Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»




Скачать 19.45 Kb.
НазваниеТема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Дата04.02.2016
Размер19.45 Kb.
ТипДокументы
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов.


Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


Подготовила:

Учитель-логопед Татаринцева Н.Г.


Время проведения: ноябрь, 2012г.


Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

    Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР  испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка. (Слайд 2)

Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи (слайд 3): существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова. (Слайд 4.)

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. (Слайд 5)

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. (Слайд 6)

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. (Слайд 7)

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.

1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.

2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.

3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.

1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со

2 период. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.

3 период. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. (слайд 8)

(Слайд 9) Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей. (Слайд 10)

Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.

Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.

  • Развитие понимания речи.

  • Расширение и уточнение словарного запаса.

  • Формирование грамматических средств языка.

  • Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.

Занятия по обучению грамоте. Основная задача.

  • Дети учатся писать предлоги.

Занятия по развитию связной речи. Основная задача.

  • Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. (Слайд 11)

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

  • Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ

  • Д.п – К ПО

  • В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО

  • Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ

  • П.п. – В НА О ОБ ПРИ




(Слайд 12)

Предложно-падежные конструкции обозначают:

  • направление действия;

  • место действия;

  • местонахождение предмета;

  • совместность действия;

  • принадлежность.

(Слайд 13)

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

  • Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

  • Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

  • Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

  • Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой)

  • Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

  • Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

  • Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

  • Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).

  • Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).

  • Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).

  • Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).

  • Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).

Сложные предлоги.

  • Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

  • Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

  • Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).

  • Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).

  • Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов (Слайд 15):

• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

• Дифференциация предлогов в устной речи детей.

• Формирование звуковых грамматических обобщений.

• Осознание словесного состава предложения.

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.

Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы: (Слайд 16)

  • 1-я группа: в, из;

  • 2-я группа: на, с (со);

  • 3-я группа: над, под, между;

  • 4-я группа: из, за, из-за;

  • 5-я группа: из, под, из-под;

  • 6-я группа: от, до, к;

  • 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

  • 8-ая группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  1. обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;

  2. выяснение отношений между предметами на картинках;

  3. построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;

  4. усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Ниже приведен перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.

Игра: «Кошки - мышки»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;

Научить подбирать нужную схему.



Игра: «Где находится предмет»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;

Научить подбирать нужную схему.





Игра: «Составь схему предложения».

Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом.

ИГРА: «Правильно подними карточку»

Логопед называет словосочетания с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.


Игра: «Сыщики»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;

- Развивать внимание, память, мышление.



Игра: «Кто где?»

Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке.

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему.

Игра: «Бывает – не бывает»

Цель: составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»



(составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»)




Игра: «Что изменилось?»

Цель: Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»;

Развивать внимание, память.


*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой





Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»





Игра: «Мечтатели»

Цель: закрепить у детей умение употреблять предложный падеж




Игра «Еда для животных»

Цель: научить правильно употреблять существительное в предложном падеже.

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже.

Медведь мечтает (о рыбе).

Кошка мечтает (о молоке).

Собака мечтает (о косточке) и т.д.


Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит...

Полочка с книгами висит...

Мишка сидит...

Пирамидка стоит...

Кукла лежит...

Лампа висит...

Дверь находится...

Игра «Исправь ошибки»

Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи».

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.


Сказка «Теремок».

Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок».

Сказка «Репка».

Цель: Составление пересказа сказки «Репка» с использованием предложных конструкций с опорой на сюжетные картинки.


Игра на занятии по физической культуре: «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!»

Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на.

Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!»

Цель: Закрепить значение предлога через.


Игра на музыкальном занятии: «Кто, где стоит?»

Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.


Пересказ рассказа: «Догонялка».

Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка».


ВЫВОД (Слайд 24):

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.


Список литературы (Слайд 25)

  1. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.

  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

  6. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.

  7. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.

  8. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Похожие:

Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconФормирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной...
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие...
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconАвтор: Климкина О. В. Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология Научный к п. н., профессор ДавидовичЛ. Р. Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи
В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние...
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconПрограмма «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №110
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconНп «сибирская ассоциация консультантов»
Особенности речевого и эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница