Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов.




Скачать 21.18 Kb.
НазваниеМетодическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов.
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер21.18 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3


Утверждено

учебно-методической комиссией

филологического факультета 25 февраля 2002 г.


Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы – один из профилирующих предметов. На зачете студенты должны продемонстрировать не только знание основ эстетики романтизма, программных произведений в полном объеме, основных линий биографий и особенностей творческих личностей авторов, но и умение всесторонне анализировать тексты, обращая внимание не только на проблематику, идейную структуру и систему персонажей, но и на специфику композиции, образной системы, стиля и т. д., причем в комплексе, а не по отдельности. При этом они имеют полное право на собственную интерпретацию авторских концепций, выраженных в произведениях. Составитель старался избегать субъективных оценок и давать лишь ориентиры, без учета которых оригинальные трактовки будут малоубедительными. Более объемные, чем обычно в подобных изданиях, списки литературы в конце каждой темы, включающие не только монографии и предисловия, но и статьи в научных сборниках и периодике, призваны не просто расширить кругозор, но дать примеры многообразия исследовательских концепций, что весьма важно для второкурсников, пишущих свою первую курсовую работу.

Распределение материала в пособии осуществлено по издавна принятому в преподавании данного курса национальному признаку. В конце предложены примерные планы практических занятий и литература к ним. Учебных пособий по курсу литературы романтизма, целиком удовлетворяющих современным требованиям, пока нет. Из существующих лучшими можно назвать следующие учебники:

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М., 1991. (2-е изд. М., 1999).

История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1991.


ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РОМАНТИЗМЕ

Романтизм – не просто первое по времени возникновения и одно из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции. В этом смысле романтизм проявляет себя не только в литературе и вообще в искусстве, но и во всех сферах общественного сознания: науке, философии, религии, политике, даже в быту. Как почти любое значительное культурное явление, романтизм не представляет собой чего-то абсолютно цельного, обладающего постоянным набором специфических черт – он очень многообразен в своих национальных, жанровых, хронологических разновидностях. В марксистском литературоведении бытовала бинарная типология: романтизм делили на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный, активный и пассивный. Такой подход небезоснователен, однако он чересчур упрощает явление и сообщает ему ненаучную оценочную характеристику, поэтому его следует признать крайне условным и устарелым.

Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет.

Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным. Почти все ранние романтики в юности были апологетами революции, однако скоро наступило отрезвление. Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Во-вторых, свободы, принесенные революцией, как оказалось, относились вовсе не к сфере духа, а скорее к повседневному бытию: они вовсе не мешали обществу становиться мещанским, филистерским. В этой ситуации для многих романтиков разных поколений роль идейного заместителя революции сыграла личность Наполеона, своими военными победами добившегося славы своего рода романтического гения в политике.

Эстетические истоки романтизма – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

Необходимо сказать отдельно о философских предпосылках. Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации. Прямым предшественником романтиков в этой сфере стал И. Г. Фихте, создавший в своем “Наукоучении” (1794) концепцию абсолютного “я”, чье бытие единственно бесспорно, а весь остальной мир (“не-я”) является продуктом его деятельности – мышления. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей.

Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности, т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность. Проблема личности – центральная для романтиков.

Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту. Буржуазность, или филистерство, – явление очень агрессивное, претендующее на всеохватность, поэтому романтики различными способами стараются ему противодействовать. Иногда это проявляется в форме прямого бунта, общественной борьбы (как, скажем, у Байрона). Но чаще романтический мятеж против обыденности означает просто ее игнорирование, уход от нее в древние времена (Средневековье), понимаемые как золотой век, или в экзотические страны Востока или Юга, население которых еще не отравлено духом буржуазности, или в мистическую религиозность, или во всепоглощающую любовь. Наиболее универсальным средством спасения от противоречий бытия, воплощением идеала становится искусство, занимающее одно из важнейших мест в романтической идеологии.

Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, несмешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение. В романтических произведениях выразительность обычно доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск относятся к числу наиболее распространенных приемов.

Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии, которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века”).

Список литературы

Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. 1983. № 4.

Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982. № 11.

Дмитриев А. С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 5–36.

Карельский А. В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. 1992. Вып.2.

Тураев С. От Просвещения к романтизму. М., 1983. С. 146–247.


НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.

Список литературы

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. М., 1958. Т.6.

Карельский А. В. Повесть романтической души // Deutsche romantische Novellen. М., 1977. С.5–39.

Йенский кружок (1796–1802)

Первое европейское романтическое объединение, “идеал романтического симпозиума” (Н. Берковский). Основные участники: братья А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Д. Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала “Атеней” (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления.

Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. “Критические (ликейские) фрагменты” и “Атенейские фрагменты”. Универсальность – главная характеристика “романтической поэзии” (116 фр.) Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством мещанской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: “три ведущие тенденции” своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”). Жанровая теория Ф.Шлегеля. Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. “Люцинда” Ф. Шлегеля как проблемно-философский роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм. Критическое отношение современников к роману.

Жанровый универсализм Людвига Тика (1773–1853). “Белокурый Экберт” (1796) как образец раннеромантической новеллы-сказки. Цикл комедий (“Кот в сапогах” и другие, 1797–1800) – пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. “Странствия Франца Штернбальда” (1798) – первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде.

Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг) (1772–1801). Теоретические “Фрагменты”, философия “магического идеализма”. Любовь к Софии фон Кюн. Автобиографизм “Гимнов к ночи” и их метафизический смысл. “Генрих фон Офтердинген” (1801 – незаконч.) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика “голубого цветка”. Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы. Романтическая идея “томления”. Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция в романе.

Список литературы

Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

Вайнштейн О. Язык романтической мысли: (О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля). М., 1994.

Лагутина И. Н. Образ художника в романах Л.Тика “Странствия Франца Штернбальда” и Новалиса “Генрих фон Офтердинген” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1990. № 3.

Матинян К. Р. Романтическая ирония в комедии Л.Тика “Кот в сапогах” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1985. № 3.

Архипова И. А. Романтическая ирония и система жанров в раннем творчестве Л.Тика // Взаимодействие жанров в художественной системе писателя. М., 1982.

Иванов В. И. О Новалисе // Arbor mundi: Мировое древо. М., 1994. Вып.3.

Ханмурзаев К. К проблеме личности в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1975. № 2.

Гейдельбергский и берлинский кружки (1805–1816)

Наполеоновская оккупация Германии в середине 1800-х гг. как повод для возрождения национального самосознания. Отказ второго поколения немецких романтиков от индивидуализма иенцев, упование на народное коллективистское мышление. Фольклористская деятельность. Сборник народных песен “Волшебный рог мальчика”, составленный А. фон Арнимом и К. Брентано; “Детские и домашние сказки” братьев Я. и В. Гримм. Стремление к распространению “народного духа”. Увлечение германской мифологией, народным религиозным сознанием. “Религиозное отречение” от книжной культуры как итог этого этапа немецкого романтизма.

Творчество Клеменса Брентано (1778–1842). Годы учения у иенцев, отход от их идей. Любовная и философская лирика. Подражания народным песням (“Лорелея”). “Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль” (1817) – квинтэссенция позднего гейдельбергского мировоззрения. Чрезмерная забота о личной чести – путь к бесчестью. Здоровое нерефлективное народное сознание: “Не чти честь людскую, чти Господа Бога”. Рассказчик – писатель, стесняющийся своей профессии. Система символов в новелле. Роль рока в судьбе героев.

Список литературы

Жирмунский В. М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Анищук Т. В. Народная песня в эстетике гейдельбергских романтиков // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1982. № 1.

Аверинцев С. С. Поэзия К. Брентано // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

Бент М. И. Лейтмотив и предметный символ в новелле К. Брентано “Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль” как выражение внутриромантической коллизии // Филологические науки. 1985. № 5.

Национальная принадлежность Адельберта Шамиссо (1781–1838). Повесть Удивительная история Петера Шлемиля (1813) как сжатое изложение истории романтического сознания. Синтетичность жанра. Образ главного героя: обычный человек в фаустовской ситуации, а потом “романтик поневоле”. Ироническое изображение искусителя – “человека в сером”. Символический смысл образа тени. Функция мотива богатства. Научный поиск как способ снятия романтического конфликта. Трактовка повести Т. Манном.

Список литературы

Манн Т. Шамиссо // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т. 9. М., 1960.

Бент М. И. От философской повести к новелле-сказке: “Необыкновенная история Петера Шлемиля” Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1.

Фридрих Гёльдерлин (1770–1843)

Восторженное отношение к Французской революции в юные годы. Яркая гражданственность позиции (“Гимн свободе”, “Греция”). Увлечение натурфилософскими концепциями, пантеистическая лирика (“К природе”, “Эфиру”, “Судьба”). Отношения с Сюзеттой Гонтар – “Диотимой”. Пристрастие к античной культуре, пиетет перед “веймарскими классиками” – Гёте и Шиллером, тоска по утраченной Элладе. Любовь, природа и античность как три ипостаси романтического идеала. Трагическое ощущение дисгармонии между античным совершенством и современной действительностью в романе “Гиперион” (1799). Три варианта неоконченной драмы “Смерть Эмпедокла” (1798–1800). Конфликт романтического гения с природой и человеческим сообществом. Проблема истолкования причин и способа самоубийства исторического Эмпедокла.

Список литературы

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.

Дейч А. Судьбы поэтов (любое изд.).

Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. М., 1992. С. 100–142.

Виндельбанд В. Гёльдерлин и его судьба // Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995.

Неустроев В. П. Гёльдерлин: От классицизма к романтизму // Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. М., 1983.

Генрих фон Клейст (1777–1811)

Трагическая судьба и пессимистическое мировосприятие, ощущение непрочности положения человека в мире. Основная тема творчества – судьба сильного одинокого человека во враждебном мире. Излюбленный мотив – диалектика доверия–недоверия, понимания–непонимания, внешнего–внутреннего. Специфика клейстовского психологизма – отсутствие цельности в герое, раздвоенность его души. Романтическая версия классицистического конфликта страсти и долга.

Столкновение внутренней и внешней сил (притязаний чувства и закона государства) в характере главной героини трагедии “Пентесилея”. Сходство и различие характеров Пентесилеи и Ахилла. Возможность психоаналитической трактовки действий героев. Проблема катарсиса.

Трагедийный подтекст комических ситуаций в “Разбитом кувшине” и “Амфитрионе”. Попытка разрешить конфликт, опираясь на религиозно-мистическое начало, высший промысел (“Кетхен из Гейльброна”), и духовное самоограничение во имя торжества государственных интересов (“Принц Фридрих Гомбургский”).

Новеллистика Клейста. Противостояние личности и мира в “Землетрясении в Чили”. Неспособность к безоглядному доверию как причина трагической развязки в “Обручении на Сан-Доминго”. Проверка правомерности притязаний сильной личности в “Михаэле Кольхаасе”.

(Рекомендуемую литературу см. в планах практических занятий).

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822)

Творчество Гофмана как кульминация немецкого романтизма. Синкретизм искусств: живопись, музыка, литература, театр. Высшее выражение романтического двоемирия и романтической иронии. Поиски синтеза творческих принципов и художественных идей ранних романтических школ – йенской и гейдельбергской. Внимание к реальности. Герой-“энтузиаст” живет не в условном романтизированном мире, а в современной Германии с ее устоявшимся филистерским бытом. Неоднозначность оценочной характеристики “энтузиастов”-романтиков и “обывателей”-филистеров. Вера во всемогущество романтического гения разрушается, самая яркая ирония обращена на протагониста-романтика. Обыватели – просто “не музыканты”, тоже достойные “блаженства” в своем роде.

Тема музыки и образы музыкантов в ранних новеллах Трансформация жанра волшебной романтической сказки (“Золотой горшок”). Изображение темной стороны человеческой жизни (“Песочный человек”). Политическая и социальная сатира (“Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”, “Повелитель блох”). Параллельность и взаимообратимость двух миров в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Капельмейстер Крейслер как alter ego Гофмана. Фантастика и гротеск в романе.

Список литературы

Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. С. 51–59.

Художественный мир Гофмана. М., 1982.

Чавчанидзе Д. Л. Романтическая ирония в творчестве Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В.И.Ленина. 1967. № 280.

Корзина Н. А. Некоторые вопросы синтетического искусства в эстетике и художественной практике Гофмана // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин, 1978.

Скобелев А. В. Жанровая природа “Фантазий в манере Калло” Гофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982.


АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью).

Список литературы

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

Дьяконова Н. Я., Чамеев А. Английский романтизм в системе европейских литератур // Национальная специфика произведений зарубежных литератур XIX–XX вв.: Проблемы романтизма. Иваново, 1996. С.17–28.

  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconПрактикум по грамматике английского языка разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу
Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconПедагогическая практика занимает приоритетное место в транспозиции теоретических знаний студентов в практические, позволяет каждому студенту самостоятельно исполнять обязанности учителя,
Разработчик: Сигал Н. Г., ст преп каф иностр яз отделения романо-германской филологии ифи кфу
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconМетодическое пособие по написанию контрольной работы по курсу «политология и социология» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха старшим преподавателем кафедры истории, социологии и права...
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconРабочая программа по дисциплине История русской литературы ХХ века. Ч. 1
Лекционный курс представляет собой первую часть основного курса «История русской литературы ХХ века», которая читается студентам...
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconУчебно-методическое пособие
...
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. icon«История зарубежной литературы»
...
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconПрограмма курса «История английской литературы второй половины ХХ века» для студентов романо-германского отделения (английская филология)
Основные направления английской послевоенной литературы: проблема поиска героя
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. icon«Общее языкознание»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов V курса (IX семестр) очной формы обучения отделения романо-германской филологии....
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. iconЛ. Е. Герасимова История русской литературы и культуры ХХ века часть 3
Герасимова Л. Е. История русской литературы и культуры ХХ века. Ч. 3: Учебно-методическое пособие для студентов отделения журналистики....
Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы один из профилирующих предметов. icon«Моя будущая профессия: преподаватель»
Методические указания разработаны кандидатом филологических наук, доцентом кафедры романо-германской филологии Т. И. Скоробогатовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница