Скачать 10.91 Kb.
|
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников. Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат. Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.[5] У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности:
Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. [3] В школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:
I этап деятельности данной системы - первичное обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников. 1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт. 2.Сбор информациио речевой готовности. 3.Экспресс-обследование всех будущих первоклассников. Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей в школу на «Круглом столе» главным является детская медсестра, которая знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце. Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников включает: 1.Занятия в « Школе будущего первоклассника». На занятиях учитель собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графо - моторных навыков. 2.Посещение открытых занятий в детском саду. 3.«Круглые столы» по передаче детей в школу. «Круглый Стол» завершает сбор информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний: обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения учителя-логопеда школы. 4. Карты передачи. Логопедическое экспресс-обследование всех будущих первоклассников проходит после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования. Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини-консультации. Обследование ведётся в течение 20-30 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает мотивацию. Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень речевой готовности первоклассника к школе. Таким образом, изменение схемы набора учеников в логопедический пункт в школе, некоторые перемены во взаимоотношениях учителя-логопеда с учителями и родителями привели к возникновению системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Информация, полученная с 1-15 сентября, позволяет учителю-логопеду действовать дальше по определенномуалгоритму. 1.Установить основные показатели уровня речевого развития 2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением. 3. Наблюдать динамику развития каждого ребенка и, при неблагоприятном ходе обучения грамоте, немедленно включать его в коррекционную группу. 4. Заранее, до окончания углубленного обследования, планировать комплектование групп детьми со сходным дефектом, работу на перспективу, готовить дидактический материал для занятий. 5. Консультировать родителей учащихся-логопатов. 6. Рекомендовать учителям первых классов использование на уроках коррекционно-педагогическиеприёмы. После логопедического обследования возникает ряд вопросов, главным среди которых является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и дислексий у детей, имеющих нарушения речи, ограниченные в основном незрелостью фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на логопункт из-за недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся составляют значительную часть всех детей с ОНР. По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям.[4] Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких). В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем. Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учитель-логопед выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило, эти выступления содержат: - некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи; - сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связнойречи); - картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме; - перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель»; - информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения; -некоторые сведения, необходимые родителям для распо- знавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту; - сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним. Родители сотрудничают с учителем-логопедом в формировании у детей полноценного словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа. Соответствующие умения они получают на специально организованных семинарах. В помощь родителям предлагаются методические рекомендации к каждому домашнему занятию.Своеобразной формой отчета перед родителями являются внеклассные логопедические мероприятия. Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и сказок, для детей с дислалией, дизартрией - демонстрацию на различном речевом материале произносительных навыков. После таких мероприятий у детей с ОНР возрастает уверенность в себе, более активно формируются навыки общения со сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В результате у родителей растет доверие к учителю-логопеду, они с готовностью продолжают сотрудничество. Литература 1.Глухов В.П «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999 2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.,1991 3.Журналы «Логопед» №2, 2004; №5, №2, 2005 4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» М.. 1999 5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000. 4 |
![]() | «Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта доу» Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление причинах... | ![]() | Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей |
![]() | Инновационные подходы к диагностике и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста | ![]() | Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной... |
![]() | 3. Презентация Буклеты для родителей первоклассников Родительское собрание «Адаптация первоклассников. Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции» | ![]() | Рамон Гомес де ла Серна, 1983 Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма |
![]() | Задача обеспечение специализированной Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или... | ![]() | Система диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи |
![]() | Статьи Краткое План работы социального педагога оу. Система работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Коррекционно-развивающая... | ![]() | Тике в коррекционно развивающей группе для детей 6-7лет Конспект занятия по математике в коррекционно — развивающей группе для детей 6-7лет |