Конспект урока химии для 10 класса по теме




НазваниеКонспект урока химии для 10 класса по теме
Дата04.02.2016
Размер10.8 Kb.
ТипУрок
Конспект урока химии для 10 класса
по теме «Алкадиены. Получение, изомерия, свойства. Природный каучук».

Ольга Сергеевна Карева, учитель химии МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара (г.Арзамас)

УМК по химии для 10 класса О.С. Габриеляна


Тема урока: Алкадиены. Получение, изомерия, свойства. Природный каучук.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: систематизировать и конкретизировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкадиенов.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с физическими свойствами и основными способами получения алкадиенов;

- изучить химические свойства алкадиенов: реакции присоединения и полимеризации;

- ознакомить учащихся с натуральным и синтетическим каучуком, резиной;

Развивающие:

- способствовать развитию внимательности, усидчивости, дисциплины;

- развивать самостоятельность и волю учащихся , используя поощрение настойчивости при решении задач, устранении опеки при оказании помощи;

- развивать познавательный интерес используя данные о применении алкадиенов;

Воспитательные:

- продолжить формирование локальной химической картины мира;

- содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:

а) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта ;

б) истинность научных знаний и законов природы;

- обеспечить нравственно эстетическое воспитание.

Форма организации занятия: беседа с элементами рассказа.

Оборудование: мультимедиа презентация

Форма организации работы в классе: фронтальная.

Использованные источники:

  1. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриелян и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л.С. Гузея и др.:10 (11)класс.- М.: ВАКО,2008г.

  2. Химия. Пособие для 8-11 классов средней школы. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин .-2-е изд., стереотип.- М.: Экзамен,2002г.

  3. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян.- 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2007г.

  4. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс: Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – М.: Дрофа,2003г.

Ход урока



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I.Организационный момент


II. Контроль знаний и умений


III. Изучение новой темы


IV. Закрепление


V. Домашнее задание



Добрый день!

На прошлом уроке мы с вами изучили химические свойства алкинов. Давайте повторим и обобщим наши знания в виде небольшого теста.


План.

  1. Алкадиены. Общая характеристика.

  2. Изомерия. Номенклатура.

  3. Получение,физические свойства.

  4. Химические свойства

  5. Применение. Каучук. Резина.

Приступаем к первому пункту. Ребята, посмотрите на слайд. Что означает суффикс –ен?

А приставка ди?

Хорошо. Дайте определение алкадиенов.


Следовательно, как будет выглядеть общая формула?

Молодцы!!!

Различают 3 вида алкадиенов:

1.Алкадиены с изолированным расположением двойных связей

CH2=CH-CH2-CH2-CH=CH2

(связи разделены двумя и более одинарными связями)

2.Алкадиены с сопряженным положением двойных связей:

CH2=CH-CH=CH2

(Разделены одной одинарной связью)

3.Алкадиены с кумулированным расположение двойных связей

CH2=C=CH-CH3

(связи расположены рядом).

Ребята, определите вид гибридизации атомов углерода находящихся при двойной связи.

А в кумулированных алкадиенах какой тип гибридизации атомов углерода.

Правильно. Атом углерода образующий две пи связи ,находится в состоянии SP-гибридизации.

В сопряженных диенах пи - электронные облака двух двойных связей перекрываются между собой и образуют единое пи - электронное облако. В сопряженной системе 4р е уже не принадлежат определенным связям, они распределены по всем атомам углерода ,поэтому двойные связи можно изобразить пунктиром. Пунктирные линии обозначают область делокализации электронов и показывают, что связь между атомами углерода промежуточная.

Ребята,а чему равна связь в алканах? Алкенах?

Хорошо. В алкадиенах одинарная связь меньше, чем в алканах- 0,146, а двойная связь больше, чем в алкенах- 0,137.

Переходим ко второму пункту плана.

У алкадиенов наблюдаются все виды изомерии ,характерные для алкенов. Перечислите пожалуйста.


Замечательно. Запишите на доске все виды изомерии и дайте названия веществам.


Следующий пункт. Получение и физические свойства.

Алкадиены, такие как бутадиен-1,3 и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен) имеют огромное значение в промышленности, так как служат исходным сырьём для получения синтетических полимеров. Поэтому рассмотрим способы их получения. Для синтеза алкадиенов широко используются реакции отщепления :

1. Метод Лебедева(дегидратация и дегидрирование)

2CH3-CH2-OH→

CH2=CH-CH=CH2+2H2O+H2

2. Способ дегидрирования алканов :

а) Получение бутадиена-1,3

C4H10→CH2=CH-CH=CH2 +2H2

б) Напишите получение изопрена самостоятельно


3. Способ дегидрогологенирования : напишите что получится.

СН2-СН2-СН2-СН2 +2KOH→

/ /

Cl Cl

Низшие диены- газы или жидкости, высшие- твёрдые вещества. Бутадиен-1,3- бесцветный газ с характерным запахом. Изопрен- летучая жидкость обладает неприятным запахом. Химические свойства.

Две реакции: присоединение и полимеризация. Особенности реакции присоединения к алкодиенам с сопряженной связью является способность присоединять молекулы как по месту 1,2 так и по краям- 1,4-присоединение

Напишите на доске эти реакции. Они протекают параллельно:


Алкадиены легко вступают в реакцию полимеризации, при этом образуются синтетические каучуки. Особенность: протекают как 1,4 присоединение:

nCH2=CH-CH=CH2→

(-CH2-CH=CH-CH2-)n

Напишите уравнение реакции полимеризации изопрена.


Существуют геометрические изомеры: цис- и транс- .


Учёные показали , что натуральный каучук представляет собой цисполизопрен. Каучук, в котором все элементарные звенья находятся или в цис- или транс- конфигурации, называются стереорегуляторными.

Каучук- это непредельный стереорегуляторный полимер состава (С5Н8) n со средней молекулярной массой равной 15000-500000.

Трансполиизопрен- гуттаперча.

Каучук по сравнению с гуттаперчей обладает гораздо более высокой эластичностью.

Природный каучук является липким эластичным, резиноподобным материалом, но по сравнению с каучуком выше. Синтетические натуральные каучуки не могут использоваться в промышленности. Для этого необходимо изменить некоторые физико-химические свойства: Повысить термостойкость, прочность, устойчивость к растворителям. С этой целью проводят вулканизацию каучука- это нагревание каучука с серой, в результате получается резина, которая по своим свойствам значительно превосходит исходный продукт.

Давайте теперь решим задачу!

1.При полном сжигании 1 моль диеновогоуглеводорода составом СхНу образуется 54 грамма воды и 89,6 л. Углекислого газа. Определите молекулярную формулу исходного соединения.

2.При гидролизе 6,4 грамм технического карбида кальция образовалось 2 л. Ацителена. Определите массовую долю примесей в карбиде кальция.

Спасибо. Домашнее задание: параграф 5, упр. 1-4

Спасибо за работу. Молодцы! Урок окончен.



Двойную связь.

Две двойные связи.


Алкадиены- это ациклические ,непредельные УВ, содержащие в молекуле две двойные связи между атомами углерода.


Сn H2n-2


Записывают в тетради.


SP2- гибридизация


SP 2 ,SP-гибридизация


0,154нм, 0,132нм


Структурная:

-изомерия углеродного скелета

-изомерия положения кратных связей.

Геометрическая

Межклассовая


Изомерия углеродного скелета:

СН2 =СН-СН=СН-СН2 –СН3

Гексадиен-1,3

СН2 =С-СН=СН-СН3

СН3

2-метилпентадиен-1,3


Изомерия положения кратных связей :


СН2=СН-СН=СН-СН3

Пентадиен-1,3

СН3 –СН=С= СН-СН3

Пентадиен-2,3


Межклассовая

СН2=СН-СН2-СН2-СН=СН3

Гексадиен-1,5

СН≡С-СН2-СН2- СН3

Гексин-1


Записывают в тетрадь


CH3-CH –CH-CH3→



CH3


CH2=C -CH=CH2+2H2O



CH3


CH2=CH-CH=CH2+

+2KCl+2H2O


1,2-присоединение

CH2=CH-CH=CH2+Cl2→

CH2-CH-CH=CH2

│ │

Cl Cl

1,4-присоединение

3,4-дихлорбутен-2


CH2=CH-CH=CH2+Cl2→

CH2-CH=CH-CH2

│ │

Cl Cl

1,4-дихлорбутен-2


nCH2=C-CH=CH2→



CH3

(-CH2-CH=CH-CH2-)n



CH3


CH3 H

\ /

C=C

/ \

… CH2 CH2…

Цисполиизопрен


...-Н2С H

\ /

C=C

/ \

Н3C CH2-…

трансполиизопрен

Похожие:

Конспект урока химии для 10 класса по теме iconГ. Краснодара Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика...
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н. В. Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием...
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по легкой атлетике для 7 класса
Задачи урока: Провести инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой и
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Урок составлен для учащихся 7 класса как обобщающее повторение изученной темы «Сила Архимеда. Плавание тел»
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока для 5 класса Тема: «Текст как форма представления информации»
Босова Л. Л. Информатика и икт: учебник для 5 класса / Л. Босова. Москва : Бином. Лаб знаний, 2009 192 с. Isbn 978-5-9963-0076-1
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по теме: «Аммиак и его свойства»
Цель урока: изучение физических и химических свойств аммиака, способов получения и применения
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconРабочая программа курса химии для 10 класса, разработана на основе Примерной программы среднего ( полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений ( базовый уровень), автор О.
Примерной программы среднего ( полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по теме: теме: «Положение человека в системе животного мира»
Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и -социальных факторов эволюции
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока для 7 класса сила трения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Красноярск
Конспект урока химии для 10 класса по теме iconКонспект урока по теме: Рабство в Древнем Риме Разработку урока
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница