Учебное пособие для вузов




Скачать 32.53 Kb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
страница1/19
Дата04.02.2016
Размер32.53 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ


Е.В. ГРИГОРЬЕВА


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»


Москва

юяашяьааШ/

^ЧВЛАЛОС

2008

УДК [373.3.016:50](075.8) ББК 74.262я73-1 Г83


Григорьева Е.В.

Г83 Методика преподавания естествознания : учеб. посо­бие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЯАДОС, 2008. — 253 с. — (Учебное пособие для вузов).

ISBN 978-5-691-01696-7. Агентство CIP РГБ.

В пособии приведен анализ организации учебного процесса по естествознанию в начальных классах в рамках образователь­ного компонента «Окружающий мир». Особое внимание уделено вопросам экологического и краеведческого образования учащихся начальных классов.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

УДК [373.3.016:50X075.8) ББК 74.262я73-1


© Григорьева Е.В., 2008

© ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС., 2008
© Оформление. ООО «Гуманитарный изда-
ISBN 978-5-691-01696-7 тельский центр ВЛАДОС», 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Многие годы начальные школы страны работали по еди­ным программам й учебникам природоведения, которые выполняли роль стандартов. Это объединяло педагогическое пространство в государстве.

Растущая в последние годы вариативность начального естественно-научного образования породила ряд проблем. Множество программ и учебников, действующих в начальной школе, дают учителю возможность выбора, но при этом об­разование страдает из-за отсутствия согласованной содержа­тельной основы.

Педагогические вузы страны призваны подготовить сту­дентов к работе в условиях школьной реформы. Современный учитель начальной школы должен грамотно оценить естест­венно-научную программу и сознательно выбрать учебно-методический комплект для своей работы.

В содержании учебного пособия «Методика преподавания естествознания» учтено существование в современной на­чальной школе вариативных программ образовательного компонента «Окружающий мир».

Пособие написано в соответствии с требованиями Государ­ственного стандарта высшего образования для специальности «Педагогика и методика начального образования». В нем изложены систематические знания по учебной дисциплине «Методика преподавания естествознания» в форме, удобной для самостоятельного усвоения. Основные вопросы курса освещаются с позиций классической методики естествозна­ния с учетом вариативных подходов, существующих в совре­менной педагогической науке.

Книга состоит из восьми глав. В начале каждой из них помещены вопросы под рубрикой «Подумай». Они дают воз­можность вспомнить знания из смежных дисциплин, необ­ходимые для усвоения нового материала.

В первой главе книги дается определение методики пре­подавания естествознания как науки, показана ее связь с естественно-научными дисциплинами и другими науками. В главе достаточно подробно рассмотрены методы педагоги­ческого исследования и современные проблемы, стбящие перед методикой преподавания естествознания.

Вторая глава посвящена истории развития методики есте­ствознания. В ней анализируются осббенности естественно­научного образования младших школьников с середины

XVIII в. до настоящего времени. Методика преподавания
естествознания как наука имеет богатейшую историю, поэто-
му все основные вопросы курса рассматриваются с историче-
ских позиций. *

Третья глава содержит перечень общедидактических и спе­цифических принципов отбора содержания начального естест­венно-научного образования. В ней подробно раскрыты крае­ведческий принцип ипринцип экологической направленности обучения. В главе даются рекомендации по экологическому образованию младших школьников в процессе изучения пред­метов образовательного компонента « Окружающий мир ».

В четвертой главе раскрывается понятие Государственно­го образовательного стандарта, приводится содержание, цели изучения и условия взаимодействия федеральной и регио­нальной составляющей образовательного компонента «Ок-ружающий^мир».

Пятая глава содержит методические рекомендации по формированию и развитию естественно-научных понятий у младших школьников. Этот вопрос рассматривается как с позиций эмпирической теории познания, так и с точки зрения технологий развивающего, обучения.

В шестой главе характеризуется материальная база обу­чения естествознанию: приводится систематизация средств обучения и рекомендации по их использованию; дается опи­сание учебно-опытного участка и географической площадки для начальной школы.

Седьмая и восьмая главы посвящены методам и формам организации обучения естественно-научным дисциплинам в начальной школе. Они рассматриваются на основании классификации, исторически сложившейся в методике ес­тествознания. В то же время раскрыты особенности методов и форм учебной работы в технологиях развивающего обу­чения.

Каждая глава заканчивается вопросами и заданиями, помогающими контролировать самостоятельное усвоение знаний по курсу.

В пособии даются задания для самостоятельной работы, позволяющие творчески решать методические вопросы.

Выработка у будущих учителей необходимых методиче­ских умений и навыков осуществляется на лабораторно-прак-тических занятиях и во время прохождения педагогической практики.


Глава I ■ %ff;/'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Вспомните

  1. Как называется раздел педагогики, который изучает теорию обуче­ния? Что-является предметом его исследования?

  2. Какие методы используются в педагогическом.и психологическом исследовании?

  3. Какие проблемы стоят перед педагогической наукой на современном этапе развития образования?


Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе раз­вития общества особую значимость приобретают естественно­научные знания.

Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысяче­летии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с приро­дой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-науч­ной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания естествознания.

Курс «Методики преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию есте­ственно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».

Теоретической базой данного курса является предшест­вующее изучение естественно-научНых дисциплин, педаго­гики и психологии. Выработка практических умений и на­выков осуществляется в процессе прохождения педагогиче­ской и полевой практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.

Изучение методики естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обу­чения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественно-на­учного цикла в начальной школе.

Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфи­ческие методы исследования, поэтому является наукой и-занимает особое место среди других наук.


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Методика преподавания естествознания относится к сис­теме педагогических наук и опирается на основные дидакти­ческие принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.

Естествознание — это система наук о природе, совокуп­ность естественных наук, взятая как целое.

В широком смысле понятие «природа» определяется фи­лософией как все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реаль­ность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движе­нии и изменении. В этом значении природа стоит наряду с понятиями «материя», «универсум», «Вселенная».

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живы­ми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль приро­ды в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой дея­тельности.

В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объ­екта науки о природе (отрасли естествознания) делятся фило­софией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, хи­мия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естест­венные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

Естествознание как учебный предмет тесно связан с наука­ми о природе, но между школьным предметом И естественны­ми науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономер­ности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. Цель учебного предмета — сообщать учащимся элементарные све^ дения о добытых наукой фактах и закономерностях, выраба­тывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Структура знаний и форма их из­ложения в учебном предмете определяются общепедагогиче­скими и специфическими принципами, свойственными мето­дике естествознания. «Научное и педагогическое изложение науки, — писал К.Д. Ушинский, — две вещи разные, и педа­гоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические»1.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предме­тов основной школы. Реализация начального естественно­научного образования требует высокой квалификации учи­теля.


1УшинскийКД. Избр. иед. соч. — М., 1945. — С. 514.

Одной из важнейших задач методики преподавания есте­ствознания является выяснение соотношения между наука­ми о природе й учебным предметом и на основе этого осуще­ствление отбора учебного материала. . ч

Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьни­ков, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

  • правильно выделить цели начального естественно-на­учного образования;

  • определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

  • разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

  • выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естество­знания.

Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики естествознания.


СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ


Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о ко­торых говорилось выше. Естественные науки предоставля­ют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и мето­ды изучения природы.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разраба­тывает систему общих принципов и методов познания. Фи­лософские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая ос­мысливает место человека в окружающем его мире.

На основании диалектической теории познания разраба­тывается методика формирования и развития естественно­научных понятий. В определении основных понятий мето­дики, таких как «содержание обучения», «формы обучения»,

«методы обучения», можно легко обнаружить их философ­ское происхождение.

Процесс обучений подчиняется основным диалектическим законам:

  • закону перехода количества в качество;

  • закону единства и борьбы противоположностей;

  • закону отрицания отрицания.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, Которой являются противоре­чия между потребностями общества и уровнем развития сис­темы образования. Любые методические наработки, получен­ные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Наиболее традиционной является связь методики естест­вознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику зна­ниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разра­батывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Нельзя строить теорию методики в отрыве от общих теорий обучения и воспитания. Современ­ные педагогические концепции оказывают огромное влияние на развитие методической науки. В настоящее время в мето­дике естествознания появилось несколько альтернативных направлений развития, в основе которых лежат педагогиче­ские технологии развивающего обучения. Под технологиями обучения понимается такое «направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов»1. Предполагается, что педагогическая технология может быть воспроизведена любым учителем. Ниже будут рассмотрены особенности методики преподавания естественно-научных курсов в системах развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Б. Эльконина— В.В. Давыдова.


1 Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. ШИ. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 167.

2 Герцен АЛ. Собр. соч., — М. — т. 3. — С. 129-130.

Современная педагогика не может не принимать во вни­мание новые технологии обучения, но в то же время «ничего не может быть ошибочнее, как отбрасывать прошедшее, слу­жившее для достижения настоящего»2. Методика естество­знания прошла сложный, неоднозначный, но безусловно, интересный путь развития, являющийся частью историче­ского пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса — методический прием, впервые. предложенный Н.М. Верзилиным. ' ;>;<f'

При разработке методических основ преподавания началь­ного курса естествознания нельзя не обратиться к психоло­гии, исследующей закономерности развития психики млад­ших школьников. Возрастные особенности детей учитыва­ются при отборе содержания материала курса естествознания по годам обучения. Идеи психологии лежат в основе плани­рования различных видов деятельности на уроках естество­знания. Особенно важно для учителя знать особенности протекания познавательных процессов детей. Это поможет определить условия образования представлений и понятий в сознании ученика. «Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательно­го процесса, протекающего в сознании ученика»1.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особен­ностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодейст­вие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и прак­тических задач.

На каждом этапе развития общества перед всеми сущест­вующими науками встают определенные нерешенные про­блемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следую­щие актуальные проблемы:

ш определение обязательного минимума знаний, умений и навыков, входящих в содержание образовательной области «Естествознание» Государственного образова­тельного стандарта;

■ выделение федеральной и национально-региональной
составляющей начального естественно-научного обра-
зования по годам обучения;

1 Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. — М., 1954. —С. 61.

ш выбор оптимальных форм, методов и средств препода­вания курса естествознания в начальной школе;

  • разработка эффективных механизмов интеграции естр-ственно-научных и обществоведческих знаний;

  • издание учебно-методических комплектов, обеспечи­вающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;

  • разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.

Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в на­стоящее время перед методикой естествознания. Они реша­ются в процессе проведения научных исследований.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке опреде­лились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы реше­ния научно-исследовательских задач.

Научное обоснование методов исследования дает методо­логия, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

  • системный подход, позволяющий рассматривать от­дельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изоли­рованно, а во взаимосвязи и взаимодействии; /

  • личностный подход, который требует ориентации учеб­ного процесса на отдельную личность, признание ее уни­кальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

  • деятельностный подход, ставящий ребенка в позицию' субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

  • культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой обще­ственных и духовных ценностей.


1 См.: Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Ширя­ев и др.; под ред. С.А. Смирнова. 2-е изд. — М., 1999.

В педагогике выделяются и другие методологические прин­ципы — полисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, — которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и оп­ределить стратегию и способы их разрешения1. ■ Одной из главных задач методики естествознания являет­ся познание и совершенствование процесса естественно-на­учного образования младших школьников. Для ее решения применяются общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика), частнонаучные методы, используемые в педагогике, и предметно-тематические, которые присущи дидактике и более узкой ее отрасли — методике преподавания естествознания.

Мы рассмотрим только те методы, которые наиболее ши­роко применяются в методических исследованиях.

Главные требования к любому методу—это объективность, т.е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скоро­спелых выводов. Второе требование — надежность, т.е. одно­значность результатов при проведении повторных исследова­ний и одинаковость результатов у разных исследователей. Третье требование — валидность (обоснованность) — способ­ность выбранного метода изучать именно те особенности про­цесса обучения, которые интересуют исследователя. Последнее требование — точность информации — определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.

Все методы педагогического исследования можно разде­лить на несколько групп.

Теоретические методы основаны на применении мысли­тельных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобще­ния и конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источ­ников, школьной документации, изучение массового опы­та учителей и т.п. Эти методы помогают определить пробле­му исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть ги­потезу.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприт ятии объектов и служат для накопления фактического мате­риала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.

Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимаю­щих участие в исследовании. Это анкетирование и интер­вьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированное™ знаний и умений уча­щихся.

Математические методы (методы описательной стати­стики и теории статистического вывода) основаны на обра­ботке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:

  • регистрация, т.е. запись с целью учета и системати­зации количественных данных о наличии или отсут­ствии исследуемого параметра (например,-числа учеников, выполнивших задание правильно и непра­вильно);

  • ранжирование ^— расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо по­казателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду (например, составление перечня трудных понятий);

  • шкалирование — введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведе­ния опроса испытуемых (например, о трудности изуче­ния определенных тем курса);

  • определение средних величин — среднего арифметиче­ского, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя), ко­эффициента вариации и др.;

  • сравнение полученных результатов с нормой, при ко­тором выявляются отклонения от заданных показа­телей.

Эти методы позволяют определить достоверность полу­ченных в процессе исследования данных. Для проведения статистических подсчетов имеются математические фор­мулы. В настоящее время существуют компьютерные про­граммы, позволяющие провести статистическую обработку, после которой собранный материал может стать достоянием науки.

Рассмотрим основные методы педагогических исследова­ний без их группировки.

1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, про­грамм и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием про­шлых лет и современным состоянием проблемы исследова­ния, Приэт,ом анализируется достигнутое, отбираются цен­ные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

  1. Изучение массового опыта учителей прмогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить ти­пичные ошибки в преподавании.

  2. Педагогическое наблюдение — один из основных мето­дов эмпирического исследования .'Он определяется как непо­средственное восприятие исследователем изучаемого педаго­гического процесса. Различаются непосредственное и опо­средованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (на­пример, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневни­ках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

  3. Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, кон­трольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят стати­стическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом*

  4. Педагогический эксперимент относят к основным ме­тодам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествозна­ния обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — кон­статирующий этап — помогает выявить типичные недос­татки и затруднения в обучении школьников основам есте­ственных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором— обучающем (формирующем ) этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап экс­перимента протекает в естественных условиях образова­тельного процесса по типу вариативного, для которого харак­терно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных) с выравненными начальными параметрами условий, подвергающихся экспе­риментальной проверке, и сравнению результатов обучения. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффектив­ность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализа­ции учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспе­чивает соответствие между запроектированными и получен­ными результатами.

Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования. При этом нужно учитывать условия проведения научной работы.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с при­родой исследуемого явления;

  • принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть по­лучен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправдан­ности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образо­вания. Тем не менее даже отрицательные результаты экспе­римента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обу­чать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине»1.


1Ушинский КД. Избр. пед. соч. — М., 1945. — С. 41.

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.

Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное со­держание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми. ;


Вопросы для контроля

  1. Что является предметом изучения методики препода­вания естествознания?

  1. Почему она входит в систему педагогических наук?

  1. Что является объектом изучения естествознания как науки?

  1. Чем определяется классификация наук о природе?

  2. В чем отличие науки от учебного предмета?

  1. С какими науками связана методика преподавания ес­тествознания?

  2. Каковы методы исследования методики естествознания как науки?

  3. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?

КоржуевАЛ. Содержательная и логическая корректность педагогиче­ских исследований // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 8-12.

КыверялгАА. Вопросы методики педагогических исследований. — Тал­лин, 1971.

Немое Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. — 3-е изд. — М., 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статис­тики.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.

Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Ширяев и др.; под ред. С.А. Смирнова. 2:е изд. —М., 1999.


Задания для самостоятельной работы

  1. Начертите схему, показывающую межпредметные свя­зи методики преподавания естествознания.

  2. Покажите на примере одного из курсов окружающего мира для 1 класса,1 какие знания интегрируются в сис­теме «человек, природа, общество».

  3. Определите и запишите этапы проведения педагогиче­ского исследования по выбранной вами методической проблеме.


Рекомендуемая литература

Бабанский ЮЖ. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.

Беспалько ВЛ. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. ВалеевГЛ.. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. — 1999. — № 5.

Загвязинский ВЛ., ЗакироваА.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагоги­ческого исследования // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 9-14.

XVIII ВЕК

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов Таганрог 2007
Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»....
Учебное пособие для вузов iconСписок литературы с 11. 12. 2012 по 25. 01. 2013 естественные науик математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов /Д. Ю. Снежков
С-16 Проектирование мостовых и строительных конструкций: учебное пособие умо /П. М. Саламахин. М
Учебное пособие для вузов iconСписок литературы с 15. 01. 2013 по 15. 02. 2013 естественные наки математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие. 9-е изд. Допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению "Технические науки" (550000) isbn 978-5-8114-0123-9
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по техническим специальностям
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Хованская И. А
Учебное пособие по курсу "Теория вероятностей" покрывает основные разделы стандартной программы курса для студентов экономических...
Учебное пособие для вузов iconА. А. Андреев Педагогика высшей школы
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов непедагогических вузов, кроме того, оно может быть полезно преподавателям...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов вузов,обуч по спец."Металловедение,оборудование и технология термической обработки метал. "
Белоус М. В. Физика металлов: Учебное пособие для студентов вузов,обуч по спец."Металловедение,оборудование и технология термической...
Учебное пособие для вузов iconПсихолого-педагогических научных исследований учебное пособие Павлодар удк 37: 001. 89 (075. 8)
Учебное пособие предназначено для учащихся колледжей, студентов педагогических специальностей вузов, магистрантов, аспирантов, соискателей...
Учебное пособие для вузов iconПедагогика высшей школы (Новый курс)
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов непедагогических вузов, кроме того, оно может быть полезно преподавателям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница