Скачать 11.25 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Смирнова Н.В., МКДОУ № 23, г. Железногорск Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений у детей. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей. По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему. Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Структура семантического поля выглядит следующим образом:
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется. Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работ ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе. У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:
Таким образом, у детей с ОНР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание. Конспект логопедического занятия. Семантическое поле слова «ЗИМА». Цели:
Организационный момент. Логопед. Послушайте и отгадайте, о каком времени года я сейчас расскажу. Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет. Какое это время года? Дети. Зима. Работа с ядерным словом, включение слова в падежные конструкции. Логопед. Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно Наступили холода, Значит к нам пришла… Дети. Зима. Логопед. Наденем теплые штаны. Не боимся мы … Дети. Зимы. Логопед. Снег кружится во дворе, Очень рады мы… Дети. Зиме. Логопед. В снег зарыться с головой, Сумеем только мы… Дети. Зимой. Логопед. Дуют ветры в феврале, Поют песни о… Дети. Зиме. Образование родственных слов. В помощь предлагаются иллюстрации. Логопед. Каким слово можно ласково назвать зиму? Дети. Зимушка. Логопед. Как можно назвать день зимой? Дети. Зимний. Логопед. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Дети. Зимующие. Логопед. А какие осадки выпадают зимой? Дети. Снег. Логопед. Кого лепят из снега? Дети. Снеговика. Логопед. Как можно сказать о горке из снега? Дети. Снежная. Логопед. Как называется цветок, который первым появляется из-под снега? Дети. Подснежник. Нанизывание слов, обозначающих признак предмета. Детям предлагается картинка и с изображением зимы. Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая? Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая. Психогимнастика. Логопед. А какой праздник бывает только зимой? Дети. Новый год! Логопед. А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом? Дети. Новогодний. Логопед. А кто к детям приходит на новогодний праздник! Дети. Дед Мороз и Снегурочка. Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год. Нанизывание слов, обозначающих действие предмета. Логопед. Звери зимой в лесу что делают? Дети. Зимуют. Подбор слов-антонимов Логопед. Летом дни жаркие, а зимой… Дети. Холодные. Логопед. Летом небо светлое, а зимой… Дети. Темное. Логопед. Летом солнце яркое, а зимой… Дети. Тусклое. Логопед. Летом день длинный, а зимой… Дети. Короткий. Логопед. Весной лед на реке тонкий, а зимой… Дети. Толстый. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. Развитие слухового внимания и памяти. Логопед. Играют наши ушки. Как только услышат они о зиме, Хлопнут дети рукой по ноге. Логопед называет слова, а дети выполняют задание. Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий. Логопед. Какие слова вы запомнили? Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка. Звуковой анализ и синтез слова «зима» Логопед. Назовите звуки в слове «зима». Дети. Выполняют слоговой и звуковой анализ слова «зима», дают полную характеристику звукам и обозначают звуки фишками соответствующих цветов. Словесные логические задачи. Логопед. Ребята, вы помните, как зовут сыночков зимы? Дети. Декабрь, январь, февраль. Логопед. А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»? Дети рассуждают, о чем эта пословица. Работа с предложением. Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима». Зимой дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Зимой дети играют в снежки. Зимой дети катаются на коньках. Зимой дети покармливают птиц и животных. Зимой дети катаются на лыжах. Логопед. Молодцы, ребята. Вот сколько интересных предложений вы придумали о зимних забавах детей. А теперь улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что природа подарила нам такое замечательное время года как зима. Итог занятия. Список литературы: 1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В. , Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2002. 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, 2002. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников, 2006. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2009. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, 2001. 6. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР, 1985. 7. Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, 2001. |
![]() | Исследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием | ![]() | «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
![]() | Автор: Климкина О. В. Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология Научный к п. н., профессор ДавидовичЛ. Р. Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние... | ![]() | «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие... |
![]() | Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи | ![]() | Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего... |
![]() | Программа «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №110 | ![]() | Нп «сибирская ассоциация консультантов» Особенности речевого и эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
![]() | Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко... | ![]() | Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста |