятской культуры во всей сложности и противоречивости ее становления.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. На формирование и становление личности Лубсан-Самдана Цыденова и его мировоззрение оказала влияние уже сформировавшаяся к моменту его рождения бурятско-буддийская традиция.

  2. Основной причиной создания Л-С. Цыденовым самостоятельного теократического правительства послужила стремление реализовать буддийский принцип не причинение вреда другим существам (ахимса) и уберечь, возможно, большее число бурят от участия братоубийственной гражданской войне.

  3. Поэма Л-С. Цыденова «Лечу по небесам» относится к традиционному индо-буддийскому жанру «хождений» и раскрывает глубину буддийской символики.

  4. Лубсан-Самдан Цыденов предвидел, что в меняющихся условиях жизни монастырская форма учения будет нежизнеспособной. Буддийская реформа Л-С. Цыденова заключалась в очищении буддизма от излишней обрядности и переносе акцента на практику собственно учения (посредством затворничества).

  5. Идеи Лубсан-Самдана Цыденова реформировать буддизм в значительной степени были воплощены в жизнь его учеником Бидия Дандаровичем Дандароном в его необуддийском учении.

  1   2   3

Похожие:

Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconКонстантин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие
...
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconТворческое наследие раннего кинематографа в экранном искусстве рубежа XX -xxi вв
Охватывают обширный период – от изобретения самых первых способов фиксации изображений до современных аудиовизуальных форм экранного...
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconКнига известного психоаналитика и теоретика культуры Виктора Мазина в доступной форме вводит в творческое наследие выдающегося французского мыслителя, основателя «Фрейдовской школы»
«Мазин В. А. Введение в Лакана»: Фонд научных исследований «Прагматика культуры»; Москва; 2004
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconКонспект урока Предмет: Духовное краеведение Подмосковья
Тема: Часть о предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие)
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconРабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья»
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура» автора: Л. Л. Шевченко...
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconТребования к современному уроку точное и творческое выполнение программно-методических требований к
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconТворческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей

Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым». 2006»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2006»
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова iconКонкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым». 2006»
Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». 2006»
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля лубсан-самдана цыденова icon«Буддийское искусство в прошлом и настоящем». Тема сохранения наследия буддийского искусства объединила ученых, представителей буддийских конфессий, культурных и музейных учреждений Санкт-Петербурга, студентов творческих вузов и любознательных посетителей выставки
С 1 февраля по 25 марта в рамках «Дней тибетской культуры в Санкт-Петербурге» при информационной поддержке Комитета по культуре проходит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница