Скачать 26.44 Kb.
|
МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1-4 классы) Работу выполнила: Сорокина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов 2009 год Паспорт программы «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» Курс «развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» входит в образовательную область «коррекционная подготовка». Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и рассчитана на 192 часа. Программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение», 2008 год, регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида Нижегородской области. Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности обучающихся. Задачи:
Пояснительная записка Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является одним из разделов учебного предмета «Русский язык». В него также входят разделы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2 – 4 классы), письмо (2 – 4 классы). Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка. В рамках этого курса у младших школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстраций предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными явлениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. С целью организации коррекционно – развивающего обучения на уроках развития речи в тематическое планирование включены: система коррекционных упражнений, которые входят в организационный момент урока; система формирования связного устного высказывания по графическим планам – опорам (технология Е.Д.Худенко) С целью формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности содержание коррекционного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1 – 4 класс) интегрировано с содержанием предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения на дороге, дома, на реке, в лесу; знакомятся с правила поведения при встрече с незнакомыми людьми, повторяют правила гигиены. Вопросы по ОБЖ взяты из программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995 год. Как правило, они включены в уроки по темам: сезонные изменения в природе (экскурсии), школа, семья, одежда, растения, животные, охрана здоровья. Их целью является знакомство учащихся с правилами безопасного поведения, уже необходимыми им в обыденной жизни. Тематический план
|
![]() | Рабочая программа учебного предмета «физика» Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ![]() | Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, Ебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку 8 класс Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (наименование учебного предмета) 6 класс Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов |
![]() | Рабочая программа по химии для 10 класса на 2012/2013 учебный год Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, с указанием наименования,... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» |
![]() | Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, Одержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую... | ![]() | Рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся 5 класса II отделения III варианта на 2012 2013 учебный год Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с «Программой специальных (коррекционных)образовательных... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «химия» Для специальностей: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 151901 технология машиностроения | ![]() | Пояснительная записка цели изучения учебного предмета Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... |