Скачать 6.68 Kb.
|
Кузнецова Н.М. Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологийМатериал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»Перейти к: навигация, поиск Кузнецова Надежда Михайловна, Марийский государственный университет В работе представлена схема анализа урока с применением информационно-коммуникационных технологий и даны методические рекомендации по ее использованию. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства. При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему. Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ. Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:
В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:
Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе. Литература
|
![]() | «Виды познавательной деятельности учащихся в учебном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий» «Применение международных информационных технологий: инженерно-техническое сопровождение применения икт в учебном процессе» | ![]() | Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий Теоретические основы управления педагогическим коллективом школы при освоении новых информационно-коммуникационных технологий |
![]() | «Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе историзации школьного курса математики» Ческого построения научного контекста математики. Одним из наиболее перспективных направлений реализации гуманитаризации школьного... | ![]() | План-конспект урока Предмет география Класс 7 Тема Цель: Изучить гп евразии, историю освоения и изучения материка с использованием новых информационно-коммуникационных технологий |
![]() | Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Технологии: интерактивная доска, компьютеры, презентации, виртуальная лаборатория электронного издания «Математика, 5-11» исполнитель:... | ![]() | Отчет по научно-исследовательской работе «Анализ существующего уровня доступности культурного наследия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий,... |
![]() | Отчет по научно-исследовательской работе «Анализ существующего уровня доступности культурного наследия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий,... | ![]() | Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» |
![]() | Реферат по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе» | ![]() | «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном (образовательном) процессе» Целью изучения дисциплины является знакомство будущих педагогов с возможностями, особенностями и основными направлениями использования... |