Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида




Скачать 12.05 Kb.
НазваниеЗначение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
Дата04.02.2016
Размер12.05 Kb.
ТипДокументы
ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.


Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является чуть ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребенка.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность. Он имеет представления о том, какого он пола, знает в какой стране он живет. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе, но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Это все обуславливается тем, что дошкольный возраст в целом является “сензитивным” периодом развития ребенка. Наличие сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучения оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно “повернуть” в новую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества. И дошкольный возраст наиболее чувствителен к тем видам обучения, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения, мышления, а также на развитие творчества.

Творческий процесс – это создание новых общественно значимых духовных и материальных ценностей. Процесс творчества включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями (ОНР), являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов, причем перенос этот является стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их название. Если дети с нормально развитой речью в старшем возрасте свободно используют слова – определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой», то дети с ОНР такими определениями не владеют. Четырехлетние дети часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

У детей с ОНР, речевые проблемы сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. У детей с ОНР отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При ОНР отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, наблюдения пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. В ряде случаев при ОНР наблюдается легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У детей с ОНР нарушены тонкие, дифференцированные движения пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. При рисовании тех или иных предметов, из-за бедного словарного запаса, и трудностей в усвоении понятий часть-целое опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

  В  целом, у детей с различными речевыми нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы  (повышенная  возбудимость  нервной  системы.)  Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных  процессов, речевой деятельности, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

  Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова,

Т.И. Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова и другие. Дети изучают различные технологии изображения, такие как:

-  рисование пальчикам;

- рисование ладошками;

- оттиск печатками из картофеля;

- тычок жесткой полусухой кистью;

- тампонирование.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. ( Чем я еще могу рисовать?  Что я могу этим материалом нарисовать?)  За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику« кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи. 

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия как:

- широкий подход к решению проблемы;

- проявление творчества в художественной деятельности;

- атмосфера творчества;

- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

- комплексное и системное использование методов и приёмов;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

- овладение детьми способами изображения;

- обучение;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку;

- использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991г.2.

  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. 1997г.

  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. 2000г.

  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. 1995г.

  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 1991г.

  6. Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве /Дошкольное воспитание №12,1991г.

  7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования /Дошкольное воспитание №3, 1991г.

  8. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребёнка? /Дошкольное воспитание №1,1991г.

  9. Левин С. Ваш ребёнок рисует.10.

10. Лыкова И. Цветные ладошки.

11. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воститания.

12. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет, 2002г.

13. Жукова Н.С. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда,1998г.

14. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи, 1999г.

Похожие:

Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconФонематического восприятия
За время работы в речевой группе детского сада мне пришлось заниматься с детьми четырех-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconОхрана и укрепление здоровья детей в условиях детского сада компенсирующего вида
Для охраны здоровья детей и предупреждения их утомления в детском саду соблюдаются гибкий режим дня, режим двигательной активности,...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconСистема коррекционной работы по устранению
Дошкольники с нарушениями речи часто испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада, оказываются не...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconРабочая программа по развитию детей средней группы (Далее Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада компенсирующего вида,
Компенсирующего вида, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconТворческая работа: «Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов доу» Рогачёва Наталия Владимировна воспитатель мдоу црр детского сада «Радуга»
«Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов доу»
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconМетодические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида icon1. Общие вопросы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1703. Здание детского сада №1703 расположено...
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconГ. Л. Чуева старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №11 г. Белгорода
Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconМосквы Западного Административного округа Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1935
«гоу детский сад компенсирующего вида №1935» (для детей с общим нарушением речи). Лицензия серия А№006163,рег. №010478 от 16. 01....
Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида iconОбщеобразовательная программа мбдоу детского сада комбинированного вида №69 «Мальвина»
«Мальвина» (далее- учреждение) рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница