Методические рекомендации для оу ставропольского края




Скачать 33.79 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для оу ставропольского края
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер33.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Методические рекомендации для ОУ Ставропольского края

о преподавании образовательной области «Технология»

в 2011 – 2012 учебном году


Даванов В.Н..,

к.п.н. доцент,

кафедры профессионального

образования и технологии


О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011 - 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края


Технология обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.

Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:

  • Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми умениями и навыками, этикой трудовых отношений.

  • Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

  • Творческое и эстетическое развитие учащихся.

  • Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.

Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2011-2012 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Приоритетный национальный проект «Образование»

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  4. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201).

  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказ МО РФ от 18.07.02 г. № 2783 (см. «Вестник образования» № 4 /2002г.).

  6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, приказ МО РФ от 19.03. 2004 № 1312(см. журнал «Вестник образования России» № 8/2004г).

  7. Приказ МО Правительства Ставропольского края № 1116/ 1 от 24.08.2007г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана в Ставропольском крае в 2011\2012 учебном году»

  8. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся», мет. письмо Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.2004 № 14-51-102/13).

  9. Государственные стандарты общего образования по технологии, приказ МО РФ от 15.03.2004г. № 1089 (см. журнал «Школа и производство» № 4/ 2004г.).

  10. Методическое письмо «О преподавании предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (см. Ж. «Школа и производство» № 1 / 2005г.).

  11. О «Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений». Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. От 21. 06.2006г. № 03-1508 (« Школа и производство № 1\2007г.»).

  12. «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94).

  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год» (сайт http://www.edu.ru);

  14. Стандарты начального профессионального образования

  15. Перечень профессий начального профессионального образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009г., № 354

  16. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 21 декабря 2009г. № 740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009г. № 354, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999г. № 1362»

  17. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009г. № 354

  18. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1242

  19. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 20 ноября 2009г. № 03-2357 «О применении приказов Минобрнауки России о перечнях профессий НПО и специальностей СПО»

  20. Приказ Минобрнауки РФ № 1994 от 03.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312»


Место учебного предмета «Технология» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

Технология с позиций социализации учащихся занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.

Учебное время, отведенное по БУП в 1-2 классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 ча­са в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению об­разовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 ч асов в год для 1-го и 2-го классов соответственно).

В 3-4 классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе - 1 час в неделю. В V- VI классах образовательные учреждения имеют право использовать часы регионального компонента на изучение выбранного элективного курса отражающего специфику региона (см. Приложение к приказу МО Ставропольского края от 24.08.07 № 1116\1»).

Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

На ступени среднего (полного) общего образования предмет «Технология» преподается на базовом (2час в неделю) или профильном (4 часа в неделю) уровне по выбору.


Приоритетные направления в преподавании технологии

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, исследовательские или проектные работы. Все виды практической деятельности в программах основной школы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии информации, объектов природы и социальной среды и носят практико-познавательный характер. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов машин и механизмов, проведением опытов и исследований в темах по сельскохозяйственному труду.

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии.

В программах предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Новым в стандарте и программах является раздел «Технологии ведения дома». Его материал включает в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие практические работы проводятся в учебной форме. Для выполнения этих работ необходимо подготовить специальные учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит.

Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из регионального компонента БУП или компонента образовательного учреждения, следует организовывать летнюю технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое включено в обязательный минимум содержания, в программах представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания предмета технология, введены почти во все технологические разделы и темы программ. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе, в том случае, если на технологию для этого периода обучения выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения.


Основные содержательные линии предмета « Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду, с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания (стандарт) основных образовательных программ по технологии для учащихся 5-9 классах изучается в рамках одного из трех направлений:

  1. «Технология. Технический труд»

  2. «Технология. Обслуживающий труд»

  3. «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Каждое направление включает в себя базовую и обязательную дополнительную составляющие.

Базовой частью для программы по направлению «Технический труд» является: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

Обязательной дополнительной составляющей являются разделы:

1 «Электротехнические работы»

2. «Технология ведения дома»

3. «Черчение и графика»

4.«Современное производство и профессиональное образование».

Базовой частью для программы по направлению «Обслуживающий труд» являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Обязательной дополнительной составляющей являются разделы:

1. «Электротехнические работы»

2. «Технология ведения дома»

3. «Черчение и графика»

4. «Современное производство и профессиональное образование».

В сельской школе традиционно изучаются технологии как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и обязательные разделы по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд».

Комбинированная программа для сельской школы будет иметь следующую структуру:

Базовая часть «Сельскохозяйственный труд» + базовая и обязательная часть по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд».

Базовой частью для программы по направлению: «Сельскохозяйственный труд» являются разделы: «Растениеводство» и «Животноводство». Обязательной дополнительной составляющей для любых из двух направлений являются разделы:

1. «Электротехнические работы»

2. «Технология ведения дома»

3. «Черчение и графика»

4. «Современное производство и профессиональное образование».

Для реализации обязательного минимума по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» необходима учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников. Школьные учебно-опытные участки, кабинеты биологии и сельского хозяйства являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства в качестве учебно-материальной базы могут использоваться школьные мини- фермы, животноводческие фермы сельхозпредприятий, учреждений профессионального образования и личные подсобные (ЛПХ) или фермерские хозяйства родителей учащихся. Ввиду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.

Комплексный учебный план в конкретной сельской школе составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

Занятия по технологии могут проводиться в школьных каби­нетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор ин­струментов, приборов, станков и оборудования (см. Приложение № 1).

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскур­сии школьников на предприятия с передовыми тех­нологиями и высоким уровнем организации труда. Для показа со­временных достижений техники и технологий, при отсутствии возможностей проведения экскурсий, необходимо активно использовать тех­нические средства обучения, видеозаписи, мультимедийные пособия, Интернет.


Особенности обучения технологии в профильной школе

В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Там она представлена в составе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На ее изучение в X и XI классах здесь отводится 70 часов (по часу в неделю в каждом классе).

Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в X и в XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся X и XI классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводится 280 часов (по 4часа в неделю в каждом классе).

Впервые в отечественном образовании для учащихся X-XI классов были разработаны: минимум содержания образовательных программ и требования к уровню достижений учащихся для технологического профиля и базового уровня обучения. Стандарт базового уровня обучения предназначен для использования в школах с универсальным профилем обучения и в школах с не технологическими профилями обучения. (См. Приложение)

На базовом уровне обучения технологии в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности учащихся самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы и, с учетом их познавательных интересов, проводится обучение технологиям проектирования и создания объектов труда.

Программа базового курса включает в себя раз­делы:

  1. «Производство, труд и технологии»

  2. «Техноло­гии проектирования и создания материальных объ­ектов и услуг»

  3. «Профессиональное самоопределе­ние и карьера»

  4. «Творческая проектная деятельность».

На профильном уровне основным предназначе­нием технологии в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриоти­ческих качеств личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профес­сиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

В технологическом профиле обучения предусмотрена подготовка старшеклассников по основным направлениям технологической деятельности в выбранной отрасли. При завершении обучения они могут получить справку об усвоении профильного курса по технологии. При углубленном уровне профильной технологической подготовки (с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов БУП- 2004) допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подго­товки включает в себя две составляющие: об­щетехнологическую и специальную.

Структура программы профильного уровня включает в себя два обязательных раз­дела:

1.Общетехнологическая подготовка

А) Организация производства

Б) Инновации в профессиональной деятельности

В) Профессиональное самоопределение и карьера

Г) Проектная деятельность

2.Специальная технологическая подготовка

Структура разрабатываемых примерных про­грамм специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, при­нятых в системе начального профессионального образования.

Общетехнологическая подготовка осуществля­ется интегрировано со специальной подготовкой, в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности, включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базо­вого уровня, и носит инвариантный для изучаемых профессиональных сфер характер. Практическая деятельность учащихся при овладении общетехно­логической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем специальной технологической подготовки. Каждый раздел программы общетехнологичес­кой подготовки включает в себя: основные теорети­ческие сведения, практические работы и рекомен­дуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала про­граммы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации профильной программы — обучение в процессе конкретной практической деятель­ности, учитывающей познавательные потреб­ности школьников. Основными формами обуче­ния являются лекционно-семинарско-зачетная система обучения, проектно- исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экс­курсии.

Специальная технологическая подготовка осу­ществляется по выбору учащихся в следующих на­правлениях (сферах и профилях) трудовой дея­тельности:

  • в сфере промышленного производства: то­карное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или конди­терских изделий; швейное дело; вязание и плете­ние; вышивка; роспись тканей; налад­ка швейного оборудования; моделирование одеж­ды и головных уборов и т.п.

  • в сфере сельскохозяйственного производ­ства: овощеводство; плодоводство; животновод­ство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственно­го производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, обору­дования;

  • в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строи­тельные) работы; облицовочные работы; штукатур­ные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

  • в сфере телекоммуникаций и информаци­онных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); те­леграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций.

  • в сфере коммерции: продажа продовольст­венных или непродовольственных товаров; обслу­живание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кас­совые операции;

  • в сфере сервиса: переплетные работы; юве­лирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; об­служивание и ремонт радиотелевизионной аппара­туры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

  • в сфере декоративно-прикладного искус­ства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бе­ресте; кружевные работы; вышивка; плетение; гон­чарные работы; изготовление художественных из­делий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в об­щеобразовательных учреждениях может осуществ­ляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рын­ке труда. При увеличении количества учебных ча­сов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей региональ­ного рынка труда, специальная технологическая подготовка может быть за­менена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствую­щим перечисленным направлениям.

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, ресурсных центров, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.


Для реализации задач профессиональной подготовки целесообразно использовать следующие документы:

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. №196);

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312;

  • Письмо Минобрнауки России от 21.06.2006г. №03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений»;

  • Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;

  • Письмо Министерства образования РФ от 08.07.1997г. № 1072/11 «О присвоении квалификации по профессиям выпускникам общеобразовательных учреждений»;

  • Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

  • Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №1437);

  • «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94)

Занятия по технологии могут проводиться в школьных каби­нетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор ин­струментов, приборов, станков и оборудования. (см.Приложение №1)

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскур­сии школьников на предприятия с передовыми тех­нологиями и высоким уровнем организации труда. По разделу «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посещение ими центров трудоустройства и проф.консультационной помо­щи. Для показа со­временных достижений техники и технологий, при отсутствии возможностей проведения экскурсий, необходимо активно использовать тех­нические средства обучения, видеозаписи, мультимедийные пособия, Интернет.


Характеристика стандартов второго поколения по предмету «Технология»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный образовательный стандарт становится главным нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Перспективы развития школьного технологического образования зависят, прежде всего, от введения нового поколения государственных стандартов общего образования, в которых четко наметилось усиление внимания к внепредметным результатам школьного образования.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Особенностью стандартов второго поколения является включение в федеральный базисный учебный план раздела «Внеурочная деятельность обучающихся».

В соответствие с требованиями стандарта внеучебная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, выставки, конкурсы и т.д. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.


Рекомендации по преподаванию предмета “Технология” в общеобразовательных учреждениях для неделимых классов

Приоритетная роль учебного предмета “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет “Технология” в 5 – 8 классах включен в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5 – 7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8-м классе – 1 час в неделю. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Для предмета “Технология” характерно модульное построение программ, позволяющее динамично варьировать ее прохождение с учетом материальной базы школы, имеющихся педагогических кадров. Базовыми для программ по направлениям являются разделы:

Технология. Сельскохозяйственный

труд (агротехнологии)”

  • растениеводство;

  • животноводство

Для реализации программы по направлению “Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)” создаются программы, включающие разделы по агротехнологии, а также базовые разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Учебно-тематический план в конкретной школе составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

Занятия по разделам “Кулинария” и “Технология ведения домашнего хозяйства” целесообразно проводить как для девочек, так и для мальчиков. Возможно изменение порядка изучения тем внутри разделов.

. В 8 классе учебное время регионального компонента по технологии составляет 1час в неделю. Обязательный минимум регионального компонента содержания программ содействует

  • сохранению единого образовательного пространства в учреждениях Ставропольского края;

  • проявлению творческой инициативы учителей, развитию индивидуальных способностей учащихся, наличия материальной базы кабинетов, мастерских, местных социально-экономических условий и национальных традиций. .(См. приложения 2, 3)

Программно- методическое обеспечение предмета в 2011\2012 учебном году

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для оу ставропольского края iconРабочая программа по химии в 11классе моу сош №7 п. Владимировка
Ставропольского края (приложение к приказу министерства образования Ставропольского края от 18. 07. 2011 года №612 – пр «Об утверждении...
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconСогласно распоряжению Губернатора Ставропольского края от
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края, администраций Промышленного, Ленинского...
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconСодержание инвестиционные проекты транспортного комплекса ставропольского края 4
Материал к инвестиционному пакету Министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края»
Культура Владимирского края : методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края» / Сост. С. В. Погорелая...
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconПрограмма развития образования в Ставропольском крае на 2011-2015 годы
Закон Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. №109-кз «о программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015...
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconМинистерство образования ставропольского кра^
О государственной аккредитации муниципального общеобразовательно учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», село Ладовск...
Методические рекомендации для оу ставропольского края iconУстав муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Ставропольского края», №123 от 30. 03. 2011 года «Об утверждении Порядка изменения типа бюджетных учреждений Туркменского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница