Скачать 45.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский заочный финансово-экономический институт МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ Кафедра менеджмента Кафедра экономики предприятий и предпринимательства Для студентов VI курса (первое высшее образование, специализации: «производственный менеджмент», «инновационный менеджмент», «предпринимательство») и V курса (второе высшее образование) специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК 2007 ББК 65.052 Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации разработали: проректор по учебной работе, д.э.н., проф. С.В.Тарасова; д.э.н., проф. М.М. Максимцов; д.э.н., проф. Б.Н.Чернышев; к.э.н., проф. А.В. Игнатьева; к.э.н., проф. В.И. Фатеева; к.э.н.,доц. Т.Г.Попадюк Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации студентов. Для студентов VI курса (первое высшее образование, специализации: «производственный менеджмент», «инновационный менеджмент», «предпринимательство») и V курса (второе высшее образование) специальности 080507 «Менеджмент организации». — М.: Вузовский учебник, 2007. —51с. ББК 65.052 © Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2007 Введение В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) и Государственными образовательными стандартами (ГОС) высшего профессионального образования по направлениям и специальностям заключительным и обязательным этапом подготовки студентов является итоговая государственная аттестация, которая проводится в соответствии с Письмом Минобразования РФ «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний». К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс теоретического обучения, успешно выполнившие все требования учебного плана и программ. Итоговая государственная аттестация выпускников включает:
Комплексный квалификационный экзамен должен способствовать реальной оценке уровня подготовки специалиста-менеджера по циклу специальных дисциплин, предусмотренных ГОС по специальности «Менеджмент организации»». Выпускная квалификационная работа является средством итогового контроля знаний, умений и навыков студентов, уровня их профессиональной квалификации в области менеджмента в соответствии со специализациями. Цели выпускной квалификационной работы:
Студентам, аттестованным государственной аттестационной комиссией (ГАК), оформляется диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца по специальности «Менеджмент организации» с присвоением квалификации менеджер. Выпускающими кафедрами по специальности 080507 «Менеджмент организации» являются кафедры менеджмента и экономики предприятий и предпринимательства. В данных методических указаниях основное внимание уделено особенностям и ключевым вопросам при подготовке выпускников высшей квалификации в области менеджмента1. Общие вопросы оформления ВКР см.: Методические указания по подготовке к Государственной итоговой аттестации / Под ред. проф. Н.Е. Старцева.—М.: ВЗФЭИ, 2004. РАЗДЕЛ 1 Содержание государственной итоговой аттестации 1.1. Виды деятельности выпускника и задачи профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, управленческие структуры государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения. Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная. В каждом из видов профессиональной деятельности менеджер должен уметь решать следующие задачи:
1.2. Квалификационные требования, необходимые для выполнения профессиональной деятельности По окончании обучения и освоения образовательной программы менеджер должен отвечать следующим требованиям для выполнения каждой из задач профессиональной деятельности:
![]() 1.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника Профессиональные функции и требования к профессиональной подготовке выпускника должны включать умение ставить и решать комплекс управленческих задач, связанных с деятельностью организации и стратегией ее развития. Менеджер должен в своей профессиональной деятельности:
На комплексном квалификационном экзамене проверяются остаточные знания по специальным дисциплинам ГОС ВПО специальности: 1) основы менеджмента; 2) стратегический менеджмент; 3) управленческие решения; 4) информационные технологии управления; 5) управление персоналом; 6) инновационный менеджмент; 7) антикризисное управление; 8) логистика; 9) исследование систем управления; 10) управление качеством. Соответствие требований к профессиональной подготовке специалистов и дисциплин учебного плана приведено в табл. 1. Таблица 1 Таблица соответствия требований к профессиональной подготовке и дисциплин учебного плана
1.4. Требования к профессиональной подготовке специалистов. Характеристика специализаций На выпускном квалификационном экзамене проверяются знания студента по теоретическим проблемам построения систем управления, методологическим основам менеджмента, функциям управления, организационным отношениям, планированию деятельности организации, управлению и мотивации персонала, механизмам принятия управленческих решений, методам инновационного развития организации и управления качеством, стратегии развития организации, механизмам антикризисного управления. Выпускник должен также знать методы исследования систем управления, организацию управленческой деятельности. Выпускник должен уметь решать задачи (ситуационные задания) по анализу систем управления организацией, принятию управленческих решений, определению параметров организационных и производственных процессов. При защите ВКР выпускник должен проявить знания и умение анализировать положение предприятия в структуре рыночных отношений, определять проблемы деятельности организации, анализировать организационно-экономическую деятельность конкретной организации, определять финансовую устойчивость предприятия, формировать основные направления совершенствования управления организацией, стратегию ее развития. При выполнении выпускной работы выпускник должен показать умение эффективно использовать информационные технологии управления, экономико-математические, статистические методы в решении конкретных задач. Всероссийский заочный финансово-экономический институт готовит по специальности «Менеджмент организации» шифр 08.05.07. управленцев специализации «Производственный менеджмент», «Инновационный менеджмент» и «Предпринимательство». Специализация «Производственный менеджмент» - Производственная деятельность является ведущим видом предпринимательства и охватывает сферу производства товаров и оказание производственных услуг (выполнение строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, транспортные перевозки и связь). Кафедра Менеджмента ВЗФЭИ разработала комплекс дисциплин специализации, позволяющих студентам освоить все этапы производственного бизнеса от маркетинговых исследований выявления потребности в товаре, расчетов денежных средств на ведение производственной деятельности до менеджмента продаж и расчетов результативности производственной деятельности. Специализация «Предпринимательство». Данная специализация предполагает будущую деятельность студентов в сфере собственного бизнеса. В рамках данной специализации на кафедре Экономики предприятия и предпринимательства разработаны дисциплины соответствующей специализации, что позволит студентам изучить порядок создания малого предприятия, управление персоналом фирмы, ее финансами, ценовую политику фирмы, налогообложение предпринимательской деятельности, организацию бухучета на малых предприятиях и другие вопросы, позволяющие получить знания по открытию и развитию собственного дела. Специализация «Инновационный менеджмент» предполагает деятельность, связанную с широкой областью нововведений (создание и выпуск новых товаров и услуг, не известных ранее, прибыльное внедрение новых технологий, освоение новых организационных, финансовых, коммерческих проектов. Студентам, специализирующимся в области инновационного менеджмента, кафедрой Экономики предприятий и предпринимательства разработан комплекс дополнительных дисциплин специализации. РАЗДЕЛ 2 Программа комплексного государственного экзамена 2.1. Концепция подготовки к комплексному квалификационному экзамену Комплексный квалификационный экзамен позволяет выявить уровень теоретических знаний, полученных студентом в период обучения в институте. Комплексный квалификационный экзамен проводится членами ГАК в форме собеседования по вопросам экзаменационного билета и решения задачи. На комплексном экзамене проверяются остаточные фундаментальные знания по специальным дисциплинам ГОС ВПО специальности 080507 «Менеджмент организации» В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080507 «Менеджмент организации» в экзаменационные билеты включены вопросы по специальным дисциплинам: «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Управленческие решения», «Информационные технологии управления», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Антикризисное управление», «Логистика», «Исследование систем управления», «Управление качеством». При ответе на вопросы студент должен знать:
Ответы на вопросы экзаменационного билета студент должен излагать в логической последовательности, привязывая к социально-экономической ситуации в стране. Желательно ответы на экзаменационные вопросы сопровождать практическими примерами. При этом студенту необходимо высказать свою точку зрения по излагаемым вопросам. 2.2. Вопросы для подготовки к комплексному квалификационному экзамену
2.3. Примеры ситуаций (задач) комплексного квалификационного экзамена 1. Управленческая ситуация Крупной фармацевтической компании необходимо принять решение о выборе дальнейшей стратегии развития. Возможно принятие трех принципиально разных альтернативных вариантов решения этой важной управленческой проблемы. Первый альтернативный вариант решения. Цель компании — получение максимально возможной прибыли в возможно более короткие сроки. Для этого на четверть урезается программа по созданию новых видов продукции и на 30% сокращаются расходы на маркетинговое обеспечение торговых операций. Второй альтернативный вариант решения. Компания ставит перед собой цель обеспечить устойчивое положение в будущем. Для этого основные усилия сосредоточиваются на проведении НИОКР по созданию новых конкурентоспособных видов продукции. Третий альтернативный вариант решения. Целью компании является сочетание обеспечения рентабельности производства в настоящее время со значительными расходами на НИОКР для создания продукции, конкурентоспособной на рынках сбыта. Проблема. Проанализируйте возможные стратегические направления развития фармацевтической компании. Какой из трех альтернативных вариантов возможного стратегического развития компании, подготовленных аналитиками, вы считаете наиболее приемлемым? Развитие управленческой ситуации (решение). Руководитель фармацевтической компании принял в качестве наиболее предпочтительного третий из альтернативных вариантов стратегического решения о выборе направления развития компании. Он посчитал, что первый из альтернативных вариантов мог обеспечить получение компанией быстрой прибыли за счет сокращения издержек, которые в краткосрочном аспекте не влияют на ее деятельность. Однако при таком варианте развития достаточно вероятной становится угроза потери конкурентоспособности продукции, которую выпускает компания, уже в ближайшей перспективе. За такой стратегией нет будущего. Второй из альтернативных вариантов решения делает ставку на обеспечение деятельности компании в будущем, несколько пренебрегая результатами сегодняшней экономической деятельности. Третий вариант предполагает оптимизацию уровня рентабельности сегодняшнего производства при условии обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности продукции, которую компания намечает выпускать в будущем. Такая политика требует значительных затрат на НИОКР, однако она гарантирует устойчивое развитие компании не только сегодня, но и в будущем. 2. Задача В I квартале предприятие реализовало продукцию на 250 тыс. руб., среднеквартальные остатки оборотных средств составили 25 тыс. руб. Во II квартале объем реализации продукции увеличится на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день. Определите:
3) высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств. Решение 1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в I квартале: ![]() Время одного оборота в I квартале: ![]() 2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств во II квартале: ![]() Р" = 250 тыс. руб. х 1,1 = 275 тыс. руб. Потребность в оборотных средствах во II квартале: ![]() 3. Высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота: ![]() = -3,056 тыс. руб. 3. Задача Определите такт поточной линии обработки блока цилиндров легкового автомобиля, необходимое число рабочих мест и степень загрузки поточной линии. Сменная программа выпуска 143 блока, технологические потери составляют 2%, регламентированные перерывы в работе линии 6% от продолжительности смены. Время по операциям технологического процесса: t1 = 5,48 мин; t 2 = 6,10 мин; t 3 = 18,34 мин; t 4 = 3,2 мин; t5 = 2,9 мин; t 6 = 3,0 мин; t 7 = 5,9 мин; t8 = 5,4 мин; t 9 = 3,2 мин. Решение 1. Определим такт поточной линии: ![]() где FCM — действительный фонд рабочего времени в смену; NCM — фактическая программа; ![]() ![]() ![]() 2. Определим необходимое число рабочих мест: ![]() Количество рабочих мест на линии: Сл = 18 раб. мест. 3. Определим степень загрузки участка: ![]() Ответ: 0,86%. 4. Задача Необходимо определить коэффициенты весомости показателей качества конкретного вида обуви (g), запускаемой в производство. Эксперты определяют в баллах по пятибалльной шкале коэффициенты весомости трех показателей качества: ![]() ![]() ![]() К работе привлечена экспертная комиссия в составе семи человек. Результаты работы экспертов приведены в таблице. Таблица
|