Урок проведен по плану работы методического объединения




Скачать 22.84 Kb.
НазваниеУрок проведен по плану работы методического объединения
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер22.84 Kb.
ТипУрок
  1   2   3

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 639

ЮАО г.Москва


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ










Урок проведен по плану работы методического объединения.


Учитель географии Пронина А.В.

Учитель химии Герасимова Н.Ф.


Апрель, 2010
МОСКВА



Учитель химии Герасимова Н.Ф. работает по государственной программе автора О.С. Габриеляна для 8-х классов (2 часа в неделю).

Интегрированный урок соответствует урокам № 7,8 Модуля № 7: Растворение, растворы. Свойства растворов электролитов (18ч).


Учитель географии Пронина А.В.. работает по государственной программе под редакцией Герасимовой в 6-7-8 классах ( по 2 часа в неделю)

Интегрированный урок соответствует урокам № 57, 58 тематического планирования поурочного материала курса географии 8 класса.


Цель интегрированного урока:


«Исследовать – обобщать – устанавливать»



  1. Обобщить личный опыт учащихся и использовать их знания, полученные на уроках Физическая география, география материков, Природа России, История средних веков, Биологии, Химия, МХК, технология и ОБЖ




  1. Установить взаимосвязь понятий «жесткость воды и соленость водоемов» и их влияние возможность жизни в данном водоеме




  1. Обосновать вредное воздействие недостатка и избытка минеральных веществ на рост и развитие растений и на окружающую среду




  1. Исследовать роль поваренной соли в развитии человеческого общества.




  1. Исследовать взаимозависимость солености водоемов, их тектоники, рельефа, течений, движения воздушных масс, материнские горные породы и донные осадки






Инструктивная карточка для ЛО «Качественное определение катионов и анионов»


  1. Карты: Азовское море, Белое море, Охотское море, Японское море,
    Мертвое море



  1. Кодопленки: 1. Содержание металлов в организме и окружающей среде

2. Содержание солей в морской и озерной водах

3. Эвтрофизация на примере Чезапикской губы

4. Основные характеристики некоторых морей.

4. Карта России


5. Медицинская аптечка


  1. Образцы растений, выращенные в различном «питательном режиме»




  1. Картина Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»




  1. Рушник с хлебом-молью.




  1. Бутылки с минеральной водой различных источников










  1. Спиртовка, зажим для пробирок, штатив для пробирок, спички




  1. 3 колбы с образцами искусственной морской воды




  1. 3 стакана с раствором хозяйственного мыла




  1. Стальная проволока для качественного определения ионов натрия




  1. Растворы нитрата бария, фосфата натрия, нитрата серебра.




  1. Колба со смесью катионов натрия и магния, хлорид и сульфат анионов.










    1. Причины гибели «Государства Организм»




    1. Вода дистиллированная и природная. Свойства природной воды.




    1. Минеральные источники – Боржоми и Пятигорск – исторические, культурные и оздоровительные центры.




    1. Лабораторный опыт. Влияние жесткости волы на моющие свойства мыла.




    1. Соль – всему голова




    1. Использование минеральных солей в сельском хозяйстве. Доводы «ЗА» и «ПРОТИВ».




    1. Демонстрация опытных образцов растений.




    1. Проверьте свою эрудицию. Найдите зашифрованные названия 12-ти рек и покажите их на карте.




    1. Соленость морей – их характер.




    1. Жизнь в эстуарии




    1. Лабораторный опыт. Качественное определение катионов и анионов.


12. Подведение итогов: «Просто знать – еще не все,

Знания нужно уметь использовать»

Гете



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обратная связь


  1. Вступительное слово:

  • мотивация на обобщение материала по теме «СОЛИ»

  • постановка целей обобщения темы

  • знакомство с промежуточной диагностикой







  1. Значение солей в организме


Демонстрируется кодопленка, на которой указаны общность строения растительных и животных организмов и значение отдельных ионов

Учащиеся предлагают варианты ответов и делают общий вывод.


Записывают в тетрадь


См. приложение 1.

Делают вывод о клеточном строении организмов и значении ионов металлов для их нормального роста и развития

3. Химический диктант: «Содержимое нашей аптечки»

Записывают формулы солей и уравнения их диссоциации

Один из учеников работает на кодопленке

Проверка работы учащихся.

Комментированное объяснение работы на кодопленке


4. Минеральные источники – их историческая, культурная и оздоровительная роль.


Ученики перечисляют известные источники, состав их вод, происхождение делают записи в тетради.

См. приложение 2

Обобщаются знания по истории, химии, географии, литературе


5. Создание игровой ситуации и выяснение роли поваренной соли для организма и развития общества. Постановка проблемы: Что значит соль в жизни и развитии человеческого общества? определить принадлежность


Значение соли для человека разбирается с помощью «Оды поваренной соли»

Зная свойства поваренной соли находят исторические и литературные подтверждения ее ВЕЛИЧИЯ.

Делают вывод о тесной взаимосвязи хлорида натрия с этническими обрядами и легендами. Записывают в тетрадь и делают рисунки.

Вспоминают произведения живописи, в которых используют мифы и легенды о соли..

Записывают обряды, обычаи Руси и

Объясняют их происхождение


Сделать вывод: В чем причина появления легенд и обрядов?

6. Главное не пересолить!


«ЗА» и «ПРОТИВ» использования минеральных удобрений в сельском хозяйстве.


Демонстрируются растения, выращенные при нормальном питании и дефиците минералов.

Эвтрофизация


Делают вывод о положительном и отрицательном значении избытка минеральных удобрения для окружающей среды


Используется кодоскоп для демонстрации схемы эвтрофизации

Записывают новый термин


Сделать вывод о том, что во всем нужна мера.

7. Вода дистиллированная, жесткая и соленость воды.

Сообщение ученика

Отличие дистиллированной и морской воды, состав морской соли.

Выписать, используя таблицу жесткость некоторых морей и океанов.


Устный счет.

8. ЛО. Влияние жесткости воды на моющие свойства мыла.



Сравнивают жесткость воды различных водоемов и делают вывод о вреде жесткой воды для технического прогресса

Записать вывод: как можно избавиться от жесткости

9. Веселая переменка. Найдите названия 12 рек, зашифрованных в стихотворении.

Нахождение рек указывается на карте

Проверка через кодоскоп

10. Соленость морей и океанов – их характер.

Рассмотреть вопросы географического положения, осадки и испарение, тектоники рельефа дна. Морские течения и движения воздушных масс

Делают вывод о зависимости солености вода и природными явлениями

11. Как влияет соленость водоема на жизнь его обитателей?

Изменение солености по временам года и жизни в эстуарии

Записать известные эстуарии

12. ЛО. Качественное определение катионов и анионов.







13. Заключительный этап урока.

Проверка правильности записи основных понятий, выводов.

Итоги работы на уроке

Делают выводы о работе на уроке,

ВЫВОД: Знание-сила



Теперь я надеюсь, все вспомнили, что произошло в «Государстве Организм». Малообразованные советники изгнали из Организма и окружающей среды многие ионы. А нам с Вами, используя знания различных областей: биологии, физики, истории, экологии, химии нужно постараться сделать все для их восстановления.

Начнем с разминки:


Задание 1.Содержимое нашей аптечки.



Медицинское название

Формула
Международное

название

Нюхательная соль

NH4 Cl

Хлорид аммония

Марганцовка

KMnO4

Перманганат калия

Зубной порошок

CaCO3

Смесь на основе

карбоната кальция

Горькая, английская соль

MgSO4

Сульфат магния

Ляпис

AgNO3

Нитрат серебра

Белая магнезия

(MgOH)2 Cl

Основной карбонат магния

Питьевая сода

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Морская соль




Смесь




  • Какую группу входят данные вещества?

  • Какими путями соли попадают в организм?

  • В каком состоянии находятся соли в организме?

  • Что такое электролит?


Задание 2. Знаете ли Вы…


Мелко раздробленный лед с NaCl или CaCl2 6H2 O применяется в качестве охлаждающих смесей. На чем это основано?


В этих смесях образуются растворы солей в воде, которая замерзает при температуре ниже 0 С. Лед в таких растворах плавится поглощая теплоту из окружающей среды. В результате этого происходит понижение температуры. Смешивание льда с солью в пропорции на 100г льда 30г хлорида натрия можно получить температуру –20, с помощью хлорида кальция солью CaCl2 H2 O можно понизить температуру до–55С.


Павшего богатыря оживляли, брызнув не него волшебной водой.

Помните, что писал Александр Сергеевич Пушкин в сказке «Руслан и Людмила»:


«Долина чудная таится

И в той долине два ключа:

Один течет волной живою

По камням весело журча,

Тот льется мертвою водою».


С какой же водой мы можем встретится в повседневной жизнью и каково ее влияние на живые Организмы и окружающую среду.


Вода – вещество №1.

70% земной занимает Мировой Океан.

97% объема воды приходится на соленую морскую воду, 2% составляют полярные льды, пресная вода, которую использует человек, составляет лишь 1%. поверхности. В теле человека на долю воды приходится 2/3 массы, а в медузе ее содержится 99% .Для большинства организмов потеря 1/20 части воды оказывается смертельной.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…

Что потребление воды в Москве на душу населения составляет 650л. Из всего этого количества только 4л человек тратит на питье и приготовление пищи.

В соответствии со стандартами питьевая вода не должна быть окрашенной, не должна обладать неприятным вкусом и запахом. Ее минерализация не превышает 1г/дм3 , а жесткость 7,0 ммоль/дм3. Значение рН находится в пределах 6,5 – 9,5.Концентрация нитратного иона ниже 50 мг/дм3. Естественно, что она должна отвечать бактериологическим требованиям и иметь допустимые показатели на токсичные химические соединения.

Как оценивают прозрачность и цвет воды?

Для этой цели используют белый диск – прозрачнометр, диаметр которого равен 300 мм. Он окрашен цинковыми белилами. Прозрачность воды оценивают по глубине погружения диска в (метрах), при которой он становится невидимым.

Цвет воды характеризуется в сравнении со стандартной шкалой цвета при погружении диска на половинную глубину.


«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.


Ты можешь стать умнее тремя путями:

-путем опыта – это самый горький путь;

путем подражания – это самый легкий путь;

путем размышления – это самый благородный путь

(Древняя китайская пословица)


Вывод группы экспертов:

  1. Соли не обладают энергетической ценностью, как белки, жиры и углеводы. Однако без них жизнь человека невозможна. Минеральные соли выполняют пластические функции в процессе жизнедеятельности организма.




  1. Речные стоки приносят в моря и океаны ионы PO4-3 , NO3- , HCO3- , SiO3-2 которые способствуют развитию фито и зоопланктона




  1. Опытным путем можно установить состав раствора


Вывод комитета геодезистов.

  1. Каждый минеральный источник имеет свой природный состав. Не стоит в лечебных целях покупать более дешевые подделки.




  1. Нельзя употреблять в пищу дистиллированную воду, т.к. она вызывает вымывание нужных клеткам солей из организма


Выводы экологического комитета:

  1. Недостаток солей также недопустим, как и их избыток. Избыток солей приводит к гибели целых районов, например Аральское море.




  1. Наиболее перспективным можно считать способ выращивания растений методом гидропоники




  1. Океан – атмосфера – почва – реки – океан. По такой схеме работает важнейшее звено поддержания жизни на Земле. Поэтому следует запретить разбрасывание на зимних автодорогах соли (до 2 млн. т ежегодно)


Историко-этнографический комитет

1. Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок

Выводы океанологического комитета

  1. Установили взаимосвязь солености морской воды с географическим положением морей и природными явлениями

  2. Загадочны морей просторы…

Что там – под толщей темных вод?

Долины, впадины и горы,

Веществ сплошной круговорот…. Урок поставил еще больше вопросов, на которые хочется искать ответы.





Наводнения, резкие подъемы воды в Неве и значительное затопление Санкт-Петербурга связаны с гидрометеорологическим режимом Балтийского моря и Финского залива.

Основная причина наводнения – возникновение так называемых длинных волн, которые образуются при прохождении циклонов над Атлантикой и, перемещаясь по Балтийскому морю, вызывают подъем воды в устье Невы.

Другими причинами являются дующие с западных румбов (западный, северо-западный, юго-западный), создающие нагон воды в устье, и кроме того сейши – свободные колебания всей массы воды залива, стремящейся прийти в равновесие после прекращения ветра, вызвавшего нагон.

Чаще всего наводнения бывают осенью и в начале зимы в связи с большой повторяемостью циклонов и сильных ветров. Средняя продолжительность наводнения 25-35 часов, иногда до 70 –80 ч.

Со времен 1703 года зафиксировано около. 270 подъемов воды на Неве на 150 см.

Самые разрушительные наводнения произошли в 1777,1824, 1924, 1955 годах. В наводнении 21 сентября 1777 года подъем воды составил 310 см, а в наводнении 19 ноября 1824 года подъем воды составил 410 см, был затоплен весь город кроме Литейной, рождественской и Каретной.


Система отсчета подъема воды

  1. Ординар – многолетний уровень воды в устье Невы

  2. Балтийская система – уровень воды Балтийского моря в Финском заливе)






( аспекты за и против ее применения)

Почти 300 лет назад автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт сказал: «Человек, которому удалось бы взрастить два колоса на месте, где рос один, заслужил бы вечную благодарность человечества».

За последние 30 лет, благодаря применению удобрений, урожаи пшеницы и сахарной свеклы утроились, а сбор чайного листа вырос в 5 раз.

Основная пища растений – это азот, фосфор и калий. В почве они далеко не всегда содержаться в нужных количествах. Состав почвы изменяется под воздействием воды, воздуха, температуры. Следовательно, Землю надо «кормить»





Но с пастбищ ежегодно смывается почти 535млн т. почвы, вместе с которой уносится около 1.2 млн. т. азота, 0,6 млн. т. фосфора и 0.1 млн. т. калия. За счет этого происходит обогащение озер, рек питательными веществами. Это процесс ЭВТРОФИЗАЦИИ. При сливании сточных вод, при выщелачивание неорганических удобрений из культивируемых земель, в водоемах возрастает концентрация нитратов и фосфатов. Это оказывает двойное действие на водоем.



Положительная роль

Отрицательная роль

Одноклеточные организмы и водоросли используют питательные вещества для быстрого размножения. Можно наблюдать «Цветение воды»

Уменьшение освещенности для придонных растений

Отмирают

Отмирают

Образуют большое количество органических веществ

Бактерии размножаются и поглощают кислород

Рыбы и беспозвоночные погибают от недостатка кислорода

Водоем постепенно превращается в болото.
  1   2   3

Похожие:

Урок проведен по плану работы методического объединения iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Урок проведен по плану работы методического объединения iconПлан работы мо учителей математики и информатики гбоу сош №4 им. В. П. Глушко на 2011 – 2012 учебный год. Тема школьного методического объединения
Тема школьного методического объединения: «егэ: критерии, формы и методы обучения»
Урок проведен по плану работы методического объединения iconАнализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год
В течение 2011-2012 учебного года работа методического объединения учителей-дефектологов строилась в соответствии с планом методической...
Урок проведен по плану работы методического объединения iconАнализ работы методического объединения учителей духовных дисциплин и истории за первое полугод
Самоанализ работы методического объединения учителей духовных дисциплин и истории за первое полугодие 2012\2013 года
Урок проведен по плану работы методического объединения iconИнформация о проведения кустового методического объединения №1 учителей начальных классов мкоу бурковская сош на базе Озёрной школы
Ответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов на 2011- 2012 год 11. 2011 года было проведено первое...
Урок проведен по плану работы методического объединения iconПлан работы методического объединения учителей математики, информатики и экономики 2012-2013 учебный год
План работы методического объединения учителей математики, информатики и экономики
Урок проведен по плану работы методического объединения iconМетодического объединения на 2012 2013 учебный год
План работы методического объединения учителей естественно научного цикла на 2012 – 2013 учебный год
Урок проведен по плану работы методического объединения iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Работа шмо учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году велась по утверждённому плану работы и была направлена на повышение...
Урок проведен по плану работы методического объединения iconМетодические рекомендации по организации работы городского методического объединения
...
Урок проведен по плану работы методического объединения iconРешение проблемы
Система работы методического объединения учителей математики, информатики, физики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница