«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.»




Скачать 15.02 Kb.
Название«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.»
Дата04.02.2016
Размер15.02 Kb.
ТипДокументы
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения


Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 975

Южного административного округа города Москвы


Адрес: Москва, Алма-Атинская ул., д. 9, корп. 3 Тел.: 341-86-83

Директор школы — кандидат исторических наук А. Ю. Пименов


Городская экспериментальная площадка

«Личностно-ориентированная школа как модель нового

образовательного института»

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор И. С. Якиманская


«Миссия школы создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы № 975 на 2001-2005 гг.»

Взаимосвязь психологии и педагогики в кон­тексте изучения личности школьников, особен­ностей их умственной работы, рациональная ор­ганизация учебного процесса — все эти вопро­сы стали предметом осмысления педагогичес­ким коллективом школы своей деятельности. Уже не первый год под руководством доктора психологических наук, профессора И. С. Якиман­ской в школе проводится эксперимент, направ­ленный на внедрение программы личностно-ориентированного образования с позиции психо­логии, интересующейся, прежде всего, индиви­дуальностью ребёнка, условиями его становления и развития под влиянием обучения.

Эта программа позволяет каждому ребёнку ощущать подлинное уважение к его индивиду­альным интересам и потребностям, учиться на основе личной активности, постоянно испы­тывать состояние успешности на основе своих достижений, находиться в атмосфере заинтересо­ванности и эмоционального комфорта.

Наша школа находится на южной окраине Москвы в микрорайоне Братеево. Педагогический коллектив состоит из высококвалифицированных педагогов: 25 процентов учителей имеют высшую и 33 процента первую квалификацион­ную категорию; в школе работают два доктора наук, четыре кандидата наук, два лауреата кон­курса «Грант фонда Сороса», лауреат конкурса «Грант Москвы», победитель конкурса «Учитель года — 2002» ЮАО города Москвы. Большин­ство учителей имеет многолетний опыт экспери­ментальной и исследовательской работы.

Путь к личностно-ориентированной техноло­гии образования был сложен и тернист. В свое время мы, как и другие школы, занимающиеся поиском передовых технологий образования, отдали дань моде. Открывали технические и гу­манитарные классы, классы с ранней профессио­нальной подготовкой. В эти классы выстраива­лась длинная родительская очередь. Но в про­цессе работы мы увидели, что учебные планы имеют значительные пробелы и недостатки, что комплектование классов проводится в основном по успеваемости учеников и желанию родителей, не опирается на интересы и возможности ребён­ка. Также мы не могли понять, как проводить отслеживание процесса и результатов такого эксперимента и т. д.

Понимая серьезность экспериментальной ра­боты, мы приняли решение, не отказываясь от идеи альтернативного обучения, наполнить её научно-методическим содержанием. С этой целью был создан научно-методический совет школы, в который вошли наиболее творческие и подготовленные к экспериментальной работе педагоги. За основу эксперимента мы приняли систему личностно-ориентированного обучения, разработанную доктором психологических наук, профессором И. С. Якиманской.

Личностно-ориентированное образование пред­полагает такое обучение, где во главу угла ста­вится личность ученика: его интересы, склоннос­ти, познавательные возможности и потребности, отношения к знаниям с учетом их субъектной значимости.

Более всего нас заинтересовали принципы этой системы:

  • личностно-ориентированное обучение дол­жно обеспечивать развитие и саморазвитие лич­ности ученика, исходя из выявления его индиви­дуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

  • образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склоннос­ти, интересы, ценностные ориентации и субъект­ный опыт, возможность реализовать себя в по­знании, учебной деятельности, поведении;

  • содержание образования, его средства и ме­тоды подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме (см. Якиманская И. С. «Техноло­гия личностно-ориентированного образования» — М., «Сентябрь», 2000).

На начальном этапе нашего сотрудничества с И. С. Якиманской — через организацию обуча­ющих семинаров — члены совета изучали основ­ные принципы, задачи, технологию личностно-ориентированного обучения. На педагогическом совете «Экспериментальная работа в школе» был обобщен первый опыт этой деятельности.

Разумеется, вхождение в эксперимент про­ходило далеко не гладко и уж совсем не радуж­но. У педагогов повысилось чувство «тревожнос­ти», ведь задачи формирования знаний, умений и навыков у учащихся с них никто не снимал. Это чувство порождало у педагогов ряд вопро­сов: как новые методы личностно-ориентирован­ного образования будут влиять на усвоение уча­щимися учебного содержания? Будут ли они, по крайней мере, такими же эффективными, как и традиционные? Как быстро перестроиться или найти компромисс между новыми метода­ми и методами, которые педагог нарабатывал годами своей профессиональной деятельности? И т. д. Часть этих вопросов является актуаль­ной и сейчас.

Мы понимали, что задача администрации шко­лы, научного руководителя, научно-методическо­го совета состоит в том, чтобы объяснить необхо­димость преобразований, показать практическую пользу такой педагогической работы, стимулиро­вать (в том числе и материально) педагогов, уже включившихся в эксперимент, и тем самым смяг­чить состояние тревоги.

Под руководством научного руководителя И. С. Якиманской был разработан Проект раз­вития школы как многопрофильной, адаптивной, личностно-ориентированной1. Проект широко об­суждался на педагогическом и научно-методи­ческом советах, в методических объединениях и был принят в качестве целостной эксперимен­тальной программы развития школы, которая, в свою очередь, получила поддержку и со сторо­ны Управления образованием Южного учебного округа столицы (руководитель Н. Г. Минько).

Так нам удалось образовать некоторое поли­профессиональное экспериментальное простран­ство из числа единомышленников (администра­ции, учителей-экспериментаторов, психологов школы). Круг профессионалов-единомышленни­ков постепенно расширяется, сейчас в экспери­менте участвуют 60 процентов учителей школы.

В настоящее время педагогический коллектив школы, реализуя цели и задачи проекта, опира­ется на понимание личности ребёнка как ин­дивидуальности, самоценности, раскрывает его субъектный опыт как опыт жизнедеятельности. Мы строим свою педагогическую работу, учиты­вая не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, по­зволяющие прежде всего реализовать себя в познании.

Изучение личности ученика ведется через педа­гогическое наблюдение и является основным ме­тодом диагностики учащегося в руках педагога.

Психологическое тестирование используется тогда, когда данные педагогического наблюдения, представленные учителем, необходимо дополнять анализом психофизиологических особенностей ре­бёнка, состояния его интеллектуальных функций (памяти, внимания, мышления), а также анали­зом социума, в котором воспитывается ребёнок.

В начале эксперимента в педагогическом кол­лективе остро обсуждался вопрос о том, кто дол­жен и может осуществлять педагогическое на­блюдение, в целях изучения личности ребенка. Несомненно, такую работу должны осуществлять специалисты, которые являются носителями специальных знаний и обладают высокой мето­дической квалификацией. Возникал вопрос: «Может ли учитель, не владея специальными пси­хологическими знаниями, загруженный программ­ным содержанием, объективно и систематически выполнять педагогическое наблюдение, направ­ленное на изучение личности каждого школьни­ка в учебном процессе?». Наша практика пока­зала, что это возможно и как это можно осуще­ствить.

В школе разработан и используется монито­ринг проведения педагогических наблюдений на базе начальной и средней школы.

Эта деятельность не лишена определенных трудностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию — одновременно быть предметником и психологом. На сегодняшний момент отрабатывается наибо­лее сложная для учителя часть эксперименталь­ной деятельности по педагогическому наблюде­нию — отрабатывается технология профессио­нального использования полученных данных педагогических наблюдений в учебном процессе для того, чтобы сделать его личностно-ориентированным. В этой деятельности часто приходится сталкиваться с нежеланием педагога менять ус­тоявшиеся за многие годы ценности, стереотипы работы, которые характеризуются «усредненным • и «знаниевым» подходом к обучению учащихся. Эта проблема проявлялась и при освоении тех­нологии подготовки и проведения личностно-ориентированного урока, и при оценке знаний.

Личностно-ориентированный урок для учите­ля — это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются, реализуются и коррегируются личностные особенности учащихся.









Осваивая это направление экспериментальной деятельности, мы опирались на следующие, наи­более значимые, по нашему мнению, принципы личностно-ориентированного урока, сформулиро­ванные И. С. Якиманской. Вот они:

□ использование субъектного опыта ребёнка, то есть опыта его собственной жизнедеятельности;

□ предоставление ребенку свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

□ накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

□ обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

В данной модели личностно-ориентированной школы создана образовательная среда — единая для всех, но разнообразная, позволяющая изу­чить возможности каждого, проявить их, а затем реализовать в образовательном процессе. Она ва­риативная (ребёнок свободен в выборе средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив); гибкая (педагог может гибко изме­нять план своего воздействия на ученика); от­крытая (учитель готов использовать возникаю­щие у детей идеи и предложения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школь­ных мероприятий).

Созданы и апробируются ряд образовательных программ:

□ «Личностно-ориентированный подготови­тельный к школе класс» (автор С. В. Зайцев);

□ Модифицированный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы К. Н. Поливанова и Г. А.Цукерман).

Разнообразие образовательной среды, в кото­рой изучается и проявляется индивидуальность ребёнка, обеспечивают разработанные, апробиро­ванные и успешно используемые учителями ин­новационные курсы: логика «Учимся думать вме­сте» (авторы И. С. Якиманская, С. А. Олейник, Е. Н. Зеленова); «Риторика» (авторы Е. В. Ельцова, Ю. В. Шеина, Ф. П. Комарова); учебный курс «Время в моей жизни, природе и обществе» (авторы И. С. Якиманская, О. И. Добрякова).

Выстроена система развивающего математи­ческого образования, в которую входят курсы «Геометрия и Я» (автор О. С. Якунина) —

2-4-й классы; «Геометрия вокруг нас» (авторы Якиманская И. С, Кац Р. Я.) — 5-6-й классы; «Графика и черчение» — 7-8-й классы, «Компь­ютерная графика — 9-й класс. В 9-11-х классах апробируется образовательный курс «Введение в профессиональную культуру педагога», который помогает старшеклассникам овладеть навыками самопознания, самокоррекции, взаимодействия с людьми.

На этапе перехода ребёнка к обучению в сред­нюю школу классными руководителями и пси­хологами школы (координатор Е. П. Рябоштан) проводятся адаптационные классные часы (мо­дифицированный адаптационный курс «Первый раз в пятый класс» — автор Е. Г. Коблик).

Адаптированные курсы отражены в сборнике «Дидактика и методика личностно-ориентирован­ного урока» (М., 2001).



Родители — частые гости на уроках в школе


Не первый год в конце учебного года прово­дится анкетирование родителей, учителей, уча­щихся, позволяющее учитывать те позитив­ные результаты, которые свидетельствуют о создании личностно-ориентированной обра­зовательной среды. Так, например, проводит­ся анкетирование родителей, результаты ко­торого используются педагогом для рефлек­сии качества своей работы с семьями учащихся начальной школы. Они показывают, что такая работа важна для родителей, имеет для них ценностный смысл.

Отвечая на вопрос: «Какую пользу для себя Вы извлекли из посещения личностно-ориентированных уроков?» родители отвеча­ют, что «узнала, насколько активен ребёнок в классе...»; «познакомилась с методикой ведения урока, чтобы знать, как помочь ребенку дома ведения урока, чтобы знать, как помочь ре­бёнку дома»; «увидела успехи своего ребён­ка»; «познакомилась с программой, волнуюсь, что ребёнок отстает...»

На вопрос: «Получали ли Вы от учителя ре­комендации по преодолению каких-либо труд­ностей Вашего ребёнка?» 70 процентов роди­телей ответили, что «получали конкретные ре­комендации, обсуждали с учителем пути преодоления возникших трудностей», а 30 про­центов ответили: «Получали общие советы» На вопрос: «Как вам кажется, насколько хо­рошо учитель знает и понимает вашего ре­бёнка?» 65 процентов родителей выбрали ответ: «Хорошо знает и понимает», а 35 про­центов родителей «Чаще понимает, чем не понимает».

На вопрос: «За что Вы цените учителя Ваше­го ребёнка?», родители отвечают: «за внима­ние и индивидуальный подход к ребёнку...»; «за требовательность и строгость...»; «за про­фессиональное отношение к работе, чуткое от­ношение к детям, внимательный индивиду­альный подход к каждому ребёнку, четкость действий»; «за то, что учение для нас оказа­лось легче, чем ожидалось...»; «за внимание к нашему ребёнку», и т. д.

Директор школы А. Ю. Пименов



Похожие:

«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconЛуи де Бройль
Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconОбразовательной деятельности
Миссия школы – создание образовательного пространства, в котором максимально реализуются возможности каждого ученика как залог его...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconКонцепция развития моу «Липицкая средняя общеобразовательная школа» «От адаптивной школы к школе культуры здоровья». (2005 2010 г г.)
Адаптивная образовательная система, по внедрению которой коллектив Липицкой сельской школы работает с 1996 года, направлена на достижение...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconОбразовательная программа доу позволяет решать главную задачу обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрану психического здоровья дошкольников
Организационно методическое сопровождение реализации образовательной программы
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconЭксперимента: «Создание условий для формирования социально-зрелой личности в условиях общеобразовательной школы». В 1996 г педагогический коллектив школы был удостоен диплома 3 степени за участие в районном конкурсе педагогических достижений
Тема эксперимента: «Создание условий для формирования социально-зрелой личности в условиях общеобразовательной школы». В 1996 г педагогический...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconПрограмма развития школы
Миссия, цели, задачи развития гоу школы №453 Выборгского района Санкт-Петербурга имени Сергея Жукова 10
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconПрограмма дополнительного образования
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей ребенка, возможности самореализации и саморазвития юной личности...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconПрограмма развития школы на 2010 2015 годы
Iii. Концептуальный проект Программы развития школы (направления развития оу, цели и задачи школы, ожидаемые результаты)
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы»
Целью и задачей дисциплины является формирование у магистров представления о психологии и педагогике высшей школы как науках о закономерностях...
«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.» iconТическому развитию для детей подготовительной к школе группы
Цели занятия: Создание психолого-педагогических условий для развития и формирования математических знаний дошкольников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница