К народным традициям




НазваниеК народным традициям
Дата04.02.2016
Размер5.62 Kb.
ТипДокументы
ВОСПИТАНИЕ У СТУДЕНТОВ УВАЖЕНИЯ

К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

(Из опыта работы)


Голубенцева В.А., преподаватель ГБОУ СПО

Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга


В современном образовании большое значение уделяется изучению традиционной народной культуры. Можно много и убедительно дискутировать об игровом и культовом значении куклы в истории человечества и на современном уровне развития.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов.

Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т.д.

Изготовленные своими руками традиционные русские куклы несут черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось и имущественное состояние человека, и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее устойчивые формы русской одежды, характерные для той или иной губернии.

В этой статье я хочу поделиться опытом использования практических занятий по изготовлению народных кукол для приобщения студента к чарующему миру куклы, дать ему возможность попробовать изготовить ее своими руками, вернуться еще раз в волшебный мир детства.


Как проходили наши занятия?

Вначале мы беседовали об особом месте куклы в жизни человека. Кукла- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и сопровождала человека с рождения до глубокой старости.

Так как куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях, то считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Безликость традиционной куклы идет из древности. Это связано с обереговой функцией: взгляд куклы может передать ребенку плохую энергетику.

Изготовление каждой куклы сопровождалось рассказом о предназначении данной куклы, затем студенты подбирали материал и …начиналась творческая работа по изготовлению. Пусть в самодельной кукле не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Материал, из которого изготавливались куклы, разнообразный: это и мочало, и солома, текстиль, нитки, вата и т. д.

Первые куколки изготавливаются без помощи иглы (на конструктивной основе-скрутке) простым кручением лоскутков, закрепленных нитками. Такие куклы могут делать дети 4-5 лет-будущие воспитанники студентов.

При изготовлении игровых кукол, более сложных по технологии, участникам занятий предлагается сшить целую семью. С такими куклами можно уже проводить сюжетно-ролевые игры: свадьба, семья и т.д.

На современном этапе «игровое» направление в образовании – новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и в младших классах школы). Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию и так же облегченный способ приобретения полезных знаний.

При изготовлении обрядовых кукол: масленица, коза, мировое древо и т. д. участники занятий знакомятся с бытом и традициями русского народа. В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Знакомимся мы на занятиях и с традиционными русскими праздниками, которые в той или иной мере связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы.

Мы считаем, что ручные умения, приобретенные на занятиях студентами, в сочетании со знаниями обрядов и традиций русского народа, формируют у учащихся интерес к русской культуре и желание передать свой опыт будущим воспитанникам.


По окончании курса изготовления кукол мы организовывали выставки творческих работ студентов. Фото наших русских кукол можно увидеть на сайте колледжа:

www. kollege 4@mail.ru.

Надеемся, что наше увлечение найдет сторонников и среди студентов, и у руководителей кружков и студий для организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


Литература.

  1. Берстенева Е., Догаева Н.. Кукольный сундучок. Традиционные народные куклы своими руками. Белый город.2011.

  2. Котова И.Н.,.Котова А.С. Русские обряды и традиции. Санкт-Петербург. Паритет. 2009.

  3. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. АППО.С-Петербург. Кафедра истории педагогики. 2005.

  4. Шайдурова Н.В. Традиционные тряпичные куклы. Детство-Пресс. 2011.

Похожие:

К народным традициям iconПрограмма по внеурочной деятельности «краеведение» Актуальность. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.
Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью...
К народным традициям iconПояснительная записка. Актуальность
Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в...
К народным традициям iconВсё своё творчество посвящаю священному Горному Алтаю! внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Л. Кокышева поэту, прозаику
Приобщить детей 1 класса к национальной культуре алтайского народа, его традициям, быту
К народным традициям iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
«Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление...
К народным традициям iconКонспект занятия (непосредственно образовательная деятельность) по проектным технологиям в подготовительной группе
Проблема: Недостаточные знания детей о русских народных промыслах, в частности о хохломской росписи; отсутствие интереса к национальным...
К народным традициям iconВ лесу родилась елочка (новогодний калейдоскоп) Цели
Цели: расширить знания учащихся по истории; познакомить с новогодними традициями на Руси й в других странах; развивать познавательную...
К народным традициям icon• российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона
В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники оу (учителя, педагог-организатор, социальный...
К народным традициям iconМетодические рекомендации по подготовке программ патриотического воспитания обучающихся
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем...
К народным традициям iconПедагог-психолог моу «Лицей №1 пос. Львовский» Львовский 2012
С другой, становится значимой задача развить в них патриотические чувства, любовь к истории, традициям родного края. Именно эти цели...
К народным традициям iconПрограмма курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница