Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок»




Скачать 19.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер19.81 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

районный центр дополнительного образования детей «Спектр»

Социально-гуманитарный отдел



Согласованно:

Директор МБОУ Излучинская

ОСШУИОП № 1

Н.А. Зеленская______________

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора МБОУ РЦДОД «Спектр»

С.Ф. Эрик_________________

Приказ от _________2012 г. №____

Принята педагогическим советом, протокол заседания

от _______2012 г. № ________











Рабочая программа учебного курса

по экологии «Лесовичок»

для обучающихся 11-13 лет

одного года обучения







Составитель: Федюнина Елена Андреевна

педагог дополнительного образования




Излучинск,

2012-2013




Реквизиты.

Федюнина Елена Андреевна, учитель географии в МБОУ «Корликовская ОСШ», имеет I квалификационную категорию, учёных степеней и званий нет.


Краткая аннотация программы.


Рабочая программа кружка по экологии (3 часа в неделю/105ч всего) составлена с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного образовательного учреждения ХМАО «Институт повышения квалификации и развития регионального образования».

Программа предназначена для учащихся 5–6 классов общеобразовательной средней школы.


Структурные компоненты программы.

Программа состоит из двух частей, и включает в себя: «Экология моего посёлка» и «Окружающая среда и сохранение здоровья человека».


Цель курса.

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся.


Где можно использовать программу кружка.

Во внеурочной деятельности, на факультативах, индивидуальных занятиях.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

4


Концепция (основная идея) программы.

4


Главная цель, задачи кружка.

6


Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.

7

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

8

Система оценки достижений учащихся. Этапы педагогического контроля.

9


Уровни усвоения учебного материала.

9


Формы подведения итогов реализации программы.

11


Содержание программы.

11


Календарно – тематическое планирование.

13

Литература (информационная, практика, внеклассная работа, справочники, Интернет-ресурсы).

18



Пояснительная записка.


Адрес: Муниципальное образовательное учреждение «Корликовская общеобразовательная средняя школа», ул. Дружбы, 2а, с.Корлики, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), 628651

Тел/факс: (3466) коммутатор 21-40-92 телефон 4-68, 3-97,

e-mail: , skorliki@mail.ru


Концепция (основная идея) программы.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Воспитание экологической культуры у современных школьников

- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 6 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают природу родного края, особенности коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах. В связи с тем, что многие учащиеся в посёлке знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то курс мероприятий таких как «Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение)», помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Режим занятий: всего 105 часов - полуторачасовые занятия два раза в неделю. Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 13 лет.


Главная цель кружка:

формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:



  • Воспитание экологически грамотного человека.

  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интрнет-ресурсами.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Описать население села Корлики, демографическое состояние села.

  • Изучать растительный и животный мир родного края.

  • Изготовление поделок из природного материала.

  • Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.

  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.



Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 – 13 лет переживают важный этап – вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: мена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.

Для успешного обучения необходимо знать:

  1. Психологический статус ребёнка этого возраста.

  2. Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.

  3. Ребёнку необходимо освоить новый для него вид интеллектуальной деятельности:

- выявление отличий и сходства различных объектов;

- комбинация информации по разным признакам;

-способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;

- альтернативные объяснения фактов и явлений.

Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.


Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.


Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.


Система оценки достижений учащихся.

Этапы педагогического контроля.

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1


Умение выполнять практические работы.

Экскурсии, проекты

В течение года


2


Навыки поведения в природе


Составление правил

Во время экскурсий

3


Умение раскрывать экологические понятия



Тестирование

По итогам изучения темы

4

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Викторина

В течение года


5

Знание терминов, понятий.

Самостоятельная работа

По мере необходимости




Уровни усвоения учебного материала.

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:



  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.



Учащиеся должны знать:



  • правила поведения в природе;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • экологическую ситуацию посёлка Корлики и его окрестностей; демографическую обстановку;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • особенности растительного и животного мира Нижневартовского района;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;

  • основы здорового образа жизни;

  • влияние вредных факторов на здоровье человека;

  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;



Учащиеся должны уметь:



  • оценивать экологическую ситуацию;

  • ориентироваться на местности;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • составлять температурные графики;

  • составлять карту местности;

  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

  • правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • изготовлять поделки из природных материалов;

  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;

  • выполнять учебные проекты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.



Формы подведения итогов реализации программы:



  • выставки поделок из природных материалов;

  • фотовыставки;

  • защита проектов;

  • соревнования, турниры, конкурсы;

  • демонстрация презентаций, экологических представлений;

  • участие в районных конкурсах.



Содержание программы.

Введение (2ч)

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.


  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconСпортивно-педагогический техникум спарта москомспорта
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Ебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа Пояснительная записка
...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 «А» класса составлена на основе следующих...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconП. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса
Изучение курса истории в 10-11 классе на профильном уровне направлено да достижение следующих целей, обозначенных в государственном...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа по направлению «Органическая химия»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Одержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...
Рабочая программа учебного курса по экологии «Лесовичок» iconРабочая программа по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии и экологического образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница