Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика»




Скачать 40.14 Kb.
НазваниеПрограмма нис для направления 080100. 62 «Экономика»
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер40.14 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Программа НИС для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра







  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

    • образовательным стандартом, утвержденным ученым советом государственного образовательного бюджетного высшего учреждения профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики", протокол 02.07.2010 г. №15 www.hse.ru/data/2010/09/15/1224180539/econ.pdf;

    • образовательной программой  FILLIN \* MERGEFORMAT  080100.62 "Экономика" направления подготовки бакалавра;

    • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра FILLIN \* MERGEFORMAT  080100.62 "Экономика".



  1. Цели освоения НИС


Целями НИС является практическое овладение студентами навыками самостоятельной исследовательской работы.

Для этого решаются следующие учебные задачи:

    • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования в рамках выполнения курсовой работы;

    • дать представление о сущности и методологических основах исследования;

    • познакомить с алгоритмами планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов текстов, оформления и представления результатов исследования, подготовки устного выступления;

    • сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой, библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС


В результате участия в НИС студент должен:

знать

    • содержание и основные формы исследовательской деятельности;


уметь

    • ставить исследовательские задачи;

    • определять объект и предмет исследования;

    • выделять и уточнять исследовательскую проблему;

    • формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним;


владеть

    • методологией экономического исследования;

    • навыками правильного оформления научно-справочного аппарата;

    • навыками редактирования научных текстов и подготовки устных презентаций;


В результате участия в НИС студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готов работать с информацией из различных источников

ИК-4

Владеет навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста

Лекции, семинары и самостоятельная работа, включающие выполнение задач и упражнений

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи

Презентации, эссе, доклады

  • Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-6

Владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи

Выступления на семинарских и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях

Владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

СЛК-14

Читает и критически анализирует оригинальную литературу на иностранном языке, используя доступ к профессиональным базам данных

Подготовка эссэ и обзоров источников по теме исследования


Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-4

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Домашние задания, практическая работа по кейсу, контрольная работа

Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-5

Применяет современные программные средства для иллюстрации и обоснования выводов

Домашние задания




  1. Место НИС в структуре образовательной программы


НИС включен в рабочий учебный план по направлению подготовки бакалавра FILLIN \* MERGEFORMAT  080100.62 "Экономика", цикл Б.6 «Практика и научно-исследовательская работа». Настоящая программа подготовлена для студентов 2-го года обучения, освоивших в рамках НИС на 1-ом году обучения дисциплину «Информационно-библиотечная культура». Программа разработана с учетом продолжения НИС на 3-ем и 4-ом годах обучения.


Для участия в НИС студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать

    • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

    • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

    • закономерности функционирования современной экономики на мико- и макро- уровне;

    • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин



уметь

    • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук;

    • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

    • использовать иностранный язык в профессиональной деятельности;

    • применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;

    • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макро- уровне.



Навыки, знания, умения и компетенции, приобретаемые в рамках НИС, должны быть использованы при написании курсовых работ, выполнении выпускной квалификационной работы, подготовке докладов, рефератов, эссе.


5. Тематический план




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Раздел 1. Вводные занятия

8




8







1.1

Поиск литературы в полнотекстовых архивах публикаций на русском и иностранном языках

2




2







1.2

Поиск данных о фирмах и рынках

2




2







1.3

Поиск макроэкономических данных

2




2







1.4

Поиск опросных данных

2




2










Итого:

8




8







2.

Раздел 2. Основы исследовательской деятельности

52




8

16

28

2.1

Сущность и методологические основы научных исследований

10




2

4

6

2.2

Подготовка программы исследования

12




2

4

6

2.3

Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний

10




2

2

6

2.4

Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.)

10




2

2

4

2.5

Устная презентация результатов исследования

10







4

6




Итого:

52




8

16

28

3.

Раздел 3. Тематический семинар( вариативная часть)

48




8

14

26

3.1

3.1.Тематический семинар 1 «Практика исследовательской деятельности»

Кафедра экономической теории
















3.1.1

Тема 1. Особенности экономических исследований. Исследования «в жизни»

6










4

3.1.2

Тема 2. Выбор объекта исследований, планирование исследования

8




2

2

4

3.1.3

Тема 3. Подготовка обзора литературы

6




2

2

4

3.1.4

Тема 4. Планирование и проведение эмпирического исследования

8




2

2

4

3.1.5

Тема 5. Предварительное обсуждение результатов и подведение итогов

6




2

2

2

3.1.6

Тема 6. Подготовка финального текста

8







4

4

3.1.7

Тема 7. Искусство презентации: о чем не говорить в первую очередь

6







2

4




Итого:

48




8

14

26

3.2.

3.2.Тематический семинар 2 « Работа с информацией для подготовки исследований»

Кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента
















3.2.1

Методы визуализации информации

4




2




2

3.2.2

Размещения на слайдах в презентации PowerPoint

8




2

2

4

3.2.3

Правила донесения информации в презентации

8




2

2

4

3.2.4

Презентация студентов в группах

6







2

4

3.2.5

Различные стили презентаций

6




2

2

2

3.2.6

Инфографика как инструмент сочетающий несколько подходов к визуализации информации

6







2

4

3.2.7

Создание презентаций в Prezi

4







2

2

3.2.8

Презентации студентов в Prezi (лабораторные работы в компьютерном классе на сайте prezi.com)

6







2

4




Итого:

48




8

14

26

3.3

3.3 кафедра институциональной экономики
















3.3.А

Тематический семинар 3 А « Жилищная экономика»
















3.3.А.1

Тема 1. Экономика города

12




2

4

6

3.3.А.2

Тема 2. Как устроен и работает рынок жилья. Ипотечный рынок.

12




2

4

6

3.3.А.3

Тема 3. Качество жилья. Социально-демографический портрет распределения богатства, социальное жилье, доступность жилья

12




2

4

6

3.3.А.4

Тема 4. История решения жилищной проблемы в разных странах. Варианты стратегии решения жилищной проблемы возможны в РФ.

12




2

2

8




Итого:

48




8

14

26

3.3.В

Тематический 3. В «Экономическая свобода и развитие»
















3.3.В.1

Тема 1. Экономическая свобода в мире: методология оценки

6




2




4

3.3.В.2

Тема 2.Свобода ведения бизнеса: анализ в глобальном и региональном измерении

4







2

2

3.3.В.3

Тема 3. Качество государственных институтов, политические и гражданские свободы

4







2

2

3.3.В.4

Тема 4. Глобальная конкурентоспособность стран: международные сравнения

4







2

2

3.3.В.5

Тема 5. Социальные порядки как стадии развития и свободы: страновые и сравнительные исследования

4







2

2

3.3.В.6

Тема 6. Человеческий капитал и рациональное поведение

6




2




4

3.3.В.7

Тема 7. СП в современной России

6




2




4

3.3.В.8

Тема 8. Экономический анализ взаимосвязи между ЧК и СП

6




2

2

2

3.3.В.9

Тема 9. Альтернативные подходы к исследованию связи между ЧК и СП

4







2

2

3.3.В.10

Тема 10. ЧК и забота о человеке со стороны общества

4







2

2




Итого:

48




8

14

26

3.4

3.4. Тематический семинар 4 «Экономическое развитие территорий России»

Кафедра городской и региональной экономики
















3.4.1

Тема 1. Конкурентоспособность территорий и инвестиционный рейтинг

12

-

2

4

6

3.4.2

Тема 2. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов России

10

-

2

2

6

3.4.3

Тема 3. Развитие агломераций в России

10

-

2

4

4

3.4.4

Тема 4. Пути развития моногородов России

8

-

2

2

4

3.4.5

Презентации студентов по теме эссе

8

-

-

2

6




Итого:

48




8

14

26

3.5

3.5.Тематический семинар 5 « Математические методы анализа экономических процессов»

Кафедра математики



















Тема1. Сетевые задачи
















3.5.1

Динамическая задача о назначениях.

8




2

2

4

3.5.2

Задача сетевого планирования

8




2

2

4




Тема 2.

Использование среды MS Excel при решении задач оптимизации.
















3.5.3

Нахождение критического пути в сетевом графе.

8




2

2

4

3.5.4

Транспортная задача.

8







4

4




Тема 3. Леонтьевские модели.
















3.5.5

Линейная балансовая модель Леонтьева.

8







2

6

3.5.6

Модель ограничения на ресурсы


8




2

2

4




Итого:

48




8

14

26





Всего:



108





24


30


54




  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

Модули

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Контрольная работа







*




Основы исследовательской деятельности




Домашнее задание




**







эссэ








*




экономической теории

Письменная работа на основе изученного материала







*




финансовых рынков и финансового менеджмента

Письменная работа на основе изученного материала







*




институциональной экономики

Письменная работа на основе изученного материала







*




городской и региональной экономики

Письменная работа на основе изученного материала







*




кафедра математики

Письменная работа на основе изученного материала

Итоговый

зачет







*







Презентация результатов исследования




  1. Критерии оценки знаний, навыков


НИС ориентирован на формирование у студентов практических навыков, в силу этого занятия состоят из практических и семинарских занятий с элементами лекций (теоретический материал представлен преподавателем в форме презентаций). Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Последовательность изучения материала и выполнение практических заданий подготавливает студента к выполнению студентом исследовательского проекта, написанию курсовой работы. В ходе обучения студенты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных, индивидуальных и групповых) и представить учебную программу собственного исследования. Работа в аудитории дополняется индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в режиме контроля за выполняемыми студентами практическими заданиями и рекомендациями в ходе работы над программой исследования.

Аудиторный контроль проводится в форме проверки заданий для самостоятельной работы на семинарских занятиях, оценки самостоятельной работы в аудитории. Формами текущего контроля являются также контрольная работа, домашнее задание, эссэ. Задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических заданий по изучаемым разделам дисциплины.

Итоговый контроль осуществляется в форме презентации результатов самостоятельного научного исследования.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления 08100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика недвижимости» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика труда» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Финансовая отчетность и финансовый анализ» для направления 080100. 62 «экономика»
...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Страхование» для направления 080100. 62 «экономика»
...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Макроэкономика-4 для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Поиск и обработка экономической информации средствами Интернета и офисных приложений» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов 1-го курса направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономическая география стран мира» для направления 080100. 62 "Экономика"
...
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Альтернативная микроэкономика для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница