Бессонова Таисия Валентиновна Содержание




Скачать 32.59 Kb.
НазваниеБессонова Таисия Валентиновна Содержание
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер32.59 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Бессонова Таисия Валентиновна



Содержание:


Информация об опыте …………………………………………………. 2

Технология опыта………………………………………………………… 6

Результативность опыта………………………………………………… 15

Библиографический список…………………………………………….. 18

Приложение к опыту…………………………………………………….. 20


Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Тема опыта: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП, для повышения их коммуникативных возможностей»

Условия возникновения и становления опыта

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» существует более шести лет. В нашем центре наряду с медицинской реабилитацией дети имеют возможность получить квалифицированную логопедическую, психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь.

Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети пользуются для общения звукоподражаниями, звукосочетаниями, небольшим запасом обиходных слов, которые произносятся настолько смазано и нечетко, что их невозможно понять при незнании контекста. Свои высказывания дети иногда могут подкреплять мимикой и жестами; активный словарный запас не превышает 15 – 20 слов. У этих детей очень низкая мотивация к использованию речи в целях коммуникации. В то же время общеизвестно, что специальные детские сады комплектуют коррекционные группы с 3-летнего возраста, наибольшее же распространение получили группы для 5-летних детей. Если даже в районе и есть группы для детей раннего возраста, то набор в них строго ограничен, да родителям зачастую не очень удобно добираться до детского учреждения. К тому же значительная часть детей с ДЦП в силу своих физических возможностей не в состоянии посещать ДОУ. Поэтому, дети с тяжелыми нарушениями речи, оказываются вне системы ранней специализированной помощи, и посещение нашего реабилитационного центра для них часто является единственной возможностью получить квалифицированную коррекционно-логопедическую поддержку.

Это явилось началом работы над опытом. Уже при осмотре детей с ДЦП в первый год жизни можно отметить признаки отставания развития речи. По результатам диагностики оказалось:

  • детей с уровнем развития речи, который соответствует возрасту всего11%,

  • дети с легкой задержкой речевого развития – 29%;

  • дети с умеренной задержкой речевого развития – 34%;

  • дети с тяжелой формой задержки речевого развития – 30%.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость максимально раннего вмешательства в формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность опыта.

При ДЦП процесс формирования речи не только замедляется, но и патологически искажается. Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода, поэтому все дети с ДЦП нуждаются в профилактической логопедической работе, которую необходимо начинать как можно раньше.

Проблема работы по формированию общих речевых навыков с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, приобретает огромное значение. Развитие коммуникативных возможностей ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции создает базу для успешного преодоления речевых патологий. Это побуждает логопеда к постоянному поиску и созданию индивидуальных коррекционных маршрутов, направленных на максимальное развитие и реализацию потенциальных речевых возможностей каждого ребенка, посещающего Центр.

Однако дети в раннем возрасте (от 2 до 4 лет) не направляются в логопедические группы и, в лучшем случае, с ними проводятся консультативные занятия в детской поликлинике.

Возникает очевидное противоречие между необходимостью максимально раннего обеспечения детей с тяжелыми речевыми нарушениями логопедической помощью и неразработанностью этой проблемы в традиционной логопедической практике.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для определения потенциальных речевых возможностей каждого ребенка индивидуально; содействующих формированию и совершенствованию речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи, для расширения их коммуникативных возможностей и обеспечения их социальной интеграции в обществе.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение пяти лет, с момента обнаружения противоречия между необходимостью обеспечения в раннем возрасте детей с тяжелыми речевыми нарушениями логопедической помощью и неразработанностью этой проблемы в традиционной логопедической практике до момента выявления результативности.

Диапазон опыта

Диапазон работы представлен авторской системой коррекционно-логопедической работы по формированию общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи, которые выдвигали врачи К.А.Семенова, М.Б.Эйдинова, Е.М.Мастюкова; психологи Н.В.Симонова, И.И.Мамайчук; педагоги - логопеды О.В.Правдина, Е.Н.Винарская, Г.В.Бабина, И.И.Панченко, М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова, Н.Н.Малофеев, Л.Б.Халилова.

Динамические наблюдения за детьми с ДЦП в младенческом и раннем возрасте показали , что в структуре речевого дефекта ведущим звеном являются речедвигательные (дизартрические) расстройства, которые проявляются практически у всех детей, по разным данным от 85 до 92% (Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, И.И.Панченко, К.А.Семенова и др.) Они имеют разную степень выраженности: легкую, умеренно выраженную и тяжелую. Ранняя диагностика и проведение систематических логопедических занятий позволит определенной части детей, имеющих различные речевые нарушения в раннем возрасте, полностью или в значительной мере, преодолеть свой речевой дефект.

Для разработки индивидуальных коррекционно-логопедических программ были использованы следующие понятия:

  1. Индивидуальная коррекционно-логопедическая программа.

  2. Коррекционно-логопедическая деятельность.

  3. Индивидуализация.

Индивидуальная коррекционно-логопедическая программа - это структурированная программа логопедических воздействий на некотором фиксированном этапе коррекции.

Коррекционно-логопедическая деятельность в опыте представлена как специально организуемая извне помощь с целью формирования общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуализация - это такая организация коррекционного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа коррекции обуславливается индивидуальными интеллектуальными, речевыми и физическими особенностями ребенка.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие показатели формирования общих речевых навыков:

  • Состояние мышц артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

  • Понимание и воспроизведение речи.

  • Словарный запас.

  • Коммуникативные умения.

На основе выявленных показателей выделились уровни динамики в формировании общих речевых навыков в процессе коррекционно-логопедической деятельности: высокий, средний, низкий, нет динамики.

Высокий уровень характеризуется значительным улучшением тонуса артикуляционных мышц, значительным увеличением объема физиологического и речевого дыхания, артикуляционных движений; улучшением понимания обращенной речи, значительным увеличением словарного запаса. Значительно расширены коммуникативные возможности ребенка.

Для среднего уровня характерно заметное улучшение тонуса артикуляционных мышц, увеличением объема физиологического и речевого дыхания, артикуляционных движений; словарного запаса. Расширены коммуникативные возможности ребенка, ребенок стал лучше понимать обращенную речь и воспроизводить ее.

О низко уровне свидетельствует незначительное улучшение тонуса артикуляционных мышц, а также, объема физиологического и речевого дыхания, артикуляционных движений; словарного запаса. Коммуникативные возможности ребенка увеличились незначительно.

Динамика не прослеживается у той категории детей, чьи интеллектуальные и физические особенности не позволяют принять коррекционную помощь.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения коррекционно-логопедических методов и приемов, направленных на формирование общих речевых навыков в раннем возрасте у детей с тяжелыми нарушениями речи.


Раздел П

Технология описания опыта

Целью коррекционно-логопедической деятельности является обеспечение положительной динамики в формировании речевых навыков в раннем возрасте у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Введение в логопедическую практику такой организации коррекционного процесса, которая позволяла бы способствовать формированию и развитию речевых навыков у детей.

  • Использование в процессе занятий различных видов логопедических массажей, для стимулирования активности мышц лица, губ, языка.

  • Стимулирование развития артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания.

  • Использование способов и приемов, направленных на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, а также ритма и интонационного слуха.

  • Обеспечение условий для обогащения и уточнения активного словарного запаса.

  • Способствование формированию грамматического строя речи.

  • Создание условий для формирования и развития у ребенка умений использовать свои речевые навыки для увеличения коммуникативных возможностей.

Организация коррекционно-логопедического процесса

Организация коррекционно-логопедического процесса основана на использовании следующих способов формирования у ребенка с тяжелыми нарушениями речи общих речевых навыков:

  • Первый этап по формированию общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи начинается с определения индивидуальной коррекционно-логопедической программы, специально разработанной для совершенствования речевых возможностей ребенка. Идет активная работа по установлению эмоционально-личностного контакта логопеда с ребенком, по формированию у ребенка потребности в общении, умения использовать различные средства коммуникации (самыми ранними экспрессивно-мимическими средствами общения являются взгляды, мимика, жесты, экспрессивная вокализация). Формирование и развитие понимания обращенной речи, восприятия инструкций, предъявленных в словесной форме или в виде жестов. На этом этапе логопед подготавливает мышцы артикуляционного аппарата для последующей активной речевой деятельности ребенка, а также начинается работа по формированию физиологического и речевого дыхания.

По результатам предварительного обследования исходного состояния речевого развития детей в конце коррекционно-логопедического курса реабилитации выясняется:

  • У 26 % детей значительно улучшился тонус артикуляционной мускулатуры, увеличился объем артикуляционных движений губ и языка, увеличился объем речевого дыхания, в речи появились новые звуки, звукосочетания, слова.

  • У 35 % детей заметно улучшился тонус артикуляционной мускулатуры, увеличился объем артикуляционных движений губ и языка, увеличился объем речевого дыхания, в речи появились новые звуки.

  • У 32 % детей незначительно улучшился тонус артикуляционной мускулатуры, увеличился объем речевого дыхания.

  • У 7 % улучшений не наблюдалось



  • На следующем этапе логопед организует коррекционный процесс, последовательно осуществляя индивидуальные программы по формированию общих речевых навыков. Логопед продолжает работу по активизации артикуляционных мышц, формированию речевого дыхания. В процесс занятий включаются игры по развитию слухового внимания, памяти; накоплению и уточнению активного словарного запаса.

Промежуточные мониторинги речевой деятельности детей по окончании повторных курсов реабилитации демонстрируют положительную динамику. Пример: 2009г количество детей, прошедших повторный курс реабилитации, со значительным улучшением речевой деятельности стало на 3% больше, с заметным улучшением – на 4% больше, с незначительным улучшением – 7% меньше, % детей у которых улучшений не наблюдалось, не изменился.

Пример: в 2010 г количество детей со значительным улучшением речевой деятельности стало на 3% больше, с заметным улучшением – на 1% больше, с незначительным улучшением – 4% меньше, % детей у которых улучшений не наблюдалось, не изменился.

  • Логопедом делается вывод о готовности артикуляционной мускулатуры ребенка к возможному переходу от пассивной к пассивно-активной, а в дальнейшем и к активной артикуляционной гимнастике.

  • Осуществляется усложнение содержания коррекционно-логопедических занятий от ступени к ступени. В ходе логопедических занятий используются задания, направленные на развитие интонационного слуха, темпа, мелодики речи; формирования фонематического слуха, внимания, памяти.

Таким образом, логопед добивается обеспечения определенной степени развития общих речевых навыков у детей у детей с тяжелыми нарушениями речи (если ранее у детей не было речи вообще или речь была настолько невнятной, смазанной, малопонятной даже для близких людей, то теперь речь стала более активной и достаточно четкой для понимания окружающих). Появилась возможность вовлекать детей в активную коррекционно-логопедическую работу. В результате увеличения их речевых возможностей диапазон логопедических заданий и игр становится все более широким и разнообразным. Это обеспечивает дальнейшую положительную динамику отслеживаемого параметра. Пример: в 2011 г количество детей со значительным улучшением речевой деятельности стало на 2% больше, с заметным улучшением – на 2% больше, с незначительным улучшением – 4% меньше, % детей у которых улучшений не наблюдалось, не изменился.

  • Учитель – логопед выявляет области улучшения различных показателей в формировании речевых навыков детей с тяжелыми нарушениями речи и разрабатывает индивидуальные корректирующие программы по продвижению каждого ребенка от незнания к знанию, приспосабливая его к постоянно меняющимся ситуациям.

  • Учитель – логопед конструирует индивидуальные занятия таким образом, чтобы происходило системное закрепление и совершенствование вербальных средств общения ребенка.

  • В процессе коррекционно-логопедический занятий учитель – логопед последовательно осуществляется процесс формирования лексико-грамматических категорий, развитие у детей элементов монологической речи, формирование простейших навыков связной речи.



Содержание коррекционно-логопедической реабилитации

Содержание реабилитации предусматривает реализацию индивидуальных коррекционно-логопедических программ, разработанных для совершенствования речевых возможностей ребенка. В ходе реабилитации индивидуальные программы подвергаются корректировке. Вариативность содержания логопедических занятий позволяет максимально реализовать потенциальные речевые возможности каждого ребенка индивидуально.

Методы, приемы и средства коррекционно-логопедической работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями, возрастными и физическими особенностями детей, технология их применения.

Индивидуальная коррекционно-логопедическая программа реализуется в рамках занятия. Индивидуальная программа предполагает включение нескольких видов деятельности для коррекции речевых нарушений. В процессе логопедических занятий ребенок получает необходимую ему дозированную коррекционную помощь. Например:

  • Занятие, включающее логопедический массаж, плантарный массаж руки, пассивную дыхательную гимнастику.

  • Занятия с использованием компьютерных технологий.

  • Занятия - игры и др.

В соответствии с поставленными целями и задачами коррекционно-логопедической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные методы, приемы и средства, направленные на формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методы и приемы коррекционно-логопедического воздействия.

  • Дифференцируемый логопедический массаж.

Необходимо стимулировать мимические средства общения, моделируя таковые у ребенка в процессе лицевого массажа. Логопед сопровождает проведение лицевого массажа  речью, при этом  изображает различные мимические реакции и воспроизводит такие же на лице ребенка. Например, можно в процессе массажа  слегка сдвинуть пальцами лобную мышцу – «нахмурить брови», поднять брови – «удивление», собрать губы в трубочку – «неудовольствие». При этом следует стимулировать сенсорное  развитие: попадать в поле зрения ребенка, поглаживать его, пытаться привлечь внимание к ярким звучащим игрушкам.
Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. Логопедический массаж начинается с массажа лица, далее логопед переходит к массажу губ, а затем уже в полости рта ребенка. (см.Приложение №1)



  • Проведение пассивной, а затем активной артикуляционной гимнастики.

После массажа логопед приступает к выполнению пассивной гимнастики для языка. Целью этой гимнастики является создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры, включение в работу групп мышц, которые ранее бездействовали или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. На данном этапе ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия, т.е. с помощью рук логопеда. Пассивные движения язычка выполняются плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Желательно, чтобы ребенок мог зрительно контролировать выполняемые действия с помощью зеркала.

Постепенно механическая помощь сокращается, происходит переход от пассивной к пассивно-активной артикуляционной гимнастике. Затем, когда ребенок научится удерживать определенное положение язычка, заданную артикуляционную позу, произвольно менять артикуляционные положения языка, можно приступать к выполнению активных артикуляционных упражнений. (см.Приложение №2)

  • Формирование и развитие физиологического и речевого дыхания.

Параллельно с активизацией мышц артикуляционного аппарата на коррекционно-логопедических занятиях выполняются упражнения для развития физиологического дыхания. Это связано с тем, что у детей с тяжелыми нарушениями речи в различной степени проявляются нарушения дыхания (учащенный, неглубокий, поверхностный вдох; укороченный, слабый выдох; дискоординация вдоха и выдоха).

После того, как достаточно сформирован плавный, сильный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание, можно приступать к тренировке собственно речевого дыхания. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Задания для развития речевого дыханиям усложняются от простого к сложному в зависимости от возможностей ребенка. (см. Приложение №3)

На начальном этапе отработку правильного речевого дыхания необходимо проводить в процессе игр для развития речевого подражания. Внимательно следить, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал речевое дыхание, говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слов, при произнесении фраз делал осмысленные паузы

  • Развитие мелкой моторики.

Речевой центр является частью двигательного центра в коре голоного мозга. Исследования физиологов доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Проведение специальных игр и упражнений, направлено на развитие:

  • умелости рук;

  • укрепление силы рук;

  • согласованности движений обеих рук;

  • дифференциацию движений пальцев.

Работа по развитию моторики мелкой мускулатуры рук начинаются с массажа. Массаж рук включает в себя разминание, пощипывание, поглаживание, вибрацию. (см. приложение №4)

Для развития мелкой мускулатуры используется огромное многообразие различных форм работы (см. приложение №4)



  • Формирование и развитие фонематического слуха.

Первым этапом коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха является работа с неречевым материалом. (см. Приложение№5)

После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предлагается определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух).

Различные игры с неречевым материалом позволяют подготовить базу для формирования и развития фонематического слуха на речевом материале. Постепенно усложняются задания по слуховому восприятию речи. Вначале предлагаются слоги и звукоподражания, затем короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы. Учитывается, что на начальном этапе слова и фразы необходимо предлагать со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы логопеда), то в дальнейшем без зрительной опоры, только на слух. (см.Приложение №5)

Работу по узнаванию и различению речевых звуков необходимо начинать с различения слогов. Порядок слоговых противопоставлений, обусловлен речевым онтогенезом детей раннего возраста. Например: различение ротовых и носовых звуков: му (корова) – фу (ежик), но (лошадка) – ко (курочка).

Различение ротовых звуков по месту образования: му (корова) – ку-ку (кукушка).

Различение ротовых звуков по способу образования ма­А (мама) – па-па (папа).

Различение звуков по глухости – звонкости па-па (па­па) – ба-ба (баба), ту-ту (поезд).

  • Развитие интонационного слуха, темпа, тембра, мелодики.

На следующем этапе в процесс коррекционно-логопедических занятий включаются элементы заданий и задания по развитию интонационного слуха, так как именно в этих умениях, заложены важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи ребенка раннего возраста. В процессе работы создаются условия для формирования у детей умения произвольно изменять силу голоса от громкого до тихого и наоборот, усиливать и ослаблять силу голоса при увеличении длительности звучания. Вводятся игры по различению темпа, тембра, мелодики, что поможет в будущем избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный или убыстренный темп. (приложение №6)

Для улучшения силы голоса, равномерного его усиления и ослабления, выработки звонкости голоса используются игры из компьютерной программы «Речевой калейдоскоп».



  • Формирование и развитие понимания речи окружающих и вызывание потребности в вербальном высказывании.

Уточнение и расширение возможностей ребенка в понимании обращенной речи взрослых, а впоследствии и других детей (сверстников и более старшего возраста) начинаем в раннем возрасте. На этом этапе используются ситуативные моменты: называем предметы, которые берет ребенок, называем действия, которые совершает ребенок или логопед с этим предметом. Логопед говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

Коррекционно-логопедическую работу можно начать с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек (см. Приложение №7).

  • Обогащение и уточнение словарного запаса.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. В процессе коррекционно-логопедических занятий важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. (см.Приложение №8)

Коррекционно-логопедические техники, применяемые на различных этапах занятия, являются составляющими в формировании общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. (см. Таблицу)

Этапы занятия

Используемые техники (приемы)

Описание

Подготовка артикуляционной базы к формированию активной речи

Массаж мышц лица, губ.

«Сказка о Зайчике»


«Язычок поиграет»



Массаж сопровождается речью логопеда или тихой, спокойной музыкой.

Выполняется пальцевой массаж мышцы языка с помощью марлевой салфетки или носового платка. (см. Приложение№1)

Выполняются пассивные движения язычка с помощью логопеда, с использованием марлевой салфетки или носового платка:

  • Часики (влево - вправо).

  • Качели (вверх - вниз)

  • Дискотека язычка (влево - вправо - вверх - вниз)

  • Вкусное варенье (круговые движения язычка по часовой и против часовой стрелки) (см. Приложение №2)

Формирование дыхания

«Снегопад»


«Рыбки»

Ребенок сдувает снежинки с варежек. (формирование физиологического дыхания)

Компьютерная игра. Перед ребенком ставится задача, произносить долго, на одном выдохе изолированные звуки или слоги. Чем длительнее ребенок произносит звук на одном дыхании, тем больше проплывет на экране красочных фигурок различных рыбок. (формирование речевого дыхания) (см. Приложение №3)

Развитие мелкой моторики

«Спрячь игрушку»

Ребенок опускает (прячет) мелкие предметы в сосуд с узким горлышком. При этом сопровождаем звук падения игрушки словами «бух», «бах», «бум».

Формирование фонематического слуха

"На чем играл зайка".


«Найди картинку!»


Показать ребенку барабан и гармошку, предложить послушать, как они звучат, а затем зайка играет на этих инструментах за ширмой, а ребенок угадывает, на чем он играет. (Формирование фонематического слуха на неречевом материале)

Логопед кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Логопед называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка логопед достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок. (Формирование фонематического слуха на речевом материале)

Формирование и развитие понимания речи

«Самый внимательный»

- выбери все машинки (показать, а затем назвать части машины: колесо, руль, кузов, багажник)

- выбери всех кукол (показать , а затем назвать части тела: руки, ноги, голова, шея, туловище; части лица: глаза, уши, нос, рот, губы, лоб, брови, ресницы, щеки)

Преобладающие виды деятельности в рамках авторской коррекционно-логопедической системы:

  • Игровая - ведущая деятельность у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного, физического и речевого развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная) - одна из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития. Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности

  • Учебная - познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.

  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая). В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

Средства коррекционно-логопедического воздействия.

Оптимальный выбор средств коррекционно-логопедической работы в соответствии с поставленными целями обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приемами и методами и применяются в единстве с ними. В определении средств автор опыта исходит из того, что к средствам относятся игры и игрушки, методические и раздаточные пособия, компьютерная программа «Речевой калейдоскоп», предметные и сюжетные картинки, литература и технические приспособления и т.п.

  • Массажные зонды.

  • Игрушки для развития мелкой мускулатуры пальцев.

  • Компьютерная программа «Речевой калейдоскоп».

  • Тематические наборы предметных и сюжетных картинок.

  • Лексический справочник. Он представляет собой папку, с примерным тематическим предикативным и активным словарем детей раннего возраста.

  • Папка консультаций для родителей. В ней представлен различный материал по наиболее интересным для родителей темам.

  • Методическая игротека, в которой подобраны и систематизированы игры для:

  • формирования и развития физиологического и речевого дыхания;

  • формирования и развития мелкой моторики;

  • формирования и развития фонематического слуха;

  • формирования и развития понимания речи.

  • обогащения и уточнения активного словарного запаса.

  • Методические материалы и разработки, предлагаемые родителям:

  • Игровые формы проведения артикуляционной гимнастики.

  • Игровые упражнения для развития мимической мускулатуры лица.

  • Игровые упражнения для развития мелкой мускулатуры рук.

  • Игры с прищепками.

  • Игры с мячом.

  • Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.

  • Игровые упражнения для формирования речевого слуха у детей раннего возраста и др.

Технология применения форм, методов и средств коррекционно-логопедической работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий (см. Приложение №9).


  1   2   3

Похожие:

Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Макинтоша. / Т. К. Кравченко, С. Н. Белоусова, И. А. Бессонова. М.: Вшэ, 1998. 43с.: ил
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconТогбоу «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат» Авторы: Воспитатель, 1-я категория. Соколова Ирина Валентиновна. Воспитатель, 1-я категория. Трофимова Лина Валентиновна. Место проведения: компьютерный класс. Внеклассное занятие: «Если хочешь быть здоров…»
Тогбоу «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат»
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconНовые поступления литературы за октябрь 2012 г. 53
Курс физики [Текст] : Учеб пособие для вузов / Трофимова, Таисия Ивановна. 5-е изд.,стер. М. Высш шк., 1998. 541с. Isbn 5-06-003520-4...
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconСамопознание и развитие личности
Амелина Наталья Валентиновна, учитель общественных дисциплин моу «Гимназия №3» г. Брянска
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconСилко Арина Валентиновна
Запишите на большом листе бумаги каллиграфическим почерком название, которое вы выбрали
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconПроблемы университетского образования
Борисова Лариса Валентиновна, заместитель директора по дистанционному обучению Института заочного обучения тгу
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconКафедра Экономической теории
Ведущие преподаватели: профессор Тарасова Светлана Валерьевна, профессор взфэи иванова Елена Валентиновна. (у студентов направления–степени...
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconШушенская средняя общеобразовательная школа №1 «Как появилась жизнь на Земле?»
Костина Ольга Валентиновна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шушенской средней...
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconСодержание 1 Пример оформления структурных элементов
Содержание размещают после титульного листа отчёта (как правило, на стр. 2). Слово «Содержание» рас­полагают посередине страницы...
Бессонова Таисия Валентиновна Содержание iconУроках русского языка в условиях сельской
Автор: Потворова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу кокинская сош выгоничского района Брянской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница