Мбдоу "Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области"




Скачать 10.96 Kb.
НазваниеМбдоу "Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области"
Дата04.02.2016
Размер10.96 Kb.
ТипДокументы

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Шебекино Белгородской области"



... Образование не есть нечто, что

Делает с ребенком учитель;

образовать себя из

зародыша может только сам ребенок

посредством приобретения

собственного жизненного опыта.

М. Монтессори


Монтессори-педагогика отметила свой вековой юбилей. О ней говорят, пишут, спорят: кто с восторгом и восхищением, кто с недоверием и осторожностью, кто с негодованием. В Россию первые дидактические материалы по методике и идею возродить в нашей стране эту систему в 1991 г. привезла из Голландии журналист и педагог Елена Хилтунен. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог и психолог - в начале прошлого века разработала свою систему преподавания.

В педагогике Марии Монтессори урок соответствует эксперименту. В основном он носит индивидуальный характер. Коллективные уроки в педагогике Монтессори второстепенны, так как дети, пользуясь свободой, не способны сидеть смирно на месте или присматриваться к тому, что делает наставница (воспитатель). Готовясь к уроку, воспитатель должен тщательно взвешивать и учитывать каждое слово. Для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори сформулировала такое правило: "Веди счёт словам своим".

Вторая особенность урока в педагогике Марии Монтессори – его простота. В нем нет ничего, кроме безусловной истины. Воспитатель не должен расплываться в словах, слова должны быть по возможности проще и сообщать только правду.

Третье качество урока – его объективность. На виду должен оставаться только объект, на который она хотела бы обратить внимание детей.

Что же такое «круг» в педагогике Марии Монтессори?

В практике Монтессори используются разные общие занятия, проводимые с детьми группы. Так как для проведения их дети собираются на ковре в круг, чтобы, общаясь, видеть лица друг друга, они и получили названия «кругов».

Круги бывают тематические – по направлениям развития ребенка (по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и т.д.); проводятся круги, называемые «уроками социальной жизни». Такие круги длятся 15-20 минут. Также проводятся мини круги и рефлексивные круги.

Мини круги названы так из-за их небольшой продолжительности, примерно 10 минут. Они проводятся утром, перед началом свободной деятельности в развивающей среде. Основная цель этих кругов очень важных, на наш взгляд, в плане налаживания социальных отношений, – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу.

Если задача мини круга – настроить детей на волну доброжелательности и трудолюбия, то задача рефлексивного круга дать возможность детям научиться оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые он испытывал сегодня: радости от того, что научился новому, удовлетворения от того, что помог кому – то, огорчения из-за того, что не все получилось.

Наш детский сад работает по образовательной программе ДОУ, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.) и в то же время мы используем Монтессори-педагогику как технологию образовательной работы с детьми.

Участвуя в экспериментальной работе, мы стали включать в свою работу занятия в кругу. Для нас круг – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке; рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение. Круг – это гарантия защищенности. Начало круга похоже на короткую медитацию, а затем мы начинаем беседу, общий разговор, чтение вслух или групповую работу с материалом. Содержание наших кругов очень разнообразно. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Все это можно назвать открытием мира.

В ходе реализации образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье» в группе мы проводили такие тематические кругу, как «Имена планет», «Как ходят в Индии», «Звуки в кругу» и другие. Для проведения занятий в кругу мы берем материалы М. Монтессори в соответствии с выбранной тематикой. Так, при проведении занятий практической направленности используем материалы из зоны практической жизни; для занятий по сенсорному развитию выбираем материалы сенсорной зоны, такие как «Вкусовые бутылочки», «Цилиндры с запахами», «Волшебный мешочек» и другие; при проведении занятия «Звуки в кругу» использовались материалы языковой зоны «Начало. Середина. Конец», «Подвижный алфавит», «Картинка-слово». Несмотря на то, что занятия в кругу длятся не более пятнадцати минут, на них дети получают новые знания, закрепляют пройденное, делают выводы.

Утром мы проводим мини круги. В план проведение мини кругов мы включаем коммуникативную игру или забавный стишок, поговорку, которые читаем все вместе или по ролям. На мини круге дети делятся новостями, принесенными из дома, показывают всем найденный по дороге в детский сад красивый лист или рассказывают о прочитанной вечером сказке. Мини круги учат детей терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди. Заканчиваем мы круг настроем на спокойную, интересную, дружную работу в уголках и зонах подготовленной развивающей среды.

В конце рабочего дня перед вечерней прогулкой мы проводим рефлексивные круги. На них подводим итоги прошедшего дня, отмечаем, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т.д. Даем оценку своей деятельности с помощью «языка чувств». Мы помогаем детям вспомнить нравственные ситуации, и если они не были разобраны на уроке социальной жизни, то их обсуждаем на рефлексивном круге. Заканчиваем рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями перед уходом домой.

Главная задача воспитателя состоит не в том, чтобы дать ребенку как можно больше знаний, а в том, чтобы зажечь в душе ребенка огонь познания, разбудить его воображение, чтобы он двигался самостоятельно, а среда и учитель ему помогали.

Необходимым навыком Мария Монтессори считала умение слушать. Исходя из этого, она придумала игру "Тишина", отлично понимала эту необходимость замедлиться, прислушаться, помолчать.

В группе Монтессори всегда приятный рабочий гул и все же, любимое занятие детей – игра в тишину. Это когда они все вместе создают тишину. Эта тишина отличается, от той, когда взрослый хлопает или командует: ‘Тишина!’ и они повинуются. Игра  в тишину - это собственное желание детей, и все тело вовлечено в этот процесс. Чтобы создать тишину, они должны достичь определенного контроля над своими мускулами. Контроль этих действий осуществляется в задней части мозга, который называется мозжечок.

Классический урок тишины, разработанный М. Монтессори выглядит так. Дети спокойно, в свободной позе сидят за столами. Педагог просит их положить головки на сложенные на столе руки, предупреждая, что сейчас будет урок тишины. Положив головы на руки, дети не произносят ни звука сами, прислушиваются к окружающим звукам. Через некоторое время, педагог тихо, еле слышно, произносит имя ребенка. Ребенок должен тихо встать и выйти из комнаты. Затем педагог вызывает следующего ребенка и так, пока все не покинут класс. Длительность урока может быть от одной минуты до 5-7 минут. И это время наращивается постепенно, по мере возрастания у детей усидчивости, терпения.

Мы практикуем такое упражнение (с выходом из группы) после занятий перед прогулкой.

Варианты классического урока тишины могут заключаться во внесении воспитателем разных заданий:

-тихо встать и перенести стул на ковер;

-тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, чтобы не нарушать общей тишины в группе и т.п.

Со временем изменяем способ сообщения о наступлении урока тишины: сначала об этом воспитатель сообщает обычным голосом: «Начинается урок тишины», затем сокращает свое предупреждение до одного лишь слова «Тишина», причем и громкость голоса понижается. Изменяться может и поза детей. Можно сидеть в кругу на коврике и даже лежать, если позволяют условия.

Есть и второй вид уроков тишины, направленных на развитие слухового восприятия. Во время проведения таких уроков мы предлагаем детям прислушиваться к звукам окружающего мира, узнать их. Когда воспитатель попросит детей назвать, что же они слышали, ребята по очереди рассказывают, сравнивают, стараются догадаться, звук был результатом человеческой деятельности или деятельности природных сил.

Вариант такого урока: мы заранее готовим предметы и материалы (деревянные призмы, две металлические ложки, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.п.), которые издают разные звуки, и прячем их за небольшой загородкой. Первоначально открыто показываем детям приготовленные предметы и материалы, вместе называет их, обсуждаем, из чего они сделаны, производим ими звуки и просим детей запомнить. Затем произносим слово «Тишина». Начинается урок тишины. Задача детей сидеть очень тихо и вслушиваться в звуки, производимые педагогом, запоминать их последовательность. Начиная с двух-трех последовательных звуков, постепенно доводим их до 6-8. По прошествии установленного времени педагог начинает просить детей по очереди подойти и тихо сказать на ушко, что он слышал. Когда скажут все, рассказываем детям, в какой последовательности и какими предметами и материалами производили звуки. Дети имеют возможность сопоставить свои ответы и проверить свою внимательность и память. Аналогичные уроки могут проводиться с материалами на развитие слухового восприятия – шумовыми цилиндрами и колокольчиками.

Также проводим уроки тишины во время свободной работы с материалами. Такие уроки тишины имеют место в том случае, если видим, что дети в группе стали шумнее обычного, что нарушается привычная рабочая атмосфера. Для этого постепенно приучаем детей реагировать на определенный звук, например, звон колокольчика, и т.п., призывающий всех на 1-3 минуты погрузиться в тишину, а затем продолжить свои занятия.

Чем же игра в «тишину» полезна детям? Она развивает слух ребенка, его лингвистический интеллект. Она успокаивает его, учит различать звуки, регулировать громкость своего голоса и, конечно, контролировать себя. Когда в "Тишину" играют несколько людей, эта деятельность сближает. Мария Монтессори верила, что "Тишина" способствует духовному развитию детей.

Вот уже сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет.

Похожие:

Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconДоклад муниципального бюджетного
Мбдоу «Детский сад» функционирует с 1977 года, с 2007 учреждение прошло аккредитацию с присвоением статуса мбдоу «Детский сад общеразвивающего...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПрезентация достижений обучающихся и педагог
Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №209 «Чапаёнок» (далее – мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №209»), а также регламентирует...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПрограмма разработана Творческой группой педагогов мбдоу «Детский сад №41»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №41 с приоритетным осуществлением...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconДоклад мдоу детский сад №6 общеразвивающего вида
Статус Дошкольное образовательное учреждение, детский сад общеразвивающего вида, вторая категория
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconО сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211» (далее – мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №211»), а также регламентирует технологию...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПлан работы мбдоу «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области на 2012-2013 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области» открыт...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconКонцепция мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №85» на 2012 2015учебный год. Современный детский сад
Современный детский сад – это сложная система эффективного взаимодействия всех направлений внутренней и внешней его деятельности:...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПрограмма развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №162 «Сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №162 «Сказка»
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПубличный отчёт о деятельности мбдоу мо город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №132»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
Мбдоу \"Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Шебекино Белгородской области\" iconПубличный доклад муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница