Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка»




Скачать 15.13 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка»
Дата04.02.2016
Размер15.13 Kb.
ТипДоклад
Доклад на тему:

«Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».


Подготовила:


воспитатель Казакова Е.А.


Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения. Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог родители», «ребенок – ребенок», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В.А.Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, - его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановки нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением пони­мается такая деятельность, которая заключается во взаимо­действии людей с целью обмена и обогащения информаци­ей как познавательного, так и аффективно-оценочного ха­рактера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Результатом общения являются обмен опытом, положи­тельное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятель­ности ребенка.

В жизни ребенка существует две сферы общения — со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.

Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослыми. Этот вид общения развивается на основе дове­рия и защищенности, сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. Дети начинают им подражать. В основе общения с взрослым лежит потребность в контактах с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют по­ощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывает­ся свобода поведения. Он сам становится инициатором обще­ния с взрослыми, к которым обращается за помощью, со­ветом. В таком общении ребенка старшего дошкольного воз­раста привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.


Педагогическое общение.

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогичес­кого общения.

Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятель­ности, создание положительного микроклимата в группе дет­ского коллектива.

В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение дол­жно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.

Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогичес­кого общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не­благополучия детей в условиях детского коллектива.

Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:

  • актуализации типичных и индивидуальных качеств,
    свойств личности;

  • информационную;

  • нормативно-регулирующую;

  • эмоциональную;

  • перцептивную;

  • материнскую.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое вни­мание уделяется развитию коммуникативной компетентно­сти ребенка. Основным показателем и одновременно усло­вием гармоничного социального и личностного развития

ребенка является его отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого чело­века, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Круп­ская).

При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное со­стояние:

  • содержание и характер обращений к ребенку, направ­ленных на организацию его деятельности или поведения;

  • невербальные средства воздействия (мимика, интона­ция, прикосновения, жесты);

  • эмоциональная окрашенность общения;

  • стиль общения педагога, отражающий его индивиду­ально-типологические особенности, уровень культуры (об­щечеловеческой и профессионально-педагогической), жиз­ненный опыт.

В психолого-педагогических исследованиях показана взаи­мосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаи­моотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.

Существует несколько стилей общения пе­дагога с детьми: авторитарный, демократический, попус­тительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пас­сивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания - это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль - взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль - этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необхо­димо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько де­тей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» - реальное и «Я» - потенциальное (в форме желаний, мечты, при­писывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас­сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимос­ти, знании и понимании его потребностей, интересов, по­буждений; в устойчивом, заинтересованном, положитель­ном отношении к личности ребенка, даже в случаях отри­цательных поступков.


Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на орга­низацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, по­буждение его к деловым, личностным, познавательным ви­дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрос­лого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, си­туативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо­приятный или неблагоприятный варианты развития лично­сти ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрес­сивный и т.п.).

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о со­вместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоя­тельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от поста­новки и определения цели деятельности к творческому ха­рактеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие ме­ханизмов саморегуляции, самопроектирования деятельнос­ти.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, парт­нера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства соб­ственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, иг­рушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей ува­жение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального

происхождения, расовой и национальной при­надлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, лич­ностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию по­ложительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4. Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную дея­тельность. В практике зачастую педагогическое взаимодей­ствие построено на прямом указании: что делать, как де­лать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обу­чать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ре­бенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрос­лый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функ­ции общения. В программе «Радуга» раскрывается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с деть­ми в различных видах деятельности.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе со­здаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело­веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этю­ды, разнообразные формы игровой терапии.

Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.


Литература.



  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.

  2. Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)

  3. Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.

  4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.

Похожие:

Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconДоклад на тему: «Оздоровительное плавание в условиях «Школы надомного обучения №367»»
Урок – основная форма занятий по оздоровительному плаванию. Проба Мартине
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconУрок как форма педпроцесса и как форма взаимодействия, параметры психологического анализа урока
Педагогическая психология комплексная дисциплина. Предмет и задачи. Связи с др науками
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconУрок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию
Исследование как форма повышения научно-познавательного интереса учащихся на уроках естествознания
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconЭлектронный вариант портфолио как форма экспертизы профессиональной компетентности педагога

Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconМетодические рекомендации для преподавателей в системе нпо. «Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса в учреждении нпо»
Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconПроекта
Образовательный кластер как эффективная форма взаимодействия с социумом и развития доу
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconДипломная работа общение как один из факторов
Психологические особенности подросткового возраста. 30-33 Общение в подростковом и старшем школьном возрасте. 33-39
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога при взаимодействии с детьми
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconВысшего профессионального образования московский государственный областной гуманитарный институт
Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого...
Доклад на тему: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка» iconПерспективный план центра игровой поддержки детей раннего возраста «Малышок» ципд новая форма помощи семье, где ребёнок в семье, но включается в “единое педагогическое пространство”
Ципд – новая форма помощи семье, где ребёнок в семье, но включается в “единое педагогическое пространство”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница