Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников




Скачать 10.91 Kb.
НазваниеСистема коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников
Дата04.02.2016
Размер10.91 Kb.
ТипДокументы
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;

  • сформировать представления о  звуко-буквенном составе слова;

  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

  • скорригировать   дефекты   произношения   (если   таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.[5]
У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности:

  • начать коррекционную деятельность как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений;

  • использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции;

  • индивидуализировать обучение;

  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. [3]

В школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:

  • предусматривается возможность выявления большинства случаев речевых нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии;

  • привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её успехе.

I этап деятельности данной системы - первичное обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников.

1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт.

2.Сбор информациио речевой готовности.

3.Экспресс-обследование всех будущих первоклассников.


Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей в школу на «Круглом столе» главным является детская медсестра, которая знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце.

Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников включает:

1.Занятия в « Школе будущего первоклассника».

На занятиях учитель собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графо - моторных навыков.

2.Посещение открытых занятий в детском саду.

3.«Круглые столы» по передаче детей в школу. «Круглый Стол» завершает сбор информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний: обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения учителя-логопеда школы.

4. Карты передачи.

Логопедическое экспресс-обследование всех будущих первоклассников проходит после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования.

Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини-консультации. Обследование ведётся в течение 20-30 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная

наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает мотивацию.

Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень речевой готовности первоклассника к школе.
Таким образом, изменение схемы набора учеников в логопедический пункт в школе, некоторые перемены во взаимоотношениях учителя-логопеда с учителями и родителями привели к возникновению системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Информация, полученная с 1-15 сентября, позволяет учителю-логопеду действовать дальше по определенномуалгоритму.
1.Установить основные показатели уровня речевого развития
2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением.

3. Наблюдать динамику развития каждого ребенка и, при неблагоприятном ходе обучения грамоте, немедленно включать его в коррекционную группу. 4. Заранее, до окончания углубленного обследования, планировать комплектование групп детьми со сходным дефектом, работу на перспективу, готовить дидактический материал для занятий.
5. Консультировать родителей учащихся-логопатов.

6. Рекомендовать учителям первых классов использование на уроках коррекционно-педагогическиеприёмы.
После логопедического обследования возникает ряд вопросов, главным среди которых является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и дислексий у детей, имеющих нарушения речи, ограниченные в основном незрелостью фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на логопункт из-за недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся составляют значительную часть всех детей с ОНР.


По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям.[4] Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких). В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.
Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учитель-логопед выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило, эти выступления содержат:
- некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;
- сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связнойречи);
- картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;
- перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель»;
- информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;
-некоторые сведения, необходимые родителям для распо-
знавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту;
- сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.
Родители сотрудничают с учителем-логопедом в формировании у детей полноценного словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа. Соответствующие умения они получают на специально организованных семинарах. В помощь родителям предлагаются методические рекомендации к каждому домашнему занятию.Своеобразной формой отчета перед родителями являются внеклассные логопедические мероприятия. Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и сказок, для детей с дислалией, дизартрией - демонстрацию на различном речевом материале произносительных навыков. После таких мероприятий у детей с ОНР возрастает уверенность в себе, более активно формируются навыки общения со сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В результате у родителей растет доверие к учителю-логопеду, они с готовностью продолжают сотрудничество.

Литература

1.Глухов В.П «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999

2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.,1991

3.Журналы «Логопед» №2, 2004; №5, №2, 2005

4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» М.. 1999

5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000.


4

Похожие:

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников icon«Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта доу»
Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление причинах...
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconСистема логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconИнновационные подходы к диагностике и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconФормирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной...
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников icon3. Презентация Буклеты для родителей первоклассников
Родительское собрание «Адаптация первоклассников. Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconРамон Гомес де ла Серна, 1983
Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconЗадача обеспечение специализированной
Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или...
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconСистема диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconСтатьи Краткое
План работы социального педагога оу. Система работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Коррекционно-развивающая...
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников iconТике в коррекционно развивающей группе для детей 6-7лет
Конспект занятия по математике в коррекционно — развивающей группе для детей 6-7лет
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница