Скачать 18.4 Kb.
|
![]() КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Информационная КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КЕМЕРОВО 2006 Составитель: Денисова Н. В. Компьютерное оформление: Сергеев А.В. Библиографический указатель отражает нормативно-правовые, справочные, научные, учебные и учебно-методические документы по проблемам информационной культуры, опубликованные за период с 1973 по 2006 г.. В первой части указателя отражены публикации, характеризующие теорию, методику и опыт формирования информационной культуры личности. Во вторую часть указателя включены работы, расположенные в соответствии с основными разделами учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» и предназначенные в помощь как тем, кто преподает, так и тем, кто изучает данный курс. Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры личности, учителей и преподавателей, внедряющих курс «Основы информационной культуры личности» в учебный процесс образовательных учреждений различных звеньев системы непрерывного образования. Его могут использовать библиотекари различных типов и видов библиотек, осуществляющие информационную подготовку читателей. Указатель может быть рекомендован широкому кругу читателей, стремящихся повысить уровень своей информационной культуры. Информационная культура личности [Текст]: библиографический указатель / сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ.- Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - 90 с. ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ 1. Информационная культура личности как научное направление и область практической деятельности (теория, методика, опыт) 1.1 Нормативные и правовые документы 1.2. Отдельные издания 1.3. Авторефераты диссертации 1.4. Статьи и тезисы 1.5. Учебные программы и учебно-методические разработки 1.6. Дипломные работы ЧАСТЬ 2. Информационная культура личности как учебная дисциплина 2.1. Информационные ресурсы общества и информационная культура 2.2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения 2.3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной, научно-познавательной, научно-исследовательской деятельности личности 2.4. Технология подготовки и оформления информационных продуктов как результатов самостоятельной работы с информацией 2.5. Информационная культура и информационно-коммуникационные технологии Именной указатель Указатель периодических изданий ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными им знаниями и умениями в области информационных процессов и компьютерных дисциплин, а также способностью существовать в информационном обществе. Для того, чтобы привить ему информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки. Ценность же самой информационной культуры состоит в том, что она обогащает личность, обеспечивая становление мировоззрения и мироощущения личности, помогая определить свое место в жизни и в обществе, давая возможность для самореализации и самосовершенствования. В результате многолетних исследований на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности, в рамках которой разработана модель курса «Основы информационной культуры личности». На базе созданной модели был подготовлен комплекс учебных программ по основам информационной культуры личности, рассчитанных на различные категории обучающихся: учащихся общеобразовательных школ (1-11 классы), учителей, студентов, аспирантов вузов. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, для которых они предназначены, объединяет единство цели – облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой информационного самообслуживания. Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используется достижения целого рада дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения. Разработанный в КемГУКИ курс «Основы информационной культуры личности» оказался широко востребованным в общеобразовательных учреждениях и библиотеках не только Кузбасса, но и далеко за его пределами. В России оказалось немало энтузиастов, горячо взявшихся за решение проблемы информационного всеобуча. Однако значительным барьером в их деятельности продолжает оставаться отсутствие учебников учебных пособий по основам информационной культуры личности. Дефицит учебной, учебно-методической литературы побудил научную библиотеку КемГУКИ подготовить библиографический указатель «Информационная культура личности», цель которого - собрать воедино рассредоточенные по многим источникам публикации по теории и методике формирования информационной культуры личности, а также публикации, раскрывающие содержание учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности». Указатель отражает междисциплинарный характер феномена информационной культуры, различные исследовательские подходы к анализу и практике формирования информационной культуры. В структуре библиографического указателя выделяются две части. Материал в первой части указателя - «Информационная культура личности как научное направление и область практической деятельности (теория, методика, опыт)» расположен в соответствии с различными видами изданий: нормативные и правовые документы, отдельные издания, авторефераты диссертаций, статьи и тезисы, учебные программы и учебно-методические разработки, дипломные работы. Особо следует отметить включение в состав указателя сведений о дипломных работах, посвященных информационной культуре личности и отражающих студенческие научные исследования, выполненные на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Отличительной особенностью второй части указателя – «Информационная культура личности как учебная дисциплина» является то, что в основу структурирования материала положена программа соответствующего учебного курса. Содержание данной части сгруппировано в соответствии с четырьмя основными разделами курса «Основы информационной культуры личности»: - Информационные ресурсы общества и информационная культура; - Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения; - Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной, научно-познавательной, научно-исследовательской деятельности личности; - Технология подготовки и оформления информационных продуктов как результатов самостоятельной работы с информацией. Завершают наполнение второй части указателя библиографические описания документов, посвященных соотношению информационной культуры и информационно-коммуникационных технологий. Общий объем указателя составляет 853 библиографических описаний документов, опубликованных за 1973-2006 гг. Данный хронологический охват не случаен, так как именно в этот период происходило зарождение, становление и развитие самого понятия «информационная культура». В отборе материала для указателя были использованы: РЖ «Информатика» (1995-2006 гг.), Библиографическая информация: «Библиотечное дело и библиография» (1993-2006), прикнижные и пристатейные списки литературы. Справочный аппарат представлен именным указателем, включающим имена авторов, соавторов, составителей и редакторов упоминаемых документов, а также указателем периодических изданий, в который вошли практически все существующие издания, освещающие проблему информационной культуры личности. Библиографические описания в указателе даны в соответствии с действующим ГОСТом 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». В описаниях были применены сокращения в соответствии с ГОСТом – 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Указатель, представляющий собой систематизированный перечень литературы, можно использовать при разработке лекций, практических занятий, бесед и других форм обучения. Он может быть также полезен и учащейся молодежи, самостоятельно осваивающей основы информационной культуры личности. Составитель считает своим долгом выразить особую признательность за ценные рекомендации, полученные в процессе работы над указателем, доктору педагогических наук, профессору, академику Международной академии наук высшей школы, действительному члену Гуманитарной академии Н. И. Гендиной и кандидату педагогических наук, доценту кафедры технологии документальных коммуникаций Г.А.Стародубовой. Заведующая справочно-библиографическим отделом научной библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н. В. Денисова ЧАСТЬ 1. Информационная культура личности как научное направление и область практической деятельности (теория, методика, опыт) 1. 1. НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
|
![]() | Мировая энергетика библиографический Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов и указатель географических названий | ![]() | Библиографический указатель в библиографический указатель вошли изданные в 2000-2011 года Указатель предназначен для учащихся и преподавателей бизнес-курсов английского языка |
![]() | Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы | ![]() | Библиографический указатель литературы 1990-2007 гг Библиографический указатель предназначен для преподавателей, студентов, аспирантов и всех, кто интересуется научной деятельностью... |
![]() | Урок информационная культура основа информационной цивилизации Урок по ознакомлению с новым материалом. Цели: знать основные этапы развития информационного общества; освоить содержание понятия «информационная культура» Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная... | ![]() | Библиографический указатель литературы 1998-2012 гг Библиографический указатель предназначен преподавателям, студентам, аспирантам и всем, кого интересуют вопросы, касающиеся несовершеннолетних,... |
![]() | I. Инфекционные болезни и краевая патология: Общие вопросы Указатель предназначен для студентов, ординаторов, аспирантов, преподавателей, врачей-инфекционистов. Информационно-библиографический... | ![]() | Библиографический указатель декабря 2006 г декабрь 2007 г Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки мгимо (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов,... |
![]() | Библиографический указатель декабрь 2005 г декабрь 2006 г Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки мгимо (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов,... | ![]() | Информационно-библиографический указатель махачкала 2013 удк 616-089(01) Указатель предназначен для преподавателей, аспирантов, студентов, врачей |