1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр




Скачать 16.59 Kb.
Название1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер16.59 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... .......... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ ПОСРЕДСТВОМ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР......................................................................... 5

1.1. Игра как естественный для ребёнка способ познания мира..................... 5

1.1.1. Сущность и классификация игр................................................................... 5

1.1.2. Особенности дидактических игр................................................................. 8

1.2. Особенности формирования и развития познавательной сферы

дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром............. 10

1.3. Возможности дидактических игр в систематизации знаний

дошкольников об окружающем................................................................... 15


2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ..................... 23

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23

2.2. Описание используемых методик и результатов констатирующего

этапа эксперимента....................................................................................... 24

2.3. Описание формирующего этапа эксперимента.......................................... 29

2.4. Анализ и описание полученных результатов............................................. 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 37


ВВЕДЕНИЕ


Человек должен уметь решать широкий спектр задач, которые ставит перед ним жизнь. Как правило, большинство этих задач – открытого характера. Они не имеют контрольных готовых решений. Человек должен уметь увидеть проблему, сформулировать задачу, решить ее с максимальной выгодой для себя и окружающего мира.

Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования Кроме того, не формировать знания, а систематизировать их, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности – главный смысл обучения в дошкольном возрасте.

Наряду с наблюдениями, подвижными и творческими играми для расширения представлений детей об окружающем мире широко используются дидактические игры. Дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства ма­териалов, изучает растения, животных. В игре у детей разви­вается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выяв­ляются вкусы и запросы.

Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы мышления, сознания, закладываются начальные элементы культуры.

В отечественной педагогике серьезно разрабатывали теорию игры и, в частности, дидактической игры, следующие ученые: Ушинский К.Д., Блонский П.П., Выготский Л.С., Д.Б.Эльконин Д.Б., Сухомлинский В.А., Газман О.С., Мазаев А.И., Шацкая Н.Н., Бондаренко А.К., Корзун А.В., Миронова Р.М., Гуткович И.Я., Владимирова Т.В., Кишко С.В. и др.

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме использования дидактических игр как средства систематизации знаний дошкольников об окружающем, практическое исследование, направленное на выявление влияния дидактических игр на процесс систематизации таких знаний.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс дошкольников.

Предмет исследования – дидактические игры в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: изучение особенностей применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем и выявление эффективности применения дидактических игр.

Гипотеза: дидактические игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «игровая деятельность»; определить сущность игры как элемента жизнедеятельности ребенка; выявить особенности дидактических игр.

  2. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на систематизацию знаний дошкольников об окружающем.

  3. Провести экспериментальное исследование, выявить эффективность разработанного комплекса игр и сделать выводы о целесообразности применения дидактических игр для систематизации знаний дошкольников об окружающем.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; наблюдение, беседа, тестирование; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


1.1. Игра как естественный для ребёнка способ познания мира


1.1.1. Сущность и классификация игр


Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными сис­темами, занимающимися прогнозированием процессов, обуслов­ленных многими факторами. По мнению Шацкой Н.Н., игра настолько многомерное явление, что исследователи включают в «игровое пространство» искусство, науку, военное дело, финансы, право, любовь – весь человеческий опыт. Вместе с тем это повседневное явление, основа детства, универсальное средство развития ребенка [25, с.37].

Мазаев А.И. дает следующее определение понятия «игра»: «Игра есть вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающее­ся в определенных границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы» [18, с.165] Соотнесение игровой деятельности с «духовно-практическим действием» под­черкивает духовное значение и назначение игры. Приведем еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное Газманом О.С.: «Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не пресле­дует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удо­вольствия от проявления физических и духовных сил» [8, с.9].

Шмаков С.А. определяет игру как «зону» самовоспитания» и считает, что вся воспитательная сущность игровой деятельности отражается в правилах: «Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения» [26, с.101].

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

В воспитательной работе с дошкольниками используется огромное количество игр. И каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. Исходя из назначения игр, способов их организации и т.п., ученые стремятся сгруппировать их. Существует достаточно обширное количество классификаций игр в зависимости от критерия классификации.

К примеру, принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами (дидактические, познавательные, подвижные и др.) и игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые).

Газман О.С. подразделяет игры на подвижные; сюжетно-ролевые (в том числе ролевые, игры-драматизации); компьютерные; дидактические [8, с.6-12].

Более подробную классификацию предлагает Осипова М.П. [6, с.50-58]. На ней мы и остановимся в курсовой работе.

Дидактические. Этот вид игр будет рассмотрен нами подробно в следующем разделе работы.

Познавательные игры. В познавательных играх содержание, способы организации, форма и т.п. подчинены познанию истины, расширению кругозора детей. Пример тому – игры «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Где? Что? Когда?», «Счастливый случай», «Блицтурнир», «Время. Часы», «В стране сказок и приключений» и т.п.

Бесова М.А. отмечает, что существует большое количество видов игры подобного рода: игры-конкурсы; игры-путешествия; пресс-игры; игры-споры, дискуссии, игры-обзоры и т.п. [1, с.96].

Интеллектуальные игры. Можно сказать, что это разновидность как дидактической, так и познавательной игры. Особенность лишь в том, что интеллектуальные игры направлены не столько на результат познания, сколько на развитие интеллекта ребенка, его познавательных процессов (логического мышления, внимания, воображения и т.п.), а также таких качеств личности, как наблюдательность, внимательность, аккуратность и др.

Подвижные игры. Это не только форма активного отдыха детей, но и одна из любимых игр, средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

Сюжетно-ролевые игры. Эти игры имеют большие возможности в развитии фантазии, воображения; включают детей в творческую деятельность, поэтому их часто называют творческими. Сюжетно-ролевые игры нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек – в этом специфика творческих игр.

В ролевых играх Выготский Л.С. на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения этого вида игр [7, с.41]. В них происходит развитие процессов, способствующих преодолению у детей познавательного эгоцентризма, формируются предпосылки к переходу умственных действий на более высокий этап, перестраивается поведение – становится более произвольным.

Игры-драматизации. Представляют собой использование детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит основой для импровизации.

Игра-труд. Это разновидность интеллектуальной игры. Используется как в микрогруппах, так и индивидуально. Интерес к таким играм возникает у детей тогда, когда имеются различные материалы (для «строительства» города, сооружения на основе конструктора и т.п.) Эти игры ценны тем, что каждый ребенок найдет в них дело для души; способствуют развитию воображения, наблюдательности, мыслительной активности и др.

Осипова М.П. выделяет народные игры. Это: познавательные, игры-драматизации, игры-праздники, подвижные и т.п. Народные игры занимают особое место в приобщении детей к национальной культуре. В игре ребенку легче познать язык народа, его традиции и обычаи, историю, черты характера.

Белорусы, как и другие народы, имеют свои самобытные игры, которые, как правило, связаны с земледельческой деятельностью («Просо», «Мак» и др.), с бытом («Слуцкія паясы», «Яшчур» и др.) Опыт использования белорусских народных игр показал, что в процесс их хорошо осваивается родной язык, развивается динамическая речь [6, с.58].


1.1.2. Особенности дидактических игр


Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические. В этих играх ведущая роль принадлежит педагогу, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования.

Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия. Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе – деловыми) [5, с.266].

С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов [2, с.112].

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер, т.е. взрослый может являться равноправным участником игры. Самостоятельная игровая деятельность формирует атмосферу доверия между детьми и педагогом, между самими детьми, основанную на уважении и других личностных качествах [23, с.63].

Отличительной особенностью дидактических игр, по мнению Старжинской Н.С., является наличие у этих игр устойчивой структуры [24, с.3].

Структура дидактической игры:

  • Дидактическая задача. Эта задача определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Так, например в игре «Чудесный мешочек» дидактической задачей является обучение детей узнаванию предметов по характерным признакам, а в игре «Сложи картинку» - упражнение детей в составлении целого предмета из его частей.

  • Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой.
    Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.

  • Игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия [2, с.118].

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconТишкова Александра Николаевна содержание
Приложение 1 – Комплект дидактических игр по знакомству дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconТема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconРоль лекций в развитии познавательной деятельности учащихся
В настоящее время учитель обращает внимание на такие методы и организационные формы обучения, как лекционные занятия. Лекции в зависимости...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр icon1. Режиссёрские игры дошкольников
Охарактеризуйте режиссёрские игры, как разновидность творческих игр. Раскройте особенности режиссерской игры. Перечислите педагогические...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconКурсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»
«Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconРекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ (вкр) (составитель Автушенко А. Н.)
Вкр включает обследование уровня воспитанности, обученности, развития субъекта исследования, разработку и апробацию системы работ...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconКурсовая работа «Дидактические игры в учебном процессе»
Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. 25-38
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconШкольников и педагогов «первые шаги в науку» влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников
Современная школа требует от первоклассника определенных знаний и умений. Для того чтобы ребенок успешно учился, следует начать готовить...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconПрограмма стажировки пояснительная записка
Программа предназначена для стажировки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за организацию питания школьников,...
1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр iconКурсовая работа тема: Влияние дидактических игр
Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница