Рабочая программа учебного предмета




Скачать 26.44 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер26.44 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»


Рабочая программа учебного предмета

«Развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями

окружающей действительности»

(1-4 классы)

Работу выполнила: Сорокина Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов


2009 год

Паспорт программы

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами

и явлениями окружающей действительности»

Курс «развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» входит в образовательную область «коррекционная подготовка». Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и рассчитана на 192 часа.

Программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение», 2008 год, регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида Нижегородской области.

Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • уточнить имеющиеся у школьников представления и понятия об окружающем мире;

  • увеличить эти представления за счёт накопления специальных природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения;

  • расширить словарь; формировать представления учащихся о многозначности слова;

  • отработать словообразовательный навык и умения школьников;

  • формировать основы грамматического строя устной речи;

  • развивать умение самостоятельно моделировать фразу, текст описательного, повествовательного характера.



Пояснительная записка

Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является одним из разделов учебного предмета «Русский язык». В него также входят разделы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2 – 4 классы), письмо (2 – 4 классы). Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка.

В рамках этого курса у младших школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.


Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстраций предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными явлениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

С целью организации коррекционно – развивающего обучения на уроках развития речи в тематическое планирование включены: система коррекционных упражнений, которые входят в организационный момент урока; система формирования связного устного высказывания по графическим планам – опорам (технология Е.Д.Худенко)

С целью формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности содержание коррекционного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1 – 4 класс) интегрировано с содержанием предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения на дороге, дома, на реке, в лесу; знакомятся с правила поведения при встрече с незнакомыми людьми, повторяют правила гигиены. Вопросы по ОБЖ взяты из программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995 год. Как правило, они включены в уроки по темам: сезонные изменения в природе (экскурсии), школа, семья, одежда, растения, животные, охрана здоровья. Их целью является знакомство учащихся с правилами безопасного поведения, уже необходимыми им в обыденной жизни.

Тематический план

Наименование

тем

Количество часов

общее

на

экскурсии

на практические работы

на ОБЖ

1

2

3

4

5

Первый класс (34 ч)

Сезонные изменения в природе

6

6




6

Школа

2

2




1

Классная комната

1










Учебные вещи

1










Игрушки

2










Семья

1










Одежда

2




1

1

Обувь

2




1




Овощи

2







1

Фрукты

2







1

Комнатные растения

2




1

1

Домашние животные

2







1

Дикие животные

2










Птицы

3

1

1




Охрана здоровья

1







1

Повторение пройденного

2










Итого

34

9

4

13

Второй класс (34 ч)

Сезонные изменения в природе

6

6




6

Школа, пришкольный участок

4

2

1




Дом, квартира, домашний адрес

2










Семья

1







1

Одежда

2




1

1

Овощи

3




1




Фрукты

2










Деревья

1










Комнатные растения

2




1

1

Раннецветущие растения

1







1

Домашние животные

1










Дикие животные

2







1

Птицы

1










Насекомые

3

1




1

Охрана здоровья

1










Повторение пройденного

2







1

Итого

34

9

4

13

Третий класс (68 ч)

Сезонные изменения в природе

14

9




8

Улица, на которой расположена школа

2

1




1

Транспорт

2










Посуда

2




1




Мебель

2










Одежда

3




1




Обувь

2




1




Овощи

4




1

1

Арбуз, дыня и другие бахчевые культуры

1







1

Ягоды

1







1

Деревья

2










Растения на клумбе

2

1







Комнатные растения

3




1




Раннецветущие растения

2










Растения. Обобщение

2

1







Домашние животные

2










Дикие животные

2










Птицы

6










Домашние птицы

2










Насекомые

3










Животные. Обобщение

2










Охрана здоровья

5










Повторение пройденного

2










Итого

68

12

5

12

Четвёртый класс (68 ч)

Сезонные изменения в природе

17

10




8

Город, село, деревня

2

1




1

Дорожное движение

1










Овощи, фрукты, ягоды

2







1

Орехи

1










Грибы

1










Семена цветковых растений

3

1

1




Полевые растения

3










Квартира, комната

3







1

Мебель

2










Посуда

2










Одежда

2




1

1

Обувь

2

1







Комнатные растения

4




1




Деревья

2










Домашние животные

3










Дикие животные

2










Домашние птицы

2










Дикие птицы

2










Птицы перелётные и зимующие

2










Насекомые вредные и полезные

3










Рыбы

2










Охрана здоровья

3










Повторение пройденного

2










Итого

68

12

4

12
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «физика»
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Ебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебной дисциплины ­иностранный язык (наименование учебного предмета) 6 класс
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по химии для 10 класса на 2012/2013 учебный год
Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, с указанием наименования,...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Геометрия»
«Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Одержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по предмету «Математика» для учащихся 5 класса II отделения III варианта на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с «Программой специальных (коррекционных)образовательных...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «химия»
Для специальностей: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 151901 технология машиностроения
Рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка цели изучения учебного предмета
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница