Скачать 19.75 Kb.
|
![]() ББК74.3 К 64 Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с. ISВN 5-296-00213-Х В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными. Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми. ББК 74.3 ©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 1. Артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз). Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики I. Упражнения для нижней челюсти: ![]()
в улыбке. рис ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1), 2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2). 3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ БОЧКИ». (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна): 1. «БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад. 2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4). Рис.4
Рис. а) б) Рис.2
10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис. 8). 11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. 12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленно го языка («ЛОПАТКА») расслаб ленными губами. ![]() Рис. 8 Рис.5 Рис. 6 Рис.7 ![]() ![]() (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит. 8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков: а) АУ, УА.АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ... б) АУИ, АИУ.УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА... 9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: а) ФА-ФА, ХА-ХА... б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА... в) ФА-ФА ФА-ФА-ФА ХА-ХА ХА-ХА-ХА 10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными: а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО ФЫ-ФА-ФА-ФУ Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны. ![]() ![]() ![]() рук Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенной вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»). Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз) 1 ![]() ![]() Рис. 9 Рис. 10 а) 6) 2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 10 а,б). ![]() 10 11 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 3 ![]() ![]() Рис. 11 4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед), (рис. 12а,б,в,г). ![]() б) Рис. 12 Рис. 12 ![]() Рис. 15
Рис. 13 Рис. 14 12 13 ![]() ![]()
Рис. 18 Рис. 17 б) ![]() Рис. 19
Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом 1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
а) правой руки, б) левой руки, в) обеих рук одновременно. 14
Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется. 9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно. 10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно. 4. Самомассаж кистей и пальцев рук ![]() Рис. 20 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, (рис. 20). Затем положение рук меняется. Рис. 21 2 ![]() Рис. 24
Рис. 22 Рис. 25 Рис. 23 15 |
![]() | Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа и синтеза Коноваленко С. В., канд психол наук, логопед высш кат., психолог высш кат. Цлпдо юао | ![]() | М. С. Андреева с. Александровское 2013г Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка |
![]() | Программа занятий по методике оздоровительной гимнастике включает упражнения лфк, корригирующей гимнастики, упражнения на фитболах, большое внимание уделяется правильному дыханию. Оздоровительная гимнастика – это система упражнений, направленных на формирование правильной осанки, на укрепление мышц, формирующих... | ![]() | Готовим руку к письму Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика... |
![]() | Тема: Формы и методы применения физических упражнений К формам лечебной физической культуры относятся: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия,... | ![]() | Программа рассчитана на 2 года обучения Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость,... |
![]() | Дыхательная гимнастика а. Н. Стрельниковой уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, была разработана Уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, была разработана педагогом-вокалистом... | ![]() | Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— Спб.: Детство-пресс, 2001.—64 с. + вкл. 8 с |
![]() | Пояснительная записка Генеральный директор института М. В. Гусев Технический директор института Б. С. Копылов Главный архитектор института А. Н. Лаптяйкин Начальник мгп в. А. Дыха Главный инженер проекта Н. В. Руколеева Новосибирск 2012г. (согл.) Генеральный директор института М. В. Гусев Технический директор института Б. С. Копылов Главный архитектор института А. Н. Лаптяйкин... | ![]() | Миксеры игры (упражнения) для поднятия настроения, 13 Затем задача усложняется: покрывала складываются вдвое, втрое и т п. В середине упражнения кого-то поражает глухота, слепота, немота.... |