Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды




Скачать 18.66 Kb.
НазваниеРазвитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18.66 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды

Учитель химии МКОУ СОШ №1 Чулымского района

(Слад 1) На современном этапе особое внимание уделяется модернизации общего образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначены среди шести основных направлений развития общего образования выделена необходимость развитие системы поддержки талантливых детей. Данная инициатива является основным политическим документом государственной образовательной политики, которая определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым обучающимся, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должен продемонстрировать ученик, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения сельских школьников в пространство культуры.

Школа на селе, в маленьком районном городке – это не только учебное заведение, это и центр культуры, науки, дополнительного образования, то есть всего того, что предлагается жителям крупных мегаполисов различными центрами и клубами. Учитель берет на себя обязанности носителя нравственности, воспитателя, наставника, помогающего растущему гражданину определить свое место в сложном и разнообразном мире. Но, обсуждая проблемы развития личности, недостаточно говорить о социализации и воспитании. Необходимо также учитывать процесс вхождения личности в ценностно – нормативную систему мира взрослых через присвоения культуры. Испытывая на себе определенный стереотип некоторой провинциальности, сельский ребенок нуждается в том, что бы уже на этапе школьного ученичества он смог почувствовать уверенность в своих силах, потребность в открытии нового. Как происходят открытия? Случайно или закономерно появление нового открытия? Смогу ли я изобрести что либо новое? Многие, включая крупных ученых, часто задаются этим вопросом. Естественно, что в условиях сельской школы невозможно провести сколько бы то не было значительных научных изысканий, но сформировать у школьников вполне определенное понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение», сформировать чувство общности всего комплекса наук, значимости научных исследований, гордости за достижения ученых России вполне под силу заинтересованному сельскому педагогу. Анализируя сложившуюся в последние годы ситуацию, когда стала активно падать мотивация обучения, мы сталкиваемся с проблемой выживания школы. И в первую очередь необходимо поднять авторитет школы. В нашей школе на протяжении более десяти лет изучение отдельных предметов осуществляется через обучение в профильных классах физико-математического, гуманитарного и естественнонаучного профилей. За последние годы значительно улучшилась материальная база кабинета химии (слйды2,3): есть все необходимые реактивы и посуда для проведения химического эксперимента, в кабинете свободный доступ в Интернет осуществляется с пяти компьютеров, для наглядного представления материала есть мультимедийный проектор и интерактивная доска. Проведя в 2008-2009 году вводную диагностику освоенности мышления (ШТОМ) в седьмом «а» классе (26 учеников) и повторив ее в восьмом классе после года работы с учениками в кружке «Химия для младшего брата», пришла к выводу, что дети быстро и позитивно отзываются на работу по формированию у них исследовательского потенциала. (слайды 4,5). Но вместе с тем наблюдается разрыв между социальным заказом на подготовку человека, обладающего креативностью мышления и жесткими временными рамками, отводимыми на изучение химии в средней школе (слайд 6). С целью преодоления данного противоречия стремлюсь создавать систему формирования исследовательских навыков в процессе обучения химии, посредством пропедевтической работы в седьмых классах базового химического образования в 8-9 классах, системы элективных курсов, школьного научного общества «Фильтр» (слайд 7). Видя такой интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, я ставлю перед собой цель: развитие исследовательского типа мышления путем интеграции урочной и внеурочной форм деятельности при обучении химии (слайд 8) и ставлю следующие задачи: (слайд 9)

  1. Организовать диагностику развития мыслительной деятельности

  2. Структурировать учебный материал с целью создания условий для развития активной мыслительной деятельности на уроке

  3. Развивать у учащихся исследовательские умения на разных этапах уроков.

  4. Организовывать исследовательскую работу обучающихся посредством системы внеурочной деятельности

  5. Прививать навыки публичных выступлений

  6. Способствовать профессиональному определению

В ходе обучения химии пытаюсь знакомить с основами научных методов, единых для большинства наук, давать представление о научной логике, о планировании эксперимента, культуре представления материалов исследовательских работ на публичных конференциях, учу методам и формам научной аргументации. В работе опираюсь на концептуальные основы, полученные из трудов ярких педагогов и дидактов: проблемного обучения (Гузеев В.В., Махмутов М.И., Загвязинский В.В.), теории развития познавательной активности (Данилов М.А., Есипов Б.П.), теории развивающего обучения (Довыдов В.В.,Выходский Л.С.), системы ТРИЗ (Г. Альтшуллер), теории мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий). (слайд 10,11) , (приложение 1). Простраивая систему работы с детьми постоянно пытаюсь оценить промежуточные результаты, с этой целью опираюсь на следующие критерии (слайды 12,13)

  • Наличие специфической «исследовательской» мотивации

  • Особая чувствительность к противоречиям и проблемам

  • Сформированность верификации полученных знаний

  • Способность к дивергентному поиску решения, основанная на таком умственном действии, как аналогия

  • Способность к рефлексии двух типов: а) способность к осознанию собственных ментальных процессов, которая позволяет управлять исследовательской деятельностью; б) научная рефлексия, позволяющая организовать имеющиеся знания в систему

Исследовательскую деятельность формирую по мере усложнения, начиная о элементарных описательных действий при проведении химических экспериментов вплоть до собственно исследовательских проектов (слайд 14). Причем пытаюсь организовать такую работу как непосредственно на уроках, структурируя учебный материал (приложение 2) так и в ходе внеурочной деятельности: кружка, элективных курсов (приложения 3), индивидуальной и групповой работы над проектами.(слайд 15,16).

Исследование само по себе дело очень увлекательное. "Что получится, если…?" Но для того что бы интерес ни только не угас, но и развился не смотря на необходимость некоторой рутинной работы использую различные приемы мотивации: исследовательски, клубный, игровой, конструкторский, а иногда и ( 17,18)(приложение 4).

В этом году мои очередные ученики, работать с которыми я начала с седьмого класса заканчивают школу и при проведении итоговой диагностики радуют меня тем, что все они приобрели навыки публичных выступлений, формулировать цели, проводить химический эксперимент, научились обобщать и делать выводы, большая часть не потеряла интерес, как к , так и к исследовательской деятельности. (слайд 19) Ежегодно ребята выполняют проекты и защищают исследовательские работы на конференциях различного уровня (слайд 20,21,22) (приложение 5). Конечно, только единицы из моих выпускников связали свою жизнь непосредственно с научной деятельностью, хотя я с гордостью могу назвать выпускника 1993 года Круглова Алексея профессора МГУ, выпускницу 1999 Москвину Веронику – кандидата наук, сотрудницу одного из институтов СО РАН, выпускника 2007 года – Черкасова Алексея – аспиранта СГУПС. Для многих выпускников работа в школьном научном обществе становится подготовкой к студенческой жизни, когда они без особых затруднений выполняют курсовые и дипломные работы, участвуют в работе студенческих научных обществ, выступают на студенческих конференциях. Часть же ребят только в школьные годы сталкивается с исследованиями, но, не смотря на то какие рабочие профессии они получают склад мышления, заложенный в школьные годы, помогает им ориентироваться в окружающей жизни.


Приложение 1. Возможные уровни технологизации научного исследования (по С.Л. Белых):

• Методология научного исследования как такового.

• Методология конкретной научной области (например, системный подход в химии ).

• Методика отдельного научного исследования.

o Технологии теоретического анализа и систематизации данных:

• технологии аналитического обзора (в старых вариантах – обзора литературы);

• технологии анализа проблемы на основе отраженных в литературе мнений и фактов;

• правила встраивания отдельных проблем и аспектов в смысловое поле науки;

• технологии систематизации и алгоритмизации.

o Методика осуществления эмпирического исследования:

• технологии организации эксперимента;

• технологии сбора эмпирических данных;

• технологии сбора материалов для анализа, интерпретации и систематизации;

• технологии анализа результатов;

• технологии интерпретации данных и выводов.

o Методика описания научного исследования (и процесса и результата).

• технологии описания простых и сложных проблем;

• онтологизация области знания

• стили, синтаксис и семантика описания;

• технологии формулировки отдельных моментов – актуальности, цели, задачи, гипотезы, положений, выводов;

• технологии оформления;

• технологии рефлексии (проверки правильности) результата.

o Технологии доклада:

• отбор сообщаемого материала;

• объем материала;

• алгоритм изложения;

• оформление.


Приложение 2

Фрагмент рабочей программы по химии 9 класс

Тема 2. Металлы. (20 часов).





Тема урока

Содержание урока, тематика проектов

приемы формирования исследовательских навыков




1

Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов.

Зависимость физических свойств металлов от типа кристаллической решетки и особенностей строения атома.

Выявить общее и особенное в сравнении, Проанализировать явление , показать его структуру и сущность,

2

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

Электрохимический ряд напряжений металлов; химические свойства металлов; составление уравнений химических реакций.

Изучить способность, Апробировать известную формулу, Применить классификацию

3

Решение упражнений по теме «Химические свойства металлов».

Формирование умения составлять уравнения реакций с участием металлов; контроль усвоения знаний и умений по теме «Химические свойства металлов».

Исследовать формы проявления в ситуации

4

Коррозия металлов.

Коррозия как окислительно-восстановительный процесс; способы защиты металлов от коррозии.

Исследовать формы проявления в ситуации

5

Сплавы.

Сплавы и их классификация.

Исследовать формы проявления в ситуации

6

Металлы в природе, общие способы их получения.

Представление о металлургии; способы получения металлов разной степени активности, составление уравнений химических реакций.

Исследовать формы проявления в ситуации

7

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Переходные элементы; амфотерные соединения; запись уравнений реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов; доказательство амфотерности веществ.

Применить классификацию

8-9

Работа над проектами

  • Примерные темы проектов

  • На примере металлов 1-3 групп и железа

  • 1. металлы в природе и способы их получения

  • 2. Физические свойства металлов и причины их общности

  • 3. Химические свойства металлов в свете окислительно-восстановительных свойств

  • 4. Соединения металлов: получение и их химические свойства с свете ТЭД

  • 5. Применение металлов и их соединений



  • проведение сбора данных;

  • анализ полученных данных;

  • оформление конечных результатов;

  • подведение итогов, корректировка, выводы




10-11

Защита проектов и оппонирование

навыки публичных выступлений и оппонирования

12

Генетические ряды металлов

  1. генетический ряд неметаллов на примере серы

  2. генетический ряд неметаллов на примере углерода и его соединений

  3. генетический ряд железа

  4. Развитие по спирали и его отражение в генетических рядах неметаллов

  5. Принцип «от простого к сложному» на примере генетических рядов металлов

Распознать видоизмененные и искаженные объекты как принадлежащие к определенному роду Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) . Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления, получения ). Показать связь между * и *. Определить соотношение * и *. Определить характер связи (связей) между * и *.

0Определить специфику связей между

13-14

Решение задач на расчёт выхода продукта от теоретически возможного

  1. Решение задач на выход продукта реакции с использованием программы Exsel

  2. Графический способ решения расчетных задач по химии




Модифицировать известный алгоритм

15

Практическая работа «Соединения металлов I-III А подгрупп».

Работа с химическими веществами и оборудованием; проверка усвоения важнейших химических свойств соединений металлов I-III подгрупп; качественные реакции на ионы Ca2+, Mg2+, Ba2+, Al3+.

Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности. Исследовать формы проявления в ситуации.


16

Практическая работа по теме «Соединения железа».

Работа с химическими реактивами и оборудованием; проверка усвоения химических свойств железа.

17

Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»




18

Решение задач на расчёт выхода продукта от теоретически возможного

Решение задач на выход продукта реакции

Математические расчеты и химическое производство

Рентабельность производства спреда на Чулымском масло сыр комбинате.

Построить алгоритм.

Написать программу Разработать алгоритм для измерения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) .

Разработать технологический этап (операцию) для в соответствии с требованиями исходного алгоритма.


19

Обобщение темы

Актуализация и обобщение знаний о металлах.

Найти основания классификации соответствующему классу. Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность к Классифицировать по признакам

20

Контрольная работа по теме «Металлы и их соединения».

Контроль уровня усвоения темы учащимися.

Опираясь на изученные закономерности, применять знания и навыки в новой ситуации, тренировка волевых качеств



Приложение 3

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Чулымского района

Детское экологическое объединение «Фильтр»

  1   2   3

Похожие:

Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды icon«Средние века»
Создание благоприятной социально – культурной среды для развития каждого ребенка
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Пушанина Белинского района Пензенской области
При этом школа ориентируется на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных...
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconПрограмм а дисциплины "специальные разделы химии"
Предмет и задачи химии. Представление о дифференциации и интеграции естественных наук. Роль химии как производительной силы общества....
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconАктуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Азовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации...
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconКонкурс Образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационный проект «Наша новая школа: петербургский вектор»
Тема проекта: «Организация образовательной инфраструктуры для создания социально-воспитательной среды»
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconАнализ воспитательной работы маоу сош №2
Уо по краевым, районным воспитательным мероприятиям. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной...
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconУчебно-методическое пособие Использование элементов триз- педагогики в обучении школьников математике. Выполнила Родионова Надежда Владимировна учитель математики школы №191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, любознательности,...
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconВолгограда Базовая Татьяна Борисовна
Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к семейной жизни, развитие умений прогнозировать...
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconРазвитие культурно-образовательной среды смоленской губернии во второй половине XIX начале XX века
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Развитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды iconПлан работы районного методического кабинета отдела образования Савинского муниципального района
Оу через развитие инновационной образовательной среды, потенциала педагогических и управленческих кадров
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница