Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития




Скачать 16.49 Kb.
НазваниеЗакономерности психического развития детей со сложными недостатками развития
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер16.49 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4
Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе сложных недостатков развития.

у детей и подростков.

Основными задачами курса являются:

1. Сформировать у студентов представление о закономерностях развития детей со сложными недостатками развития.

2. Сформировать представление об этиологии и патогенезе соответствующих нарушений.

3. Раскрыть содержание комплексного клинико-психолого-педагогического изучения ребенка, необходимого для определения возможного наличия у него сложного нарушения.

4. Раскрыть классификацию сложных нарушений.

4. Сформировать представление о содержании и формах психологической и социальной помощи детям со сложными недостатками развития.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями о своеобразии аномального психического развития детей со сложными недостатками развития.

Студенты должны знать:

- закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития;

- причины возникновения сложных недостатков развития;

-способы оказания помощи детям со сложными нарушениями и их семьям;

- способы диагностики, и профилактики сложных недостатков развития у детей.

Студенты должны уметь:

- анализировать симптомы сложных нарушений;

- анализировать социальные условия жизни ребенка как фактора возникновения нарушений;

- дифференцировать проявления разных нарушений у детей;

- разрабатывать программы коррекции психического развития у детей со сложными недостатками развития;

- реализовывать коррекционные и профилактические мероприятия.


1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

1

Предмет и задачи психологии детей со сложными недостатками развития.

Подготовить рефераты:

- «Сложный дефект» (раскрыть сущность понятия, виды сложных недостатков развития)

- «Пути пихолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями и их семьям»

4

5

Защита рефератов

2

Соотношение понятий сложный дефект и сложная структура дефекта.

Подготовить реферат:

- «Понятие о структуре нарушенного развития»

- «Основные параметры дизонтогенеза»

- «Представления о первичных, вторичных нарушениях в психическом развитии»

4

5,5

Защита рефератов

3

Причины сложных недостатков развития. Классификация сложных нарушений развития.

Подготовить рефераты:

- «Причины эндогенного, экзогенного характера в происхождении сложных недостатков развития»

- «Классификация слепоглухих А.В.Ярмоленко»

- «Современные классификации сложных нарушений»

4

5,5

Защита рефератов

4

Особенности развития познавательной сферы слепоглухих детей.

Подготовить рефераты:

- «Особенности ощущений и восприятия у слепоглухих детей»

- «Опыт работы профессора А.И.Соколянского с О.И.Скороходовой»

- «Знакомство с окружающим миром через чувственный опыт»

6

7

Защита рефератов

5

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей.

Подготовить рефераты:

- «Причины ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности»

- «Вторичные нарушения личности»

- «Социально-бытовая адаптация слепоглухих детей при выраженной умственной отсталости»

6

7

Защита рефератов

6

Особенности деятельности слепоглухих детей.

Подготовить рефераты:

- «Формирование представлений об окружающем мире через такие виды деятельности, как: лепка, моделирование, рисование, игра»

- «Развитие личности слепоглухого ребёнка»

- «Обучение детей деятельности (совместной со взрослым и самостоятельной)»

6

7

Защита рефератов

7

Психологическая диагностика и коррекция при сложных недостатках развития.

Подготовить рефераты:

- «Особенности медицинского обследования»

- «»Особенности нейрофизиологического обследования детей со сложными недостатками развития»

- «Психолого-педагогическое обследование детей со сложными нарушениями»

- «Особенности работы с семьёй»


6

7

Защита рефератов

8

Клинико-психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями слуха.

Подготовить рефераты:

- «Эндогенные, экзогенные факторы сложного дефекта»

- «Методы дифференциальной диагностики»

- «Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза»

6

7

Защита рефератов

9

Клинико-психологические особенности умственно отсталых детей с ДЦП.

Подготовить рефераты:

- «Этиопатогенез ДЦП»

- «Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы»

- «Сочетание интеллектуальных и двигательных нарушений»

Составить таблицу, в которой указать психокоррекционные технологии, используемые в работе с детьми с ДЦП.

6

7

Защита рефератов

10

Особенности психических процессов умственно отсталых детей с нарушениями зрения.

Подготовить рефераты:

- «Своеобразие психического развития при сенсорном дизонтогенезе»

- «Пространственная ориентация при слепоте»

- «Депривационные синдромы при потере зрения»

- «Патохарактерологическое развитие личности при сенсорных нарушениях»

6

7

Защита рефератов

11

Инновационные программы в психологической коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов.

Подготовить рефераты:

- «Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации»

- «Адаптационные и компенсаторные процессы»

Составить таблицу, где указать формы и направления реабилитационных мероприятий.

6

7

Защита рефератов

ИТОГО:

60

72






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



Тема 1. Предмет и задачи психологии детей со сложными недостатками развития.

План:

  1. Предмет психологии детей со сложными недостатками развития.

  2. Задачи психологии детей со сложными нарушениями.

  3. Сложный дефект.

  4. Пути психолого-педагогической помощи детям и их семьям.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Перечислите задачи психологии детей со сложными недостатками развития.

  2. Определите пути психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития и их семьям.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить реферативное сообщение (3,4).


Литература:

Основная:

  1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Жигорева. - М. : Академия, 2006. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2947-4 [Гриф УМО] : 171-38.

  2. Жигорева М.В. Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте //Коррекционная педагогика. – 2004. – №2 (4).

  3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2004. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1725-5 [Гриф] Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  5. Шипицина Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. – СПб.,2002.

Дополнительная:

  1. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.



Тема 2. Соотношение понятий сложный дефект и сложная структура

дефекта.

План:

  1. Понятие о структуре нарушенного развития.

  2. Основные параметры дизонтогенеза.

  3. Представления о первичных, вторичных нарушениях в психическом развитии.

  4. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза.

  5. Механизмы формирования вторичных отклонений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте понятия: сложный дефект и осложненный дефект.

  2. Раскройте закономерности психического развития детей со сложными нарушениями развития.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклады (1,2,3).


Литература:

Основная:

  1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Жигорева. - М. : Академия, 2006. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2947-4 [Гриф УМО] : 171-38.

  2. Жигорева М.В. Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте //Коррекционная педагогика. – 2004. – №2 (4).

  3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2004. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1725-5 [Гриф] Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  5. Шипицина Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. – СПб.,2002.

Дополнительная:

  1. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза.СПб.,2000.

  2. В.М.Сорокин Специальная психология. СПб.,2003.



Тема 3. Причины сложных недостатков развития. Классификация

сложных нарушений развития.

План:

  1. Причины эндогенного, экзогенного характера в происхождении сложных недостатков развития.

  2. Классификация слепоглухих А.В. Ярмоленко.

  3. Современные классификации сложных нарушений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите причины сложных нарушений развития.

  2. Раскройте классификации сложных нарушений.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить реферативное сообщение (1,2,3).


Литература:

Основная:

  1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Жигорева. - М. : Академия, 2006. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2947-4 [Гриф УМО] : 171-38.

  2. Жигорева М.В. Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте //Коррекционная педагогика. – 2004. – №2 (4).

  3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2004. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1725-5 [Гриф] Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  5. Шипицина Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. – СПб.,2002.

Дополнительная

  1. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей.М.,1990.

  2. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей.//Дефектология.-1989-№2.



  1   2   3   4

Похожие:

Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения...
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconУсова Ольга Юрьевна
В нашей стране изучение детей с задержкой психического развития началось в 50-е годы ХХ в. Многочисленные исследования 70-80х годов...
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconЛитература 98 Раздел I общие закономерности психического дизонтогенеза глава I клинические закономерности дизонтогенеза § Понятие дизонтогении в 1927 г Швальбе (цит по Г. К. Ушакову, 1973) впервые употребил термин «дизонтогения»
Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена...
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconРазвитие связной речи детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же...
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconСо школьниками с задержкой психического развития [Текст] / П. Д. Лебедева
Структура списка: книги, раскрывающие различные аспекты задержки психического развития; статьи. Статьи сгруппированы по темам: психология...
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconПрограммно-методическое обеспечение мдоу «центр развития ребенка детский сад «дружба» с осуществлением физического и психического развития
Программы дошкольного образования с осуществлением физического и психического развития
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconПрограмма производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconБорякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002 -64
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие....
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития iconРазвитие мелкой моторики у детей 5 – 6 летнего возраста с задержкой психического развития
Целью исследования является поиск эффективных путей развития и коррекции мелкой моторики у детей 5 6 лет с зпр
Закономерности психического развития детей со сложными недостатками развития icon«Благополучию детей села – инновационный потенциал города»
Целью кро является создание системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия образования для детей с трудностями в обучении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница