Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений




НазваниеРоль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер8.78 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений.




"Математику затем учить следует,

что она ум в порядок приводит".

М. Ломоносов.


"… игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу."

К.Д.Ушинский.


Приятно, не правда ли, наблюдать, когда, видя обилие разнообразных игрушек перед собой на прилавке, ребенок просит купить кубики, мозаику, детское домино или другую дидактическую игру? Соглашаясь с ребенком, родители, удовлетворяя главную потребность ребенка играть, одновременно обеспечивают ему развивающую среду. А так ли это необходимо покупать эти игры, зачем они нужны, что представляют собой, являются ли они средством воспитания и формой обучения?

Проблема дидактических игр на разных этапах развития педагогической мысли разрешалась по-разному. Предпринятый нами краткий исторический экскурс, знакомит нас с именами Ф.Фребеля и М. Монтессори.

В классических системах воспитания Фридриха Фребеля и Марии Монтессори дидактическим играм отводилось центральное место, они являлись стержнем всего содержания учебно-воспитательной работы. Фребель первый создал систему дидактических игр как основу воспитательной работы с детьми. Через дидактические игры Фребель стремился дать ребенку представление о признаках предмета, возможность уяснения назначения предмета. Заслуга Фребеля заключается в том, что он первый со всей полнотой вскрыл роль игры в воспитании ребенка дошкольного возраста. Он писал: "В занятиях и играх ребенка с самим собой, в особенности в первые годы его жизни, формируется в согласии с окружающим его миром под его незаметным влиянием не только зародыш, но и сердцевина всей его будущей жизни по отношению ко всему тому, что мы должны признать уже данным в этом зародыше и сердцевине, а именно по отношению к индивидуальной окраске жизни, самостоятельности, будущей личности (и индивидуальности вообще)"1 После Фребеля разработка системы дидактических материалов проводилась Монтессори. В основу воспитания М.Монтессори кладет разработанный ею дидактический материал, посредством которого она осуществляет умственное воспитание ребенка. Монтессори, в противовес Фребелю, на первый план выдвигает занятия с детьми, подчеркивая их роль в развитии и воспитании интеллекта ребенка. Умственное воспитание ребенка Монтессори осуществляет в отрыве от действительности. Она отгораживает ребенка от окружающей жизни, игнорирует значение разнообразных игр и занятий для умственного воспитания ребенка и ориентируется в основном только на специально сконструированный ею дидактический материал.

Если в классических системах Фребеля и Монтессори стержнем всей воспитательной работы являлись дидактические материалы, то представители теории «свободного воспитания», совершенно отвергнув «искусственный дидактический материал», заменили его природным материалом, непосредственным ознакомлением детей с жизнью путем наблюдений, бесед, выполнением детьми практических дел. Природный материал, будучи носителем многих качеств, не мог вполне заменить дидактический, а наличие отвлекающих факторов в окружающей природной среде также не обеспечивало качественного проведения занятий с детьми. Это привело к разбросанности в работе, к стихийности педагогического процесса; стала вновь ощущаться необходимость в применении такого материала, в котором дидактические задачи были бы четко намечены и ограничены.

Нельзя не отметить тот огромный вклад, который внесла в развитие дошкольной педагогической мысли ЕИ.Тихеева. Придавая большое значение игре в деле развития и воспитания детей, она разработала свой дидактический материал, методы работы с ним, а также широко использовала и материал природный. По мнению Тихеевой, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она первая указала на необходимость осуществлять работу с детьми синтетическим путем, с широким использованием разнообразных игр. Надо при этом отметить, что она придавала большое значение сюжетной игрушке и народным токарным игрушкам-вкладышам, используя их как дидактический материал.

В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания известными педагогами и психологам, среди которых Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.

Необходимость в дидактических играх стала ощущаться особенно остро с введением в детском саду обучения.

В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

Работая в детском саду и занимаясь со своим ребенком, я вижу необходимость использования дидактических игр для развития детей. Особенно они оказывают неоценимую услугу при развитии элементарных математических представлений, ведь как просто и быстро усваивает необходимый материал ребенок играя.


Содержание математического образования.


Задачи математического образования.

Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. ( Ф. Энгельс). Она характеризуется высокой степенью абстрактности ее понятий и высокой степенью их общности, что позволяет один и тот же аппарат применять в различных науках.

" Математика имеет задачей не обучение исчислению, - писал Л.Н.Толстой, - но обучение приемам человеческой мысли при счислении, именно эти знания нужны человеку для того, чтобы жить хорошей жизнью".

Математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – всестороннее развитие детей и подготовка к успешному овладению математикой в школе.

В содержание предматематической подготовки детей входят следующие взаимосвязные между собой разделы: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени", с помощью которых осуществляется возможность обучить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики.

Содержание математического образования в детском саду включает следующие задачи:

Формирование:

  • Системы элементарных математических представлений, наиболее важными здесь являются фундаментальные математические понятия, как "множество", "отношение", "число", "величина".

  • Предпосылок математического мышления и отдельных логических структур.

  • Мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  • Приемов умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналога)

  • Умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, строго подчиняться правилам.

Развитие у ребенка:

  • Психических процессов (восприятия, памяти, ощущения, представления)

  • Вариативного и образного мышления.

  • Воображения.

  • Любознательности, самостоятельности, инициативности.

Знакомство с окружающим.

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.


Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий (они выражают сложные отношения и формы действительного мира), историческими и педагогическими традициями в обучении дошкольников, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconЛитература с. 45
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconНаучный доцент кафедры дошкольного воспитания Соленова Регина Ильинична
Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных требований
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему :«Как помочь Буратино?» в подготовительной к школе группе
Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРезультаты работы по развитию элементарных математических представлений
Анализ проведенной работы показал, что в мбдоу созданы необходимые условия для овладения детьми математическими представлениями
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений icon1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр
Сущность и классификация игр
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconПлан: I. Введение. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка. Обоснование выбора темы
Тема: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРеферат «Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»
Актуальность (педагоги и психологи современности по теме, констатирующий эксперимент)
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconРоль лекций в развитии познавательной деятельности учащихся
В настоящее время учитель обращает внимание на такие методы и организационные формы обучения, как лекционные занятия. Лекции в зависимости...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconКурсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»
«Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений iconКурсовая работа «Дидактические игры в учебном процессе»
Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. 25-38
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница