Урок литературы (8 класс)




Скачать 14.79 Kb.
НазваниеУрок литературы (8 класс)
Дата04.02.2016
Размер14.79 Kb.
ТипУрок
Урок литературы (8 класс)

Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

  2. Повторить роды литературы и особенности драмы.

  3. Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

  4. Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока.


1. Введение (слайды 1-4)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

- Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

- Какую информацию вы получили из этой таблицы?

- В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

- Перечислите названные литературные направления.

- Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

- Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке то, что вам не понятно, знаком вопроса.

- Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

2. Повторение пройденного (слайды 5)

-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

3. Объяснение нового.

- Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7 презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

- Кого в 18 веке называли недорослем?

- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

5. Беседа.

- В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

- Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

- Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

- Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

- Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

- Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

- Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

- Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.


Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

  • Принцип рационализма, культ разума

  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

  • Обращение к общественной проблематике

  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

  • Спрямленность подачи человеческих характеров

  • Идеализация героев




Классицизм как литературное направление

- Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

- Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

- Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.


Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

  • Принцип рационализма, культ разума

  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

  • Обращение к общественной проблематике

  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

  • Спрямленность подачи человеческих характеров

  • Идеализация героев




Классицизм как литературное направление

- Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

- Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

- Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.


КАРТОЧКА № 3



Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  • Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)

  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  • Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец









КАРТОЧКА № 2

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.


  • Основа драмы – повествование о событиях

  • Портрет героя – главное средство создания образа

  • В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение

  • Важна роль пейзажа и художественных деталей

  • Авторская позиция выражается посредством лирического отступления



КАРТОЧКА № 1

Черты классицизма

  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

  • Принцип рационализма , культ разума

  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

  • Обращение к общественной проблематике

  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

  • Спрямленность подачи человеческих характеров

  • Идеализация героев



Похожие:

Урок литературы (8 класс) iconЛитература Уроки литературы КиМ 10 класс. Уроки литературы КиМ 11 класс. Репетитор по литературе КиМ 2007. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Художник по костюму»
Информация о наличии электронной учебной литературы, учебных пособий в гбоу нпо плпм спб
Урок литературы (8 класс) iconУрок по литературе. 9 класс (базовый уровень). Автор: Подгорская Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
«Два письма из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»
Урок литературы (8 класс) iconУрок литературы. 9 класс
Цели: расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина; воспитывать уважение к передовым людям России; воспитывать...
Урок литературы (8 класс) iconУрок математики. 4 класс. Урок №73. Тема
Цель: научить детей делить многозначные числа на однозначное письменным способом
Урок литературы (8 класс) iconУрок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе

Урок литературы (8 класс) iconМетодические рекомендации применения цор
Урок Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
Урок литературы (8 класс) iconПолемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Открытый урок в 10 классе в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы «Методика построения современного урока...
Урок литературы (8 класс) iconКонкурс сочинений «Моя мамочка лучшая на свете!»
Заведеева Миши 2-а класс, Климашиной Любы 4-б класс, Ананьевой Ани 2-а класс, Машковой Насти 2-а класс и Емелиной Насти 2-а класс....
Урок литературы (8 класс) iconУрок-квн по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" /11 класс/
Класс делится на две команды. Команды готовят название, приветствие, выбирают капитана (заранее дается домашнее задание –инсценировка...
Урок литературы (8 класс) iconУрок развития речи: «Рецензия как жанр сочинения»
Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница