Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников




НазваниеИгровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников
Дата04.02.2016
Размер9.42 Kb.
ТипДокументы
Игровые упражнения по обогащению словарного

запаса младших школьников


Пятовская И.Ю.,

учитель-логопед МБОУ СОШ № 15, г. Апатиты


Изучение русского языка в начальной школе направлено, в том числе, и на достижение развития речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; воспитание интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Тем не менее, в каждом классе есть дети, имеющие недочёты «в полноте схватывания окружающей речи» (Р.Е. Левина), в понимании значений как отдельных слов, так и сложных речевых оборотов.

Словарный запас таких школьников беден, ограничен бытовой тематикой, и малодифференцирован, что обусловлено низкой любознательностью и недостаточным развитием интеллектуальных интересов.

Существительные:

  • смешивают названия сходных предметов (рубашка-футболка, кружка-чашка);

  • неуверенно пользуются словами-обобщениями;

  • с трудом выполняют задания на перечисление объектов, входящих в понятие (самые трудновыполнимые – назвать, какие знаешь деревья, цветы, птиц, рыб);

  • часто пользуются слишком широкими родовыми понятиями, типа вещи и еда;

  • ошибки словообразовательного характера, отсутствие разнообразных словообразовательных моделей (выполняя задание назвать детёнышей животных, затрудняются в тех случаях, когда слова являются неоднокоренными);

  • практически не знают деталей предметов одежды, частей тела человека и животных.

(низкая осведомлённость)

Глаголы:

  • дети часто называют одним словом ходит или идёт действия, совершаемые разными субъектами: человек, лошадь – все ходят (недифференцированность словаря), а вот белка – ползает;

  • использование приставок для обозначения оттенков действия крайне редко.

Прилагательные:

  • обращает на себя внимание почти полное их отсутствие, за исключением прилагательных, обозначающих цвет, размер (большой – маленький), оценку (хороший – плохой)

  • нет чётких названий при обозначении оттенков цветов.

Таким образом, в структуре речевого дефекта у учащихся, посещающих школьный логопункт, недоразвитие словаря и неспособность его актуализировать занимает большое место.

Поскольку основной целью учителя-логопеда является формирование полноценной речевой деятельности, одним из направлений его работы является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя, обучению свободно, адекватно пользоваться средствами языка в целях общения.

Значительные трудности дети с недостатками речи испытывают при овладении антонимами, многозначными словами и фразеологизмами.

К 7 годам у детей с нормальным речевым развитием начинают преобладать отношения противопоставления. В то же время у детей с недостатками речи в 75% случаях преобладают ассоциации по аналогии. В процессе поиска слова они часто теряют смысл задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.

Как отмечает доктор педагогических наук профессор Л.П. Федоренко, работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усвоить смысл отвлечённых слов (поскольку большинство антонимов – понятия отвлечённые), запоминать эти слова, укрепляет способность сравнивать на уровне абстракции, без опоры на реальные предметы.

Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей.

Ориентируясь на общие принципы развития речи:

- особенности развития речи в норме,

- единства развития речи и мышления,

- наглядности и доступности материала,

- системности,

автор предлагает систему упражнений по обогащению словаря младших школьников антонимами, и активизацией словаря многозначными словами и фразеологизмами:

  1. Подбор слов-антонимов.

  2. Группировка антонимов по парам (дидактическая игра «Подбери пару»)

  3. Нахождение антонимичных пар в предложениях, пословицах, поговорках, стихотворных текстах.

  4. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

  5. Восстановление пословиц (добавление слов с противоположным значением).

  6. Исключение лишнего: выбрать из трёх слов 2 слова-антонима.

  7. Кроссворды.

  8. Составление сложносочинённых предложений с союзом а (дидактическое упражнение «Сравни!»)

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

В целом, в речи младших школьников преобладает простое предложение, хотя в устной речи первоклассников до 10% сложных предложений (М.Р. Львов, 1985).

В 5 лет нормально развивающиеся дети свободно пользуются структурой сложносочиненного предложения, части которого соединяет союз а.

Практическое овладение сложными предложениями представляет известные трудности для детей с ограниченными речевыми возможностями. Эти трудности выражаются не только в урезанном использовании сложных синтаксических конструкций, но и в различных структурных отклонениях, препятствующих правильному пониманию обращенной речи.

Это может быть:

- неоправданное слияние двух конструкций в одну,

- несоответствие последующей структуры предшествующему высказыванию,

- незаконченность синтаксической конструкции,

- неадекватность используемых синтаксических компонентов смысловому содержанию,

- неудачный выбор союзной связи.

Поэтому очень важно помогать учащимся с ограниченными речевыми возможностями овладевать на первоначальной ступени обучения видами сочинительных отношений, в т.ч. и с союзом а, употребляющимся при выражении сопоставления действий различных лиц или явлений.

Цель специальных упражнений: научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять их размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности:

1. Дидактическая игра «Подбери предложение» учит детей выбирать сложносочинённое предложение из данных, близких по семантике, к соответствующим по содержанию картинкам:

2. Упражнения по вставке пропущенных слов, в первую очередь союзов, работа с деформированными частями предложений, составление предложений из данных слов (в готовых формах или из опорных слов в исходной форме).

3. Задания по составлению сложносочинённых предложений с многозначными антонимами с опорой на наглядность:

4. Подбор антонимов к многозначным словам. Это не только расширяет представления детей о таком важном явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.

Многозначность слов обнаруживается в словосочетаниях и предложениях. С помощью игровых упражнений дети постигают смысл некоторых средств языковой выразительности и учатся правильно употреблять их.

Фразеологизмы обычно разъясняются способом замены оборота синонимом или синонимическим сочетанием или же способом развёрнутого объяснения.

Основная цель упражнений с антонимами, многозначными словами и фразеологизмами – использование их в устной и письменной речи; умение вводить антонимы в свою речь.

Этапы работы, их продолжительность во времени, облегченные или усложненные варианты их выполнения – все это предполагает выбор, который делает учитель в зависимости:

  • от характера и уровня речевого развития данной группы учащихся и каждого ученика в отдельности,

  • от того, в какую учебную деятельность будут включаться эти задания,

  • от содержательной стороны заданий.

При этом важно соблюдение самой последовательности формирования умений в построении сложных предложений и в создании таких условий общения, которые побуждали бы школьников использовать изучаемые типы сложносочиненных предложений.

Опыт автора подтверждает, что задания с использованием современных информационных образовательных технологий помогают пробудить у детей с речевыми проблемами интерес к языковым явлениям и способствуют его развитию в нужном направлении.


Литература:

  1. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте – Волгоград, «Учитель», 2009.

  2. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками – Ярославль, Академия развития, 2006.

  3. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели / Ярославль, 2001.

  4. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Воронеж, 2006

  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / С.П., 2001

  6. Мазанова Е.В. Альбомы упражнений – М.,: Издательство «Гном и Д», 2008.

  7. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи – Спб: КАРО, 2005

Похожие:

Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconКонспект урока мистерии в 3классе, 2 четверть
Расширение словарного запаса для анализа художественных и музыкальных произведений
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconУрок социально-бытовой ориентировки по теме «Транспорт»
Активизировать познавательную деятельность на уроке, направленную на обогащение словарного запаса через использование икт
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconКозловская Наталья Александровна, учитель математики и информатики Мариинск
Задания и упражнения для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики 31
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconПрограмма по внеурочной деятельности «ступени мудрости»
Но недостаток жизненного опыта, отсутствие нравственных ориентиров и недостаток словарного запаса младшего школьника, позволяет им...
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconКурсы повышения квалификации помогают узнавать и осваивать новый материал, т к. есть выбор определения предметных недель
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их...
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconРазвитие умственных способностей у младших школьников
Психолого-педагогические предпосылки развития умственных способностей у младших школьников
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconИгры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами триза
Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания...
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников icon«Игровые упражнения в работе с дошкольниками с онр»
Т. Н. Волковской, Ю. Ш. Фаусек, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи...
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconОсобенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей...
Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников iconМетодическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница